"На сегодня долг иранской компании перед нами составляет более 200 млн тенге, предприятия с августа не работает. Мы сидим без тепла, воды, электричества и долгами по заработной плате", - рассказал abctv главный инженер ТОО "Концерн "КазСтройМонтаж" Алмаз Ахметов.
Шидертинский щебеночный завод, после значительной реконструкции с общим объемом инвестиций 250 млн тенге, был запущен в 2011 году. Производственная мощность ТОО "Концерн "КазСтройМонтаж" 2 млн тонн щебня в год. Было закуплено и смонтировано новое оборудование, запущена новая линия по производству семи фракций щебня. Местный щебень, по информации руководства предприятия, отвечает европейским стандартам качества, он используется для производства высотных конструкций, в строительстве, для дорожных работ. Одна из главных характеристик шидертинского щебня - высокая морозостойкость, что актуально для северных регионов. В советские времена щебень поставлялся также в страны Ближнего Востока.
В "КазСтройМонтаж" утверждают, что иранскую компанию АОЗТ "Дена Рахсаз Констракшн", в 2014 году получившую госзаказы на сумму 47,3 млрд тенге на реконструкцию трех участков автомобильной дороги в Павлодарской области, местный щебень устроил. Всю прошлую зиму предприятие готовило сырье для дорожной компании на основании договора и по предоплате.
"Они всю зиму для иранской компании работали, сделали им объемы почти на 300 млн тенге, а те не оплатили вторую часть. Получается, они зарплату людям какое-то время платили из собственных оборотных средств, надеясь, что летом получат свои деньги. Но до сегодняшнего дня они свои деньги не получили. Долг по заработной плате около 10 млн тенге. Щебеночный завод подал на компанию в суд. На сегодня важно согласовать график погашения долга. Тогда и долги по зарплате можно было бы погасить, и получить оборотные средства для возобновления работы. Есть договор, есть обязательства, которые не исполняются. На сегодня у них, ни тепла, ни воды, ни света. Кругом должны. Завод хороший и перспективы есть", - сообщил abctv заместитель акима Экибастуза по вопросам экономики, предпринимательства и торговли Ерлан Мырзабеков.
По информации юриста ТОО "Концерн "КазСтройМонтаж", иск о взыскании задолженности более 200 млн тенге подан в столичный суд, по юридическому адресу компании. Иранская компания написала гарантийное письмо, что до конца ноября полностью рассчитаются. Правда, до конца месяца остались считанные дни.
"Я на днях был в Астане, представители иранской компании улетели в Иран, но в ближайшие дни должны вернуться. К слову, на данную компанию многие казахстанские предприятия подали в суд. Иранцы ссылаются на финансовые трудности. Согласно их объяснениям, в связи с девальвацией у них возникли проблемы, зависла кредиторская задолженность. Сейчас они с Ирана начали потихоньку кредитные деньги отправлять. Сейчас у них счет заблокирован из-за множества судебных исков, частные судебные исполнители наложили арест. Я в Астане встречался с их казахстанскими представителями. Первые деньги из Ирана начали поступать еще в сентябре. С кем-то начали рассчитываться, думаю и с щебеночным заводом рассчитаются. Что касается строительных работ, то пока иранская компания не в графике. Небольшой участок дороги за Щидертами они должны закончить в 2017 году, два больших участка – в 2018 году. У них есть время исправить свое положение. По приезду иранцев у нас будет большое совещание, где будет разбираться о перспективах, как они планируют работать, как закрывать кредиторскую задолженность", - сообщил abctv заместитель директора Павлодарского филиала АО "НК "ҚазАвтоЖол" Амантай Касымханов.
Иранская компания АОЗТ "Дена Рахсаз Констракшн", специализирующаяся на строительстве, ремонте и реконструкции автомобильных дорог, работает на казахстанском рынке с 2001 года. Участки дороги в Павлодарской области, которые компания должна построить, касаются строительства и реконструкции автодорожного коридора "Центр-Восток" в рамках реализации программы "Нұрлы жол". Коридор соединит столицу с городами Павлодаром, Семеем и Усть-Каменогорском. Только по территории Павлодарской области магистраль имеет протяженность 409 километров. По данным пресс-службы АО "НК "ҚазАвтоЖол", полное завершение реконструкции автодороги Астана-Павлодар запланировано на 2018 год. После окончания реконструкции автодорога будет расширена до 4 полос и отнесена к I технической категории.
Нужно сказать, что остановка щебеночного завода является большой проблемой для небольшого региона, на предприятии трудилось порядка 100 человек. Альтернативные способы заработка отсутствуют по причине небольшой концентрации МСБ.
Территория завода находится под охраной во избежание воровства.
Марина Попова, Павлодар