По словам министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдата Мусина, в стране имеется 400 информационных систем, которые находятся на балансе различных ведомств, передает inbusiness.kz.
"По их функционированию, не функционированию – каждый госорган несет ответственность. В каждом ведомстве сегодня на балансе есть информационные системы, и они в целом направлены на автоматизацию ведомственных бизнес-процессов. После того как система автоматизирует ведомственные процессы, она подлежит интеграции. Но есть госуслуги по которым все еще требуется хождение по нескольким кабинетам или надо приходить в ЦОН", – сказал он.
Но в целом в стране в части госуслуг есть проблема с быстротой интеграции информационных систем, считает министр.
"Кто-то медленно движется, кто-то быстро двигается – у всех у них есть различные причины. Например, технологии, которые они используют, устарели и подлежат модернизации. Или же отсутствует бюджет на этот год, на следующий год надо закладывать, чтобы интегрироваться, также неактуальность баз данных. Эта проблема самая актуальная, потому что приходится сверяться с архивами или запрашивать у человека бумажные архивы, чтобы перезабить эту информацию", – добавил он.
Для решения этих проблем в ведомстве есть несколько направлений. Первое – Центр цифровой трансформации, который создан по поручению главы государства.
"Он необходим, чтобы каждый бизнес-процесс госоргана не в ведомственном формате рассматривать, а чтобы мы стояли над всеми госорганами и этот центр рассматривал бизнес-процесс: жизненную ситуацию человека не относительно ведомств или услуги, а чтобы каждый бизнес-процесс мы прорисовывали с учетом всех ведомственных баз и откуда и какие данные необходимы, подтягивать и потом передавать на автоматизацию. Сейчас все страны переходят на этот формат жизненных ситуаций. Мы эту задачу проводим. Сейчас налаживаем", – продолжил он.
Второе, по словам министра, – это технологический стек – линейка технологических решений, используемых в госструктурах. До этого каждый госорган самостоятельно выбирал те технологии, на которых хочет создавать, сопровождать и "лепить" сервис, что называется. Например, единая платформа информационных ресурсов – все веб-сайты всех госорганов, они раньше тоже сопровождались самостоятельно. АО "НИТ" создало платформу и туда интегрировало со всех сайтов всю информацию.
"Теперь техсопровождение всех сайтов за АО "НИТ", а госорганы отвечают лишь в своей части за внесение необходимой информации. То же самое мы панируем сделать по всем информационным системам. Это не так легко. Для этого нужно перейти на единую платформу и определить единый технологический стек. Чтобы это сделать, мы делаем работу по обследованию информационных ресурсов, мы должны выяснить их состояние. Потом напишем техсостояние перехода на платформу и в следующем году начнем процесс перехода на платформенную модель", – пояснил Мусин.
Третье – это вопрос ответственности, в каждом госоргане сегодня присутствует цифровой вице-министр.
"Мы сейчас работаем над тем, чтобы у каждого вице-министра по цифровизации был KPI. Это работоспособность информационных систем, автоматизация госуслуги не по принципу просто автоматизировали и галочку поставили, а сколько этой услугой пользуется граждан. Должно быть 90% пользователей госуслуг через онлайн-формат. Мы эти KPI утвердим до конца года, и со следующего года будут показывать эффективность или неэффективность того или иного госоргана. Координация закреплена за министерством цифрового развития. Мы через такие механизмы будем подтягивать госорганы и выводить на должный уровень. Сегодня есть такая ситуация, когда один госорган слишком хорошо автоматизирован, а другой стоит, у него архивы не оцифрованы", – сказал он.
Если брать общий срез, то страна все равно отстает и есть необходимость, например, требовать трудовую книжку, считает министр.
"При оформлении пенсии я, как пришел, начал над этим работать, потому что многие сталкиваются и многие жаловались, на самом деле мы не сможем это оцифровать, пока мы трудовые архивы по кадровым вопросам не оцифруем повсеместно. Для молодых людей, которые с 1998 года только работают, мы можем их автоматически обслуживать, а вот для тех, кто раньше начал работать, должны приносить трудовые книжки, потому что архивы не оцифрованы. Много проблем в цифровых данных, в актуальности данных. Поэтому мы этот вопрос поставим в KPI каждому цифровому вице-министру и каждому министру перед премьер-министром", – резюмировал он.
Дана Карина
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!