Две трети заявлений о нарушении прав потребителей в регионе приходятся на сферу торговли, передает inbusiness.kz.
По информации заместителя руководителя департамента торговли и защиты прав потребителей по Актюбинской области Багжана Тлегенова, за январь – август 2024 года профильным региональным ведомством рассмотрено 861 обращение, связанное с нарушениям прав потребителей. Это на 49 заявок больше, чем за аналогичный период 2023 года.
Из рассмотренных обращений распределение по отраслям следующее:
- розничная торговля — 380 заявок (44%)
- электронная торговля — 191 обращение (22%)
- бытовые услуги — 102 обращения (12%)
- жилищно-коммунальное хозяйство — 57 обращений (7%)
- остальные отрасли (транспортные услуги, туристские услуги, финансы, общественное питание, связь, медицина, образовательные услуги) — 131 обращение (15%)
"Количество обращений в сфере электронной торговли увеличилось на 41 по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За 8 месяцев 2023 года было зарегистрировано 150 обращений", - сказал Багжан Тлегенов.
Представитель профильного ведомства отметил, что проблемы в сфере защиты прав потребителей носят системный характер, особенно в таких областях, как розничная и электронная торговля, а также бытовые услуги. Здесь стоит отметить, что на данную сферу приходится 66%, то есть две трети всех нарушений прав потребителей Актюбинской области.
По его словам, в основном случаи нарушений прав потребителей приходятся на:
- отказ в обмене и возврате товара надлежащего качества в течение 14 календарных дней;
- отказ от ремонта, обмена и возврата некачественного товара;
- поставка некачественного товара при заказе через сайт в электронной торговле и несоблюдение продавцами сроков поставки;
- непредоставление потребителям информации о товаре, продавце и других важных аспектах.
"Из 861 обращения, поступившего в департамент, 495 решены удовлетворительно, по 200-м потребителям даны разъяснения и оказана правовая помощь. 119 обращений направлены в соответствующие государственные учреждения по своей компетенции. 42 потребителя отозвали свои обращения после решения вопроса, а три обращения перешли на сентябрь", - добавил представитель профильного ведомства.
По его словам, динамика обращений указывает не только на рост фактов, связанных с нарушениями прав потребителей, но и на повышение потребительской взыскательности и культуры. Однако следует учитывать, что количество жалоб не всегда отражает реальное состояние взаимоотношений между потребителями и бизнесом. По субъективным причинам не все граждане, чьи права и законные интересы были нарушены, обращаются в государственные органы.
По итогам 8 месяцев 2024 года потребителям Актюбинской области возвращены 114,3 млн тенге, в том числе 41,2 млн тенге пришлись на сферу розничной и 2,7 млн тенге электронной торговли.
За этот же период департамент торговли и защиты прав потребителей по Актюбинской области принял участие в 41 судебном заседании, в результате которых суд вынес решение о возврате денежных средств на сумму 69,7 млн тенге в пользу 50 потребителей региона.
В рамках проведения государственного контроля департаментом вынесено 231 административное постановление на субъекты внутреннего предпринимательства за нарушения в сфере торговли и прав потребителей. Из них 38 нарушений касаются прав потребителей, а 193 — торговой деятельности.
Административные взыскания были наложены в виде "предупреждения" на 156 предпринимателей. 75 субъектам, совершившим нарушения в торговой деятельности, наложен штраф в размере более 1,4 млн тенге за превышение торговой надбавки на социально значимые товары. Более 15% нарушений связаны с несоответствием цены товаров цене на кассе, отсутствием ценников и повторные нарушения законодательства в сфере торговли.
Ранее inbusiness.kz сообщал, что по итогам 7 месяцев 2024 года потребителям Актюбинской области возмещен материальный ущерб на сумму 106,5 млн тенге.
Читайте по теме:
65% нарушений прав потребителей в Актюбинской области пришлось на сферу торговли