Деревообрабатывающие предприятия в России могут перестать работать уже в конце октября из-за остановки с транзитных грузоперевозок плитной продукции через Казахстан. Об этом "Российской газете" рассказали в Ассоциации предприятий мебельной и деревоперерабатывающей промышленности России, передает inbusiness.kz. В Рослесинфорге отмечают, что проблемы с логистикой за счет субсидирования и иных мер поддержки удается преодолевать.
"Фактическая остановка транзитных грузоперевозок плитной продукции через Казахстан ставит под угрозу дальнейшую деятельность деревообрабатывающих предприятий России. Потеря единственного на данный момент экспортного направления, через которое российские предприятия реализовывали до 40% всей продукции, делает нерентабельным выпуск древесных плит, и целый ряд компаний, в том числе и крупных, не исключают возможности остановки своих производств уже к концу октября", - рассказали в ассоциации.
По данным АМДПР, общий объем экспорта продукции деревопереработки в денежном выражении в январе-августе 2023 года сократился по сравнению с аналогичным периодом 2022 года на 19,5%. Наибольшее падение экспорта зафиксировано в сегментах древесноволокнистых плит (-22%) и фанеры (-20%), объем экспорта древесностружечных плит сократился на 7,4%, уточнили в Ассоциации. При этом, отметил генеральный директор АМДПР Тимур Иртуганов, основным направлением экспорта для российских деревоперерабатывающих предприятий в настоящее время является Казахстан.
"Средняя Азия - Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Казахстан - сейчас являются рынком номер один для российского экспорта, отечественные производители плитной продукции реализуют там до 40% производимой продукции. Однако в течение последнего месяца это направление фактически заблокировано - с первых чисел сентября 2023 года КазЖД остановили транзит российских грузов на юг. Если ситуация не разрешится в течение ближайших недель, российская отрасль деревопереработки может перестать существовать", - заявил Иртуганов.
По словам директора по планированию и логистике группы "Свеза" Дмитрия Леонтьева, проблемы с отправкой грузов по железной дороге через Казахстан начались в конце августа. В настоящее время компания ожидает согласования тринадцати комплектов разрешительных документов на перевозку 69 вагонов с произведенной продукцией. В Череповецком фанерно-мебельном комбинате отметили, что в течение месяца не могут вывезти 40 вагонов с плитной продукцией, или около 4 тыс. куб. м плит и фанеры. "Ситуация такова, что Казахстан просто не согласовывает документы на перевозку транзитных грузов. То есть вывезти продукцию в сам Казахстан можно, а дальше - в Киргизию, Узбекистан, Таджикистан - уже нет. В чем дело, непонятно, пропускных мощностей там должно хватать. Видимо, это связано с ситуацией в самом Казахстане", - рассказал начальник отдела отгрузки "ЧФМК" Александр Котрюмин.
По словам директора по развитию "Плитный мир" (градообразующее предприятие г. Емва Республики Коми) Александра Гибежа, ситуация с экспортом продукции, и так неблагоприятная с 2022 года, сейчас стала "патовой". "Из всех зарубежных рынков сбыта у нас с 2022 года осталась только Средняя Азия. Но после того, как с сентября Казахстан ввел ограничения на транзитные перевозки по железной дороге, мы не можем отгружать продукцию покупателям из Узбекистана и далее. Ситуация близка к критической", - подчеркнул Гибеж.
Как отметил Иртуганов, нынешняя ситуация носит не отраслевой характер: "На казахском направлении заблокировано все - стоят вагоны с нефтепродуктами и зерном, простаивают контейнеры", - отметил он.
Гибеж добавил, что клиенты, не получая товар, останавливают платежи, из-за этого компании нечем платить зарплату, не на что закупать сырье.
"Да, предприятия будут искать другие способы отправки грузов, например, существенно более дорогим автотранспортом, но найти их - вопрос времени, нескольких месяцев", - говорит он Гибеж. По его прогнозам, в наиболее сложной ситуации уже к концу октября в первую очередь окажутся небольшие производители плит и фанеры. "С учетом падения цены на готовую продукцию и при одновременном росте издержек, в том числе на энергоресурсы, маржинальность производства и так практически нулевая, поддерживать производство сложно. Остановка экспорта может его добить, вопрос в том, сколько экспортный кризис продлится. Если он затронет и ноябрь, то это будет очень и очень плохо", - подчеркнул он.
Котрюмин отметил, что сейчас для ЧерФМК есть только один вариант - перенаправить "лишние" объемы плит на внутренний рынок или увеличивать поставки в сам Казахстан, если там столько плит надо.
"Если не сможем быстро найти новых покупателей, то придется на время останавливать производство. В ситуации status quo мы продержимся две недели, максимум месяц", - сказал Котрюмин.
Дмитрий Леонтьев добавил, что клиенты уже отказываются от заказов, они не могут ждать и покупают в других странах. "Если такая ситуация продлится, то это чревато остановкой производства на одном из комбинатов нашей группы", - подчеркнул он.
В Рослесинфорге отметили, что в России есть ряд регионов, которые демонстрируют рост производства пиломатериалов.
"Производство пиломатериалов по итогам сентября увеличилось в диапазоне от 10 до 15% - в Кировской области и Красноярском крае, по остальным регионам данные в процессе обновления. Кроме того, рост заготовки древесины в 33 субъектах Российской Федерации по сравнению с прошлым годом свидетельствуют о том, что проблемы с логистикой за счет субсидирования и иных мер поддержки удается преодолевать", - рассказали "РГ" в ведомстве.
Читайте по теме:
Как санкции против российских и белорусских перевозчиков отражаются на казахстанской логистике?