На пленарном заседании мажилиса министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев представил законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам защиты прав потребителей", передает inbusiness.kz.
Документом упрощается порядок разрешения гражданско-правовых потребительских споров из многоступенчатого в двухступенчатый.
"Потребителю при сохранении досудебного порядка на втором этапе предоставляется право выбора способа защиты своих прав: напрямую подать иск в суд, либо обратиться к субъектам внесудебного урегулирования спора или в госорган для привлечения недобросовестного субъекта бизнеса к административной ответственности. Также разграничиваются досудебный и внесудебный порядки урегулирования потребительских споров. Предлагаются поправки по усилению защиты прав потребителей в онлайн торговле", - сказал министр.
При этом базовые принципы Закона о защите прав потребителей будут распространены на все сферы услуг, кроме финансовых, с сохранением отраслевого регулирования и компетенции соответствующих государственных органов в этих сферах, добавил он.
"В законопроект разделены понятия определенного и неопределенного круга потребителей. По аналогии с рядом стран ЕАЭС Омбудсмен и общественные объединения получат право предъявлять в суды иски в отношении неопределенного круга потребителей. Также вводится гражданско-правовая ответственность предпринимателя в виде штрафа, взыскиваемого судом в гражданском процессе в пользу потребителя, чьи нарушенные права не были восстановлены на досудебном этапе его обращения к предпринимателю. Данный правовой инструмент нацелен на стимулирование предпринимателей на досудебное разрешение гражданского спора с потребителями", - пояснил Шаккалиев.
По его словам, аналогичная практика зарубежных стран привела к существенному снижению обращений в суды.
Читайте по теме:
1,2 тыс. жалоб от потребителей в сфере общественного питания поступило в РК в 2023 году