/img/tv1.svg
RU KZ
«У Air Astana одни из самых дешевых билетов в мире»

«У Air Astana одни из самых дешевых билетов в мире»

Питер Фостер предлагает сравнить цены на внутренние перелеты компании с расценками в других странах.

19:50 14 Октябрь 2016 10985

«У Air Astana одни из самых дешевых билетов в мире»

Автор:

Куралай Абылгазина

Если Казахстан и Россия вскоре решат вопрос по второму перевозчику, это снизит стоимость авиабилетов и приведет к ценовым войнам. О том как Air Astana будет конкурировать в новых условиях и сколько китайских пассажиров перевезет в ближайшие три года в интервью abctv.kz  рассказал президент компании Питер Фостер.  

- Ранее управляющий Международного финансового центра «Астана» Кайрат Келимбетов назвал идею «открытого неба» над столицей «критически важным фактором» для развития МФЦА. Это предусматривает, что любой авиаперевозчик сможет совершать полеты в Астану вне зависимости от того, подписывали ли их страны соглашения о воздушном сообщении с Казахстаном.  Г-н Фостер, как вы относитесь к этой идее?

- Казахстан установил достаточно либеральные права на полеты со многими странами. Однако некоторые зарубежные авиакомпании пока ими не воспользовались. К примеру, у Air Astana  есть рейсы в Париж и Лондон, но национальные авиаперевозчики Великобритании и Франции пока не летают в Астану. Другой пример – полеты в Бангкок, перевозчик Тайланда также не выполняет рейсы в Астану. Важно создавать условия для авиаперевозчиков - это значит предоставить справедливые цены на использование инфраструктуры (аэропортов – прим. Авт). Это касается и цен на топливо в аэропортах и продвижения Казахстана как туристического и бизнес-направления.

- Что касается цен на авиатопливо, ранее Международная ассоциация воздушного пространства (ИАТА) также озвучивала свое мнение на этот счет. По мнению организации, из-за высоких цен на керосин в аэропортах некоторые авиакомпании перестали летать в Казахстан.

- Нужно быть осторожными в выводах. British Airlines и Austrian Airlines больше не летают сюда, а Etihad сократил частоту рейсов. Это случилось не только из-за цен на авиатопливо, стоит принимать во внимание рентабельность полетов в Казахстан. Рынок в депрессии, в этом году трафик «из» и «в» Казахстан упал на 17% по сравнению с предыдущим годом. Конечно, ситуация выправится, сегодня цены на нефть уже больше 50 долларов за баррель, и спрос вернется в Казахстан. Я думаю, что менеджмент аэропортов рассмотрит изменения цен, если захочет привлечь больше авиакомпаний.

- Авиационные власти России предлагают Казахстану ввести по второму перевозчику от РФ и РК на маршруты в Астану, Алматы и Москву.Более того, российский Минтранс уверен, что переговоры завершатся положительно.   Как «Эйр Астана» относится к такому предложению и как это изменит рынок?

- Мы конкурируем с российскими перевозчиками «Трансаэро» и «Аэрофлот» уже 15 лет. Это не проблема для нас. Мы более чем рады конкурировать с любой компанией, которая будет выбрана российской стороной, чтобы потеснить нас.

Опять-таки большое количество прав на полеты между российскими и казахстанскими городами не используются. До того, как назначить вторых перевозчиков, надо посмотреть как Air Astana и «Аэрофлот» обслуживают эти маршруты. Предоставляем ли мы и российская авиакомпания достаточное количество мест для удовлетворения спроса? На наш взгляд, в условиях низкого рынка оба перевозчика обеспечивают достаточную провозную емкость и полностью оправданные цены. Сегодня трудно доказать необходимость увеличения мест на этих маршрутах. Наши перевозчики и так справляются с потоком пассажиров в текущих рыночных условиях. Сегодня мы и российские авиалинии работаем так, что хватает ровно на покрытие расходов.

В краткосрочной перспективе назначение второго перевозчика повлечет за собой ценовые войны, которые, конечно, снизят цены. Однако это продлится непродолжительное время. В долгосрочной перспективе это не приведет к позитивному эффекту.

- Как вы считаете, г-н Фостер, почему российская сторона лоббирует назначение второго перевозчика?

- Российские авиакомпании заинтересованы в том, чтобы бизнес из Центральной Азии летал в Европу через Москву. Мы же сегодня обслуживаем прямые рейсы во Франкфурт, Лондон, Париж и Амстердам. Российские перевозчики через создание большей вместимости (большого количества дополнительных мест – прим. Авт) на этом рынке, видят возможность выполнять транзит пассажиров Центральной Азии через Москву. В принципе, это то, что происходит сейчас - полеты в Европу проходят на российских перевозчиках через московский хаб. Это одна из причин, почему Austrian airlines и British airlines свернули свой бизнес здесь - перестали летать в Казахстан.

Козырь в рукаве
- «Эйр Астана» планирует увеличить полеты в Китай. Сколько всего пассажиров из Поднебесной прилетит в Казахстан?

- Китай - это большая возможность. В прошлому году 120 млн китайских туристов выехали за рубеж, траты которых в среднем составляют 300 долларов в день, не включая авиабилеты. Это 36 млрд долларов.

Ожидаем, что в этом году мы перевезем 200 тыс. китайских пассажиров. Сегодня мы осуществляем 20 полетов в неделю из Алматы и Астаны в Пекин и Урумчи. Мы планируем в течение трех лет увеличить частоту полетов до 60 рейсов в неделю. Будут чаще летать не только в Пекин и Урумчи, но и в Чэнду и возможно Шанхай. За три года количество китайских пассажиров на наших рейсах вырастет с 200 тыс. до 1 млн человек. Из них половина будут транзитными с остановкой в Астане или Алматы на несколько дней. Вот эти 500 тыс. туристов сгенерируют 1 млн транзитных дней. Итак если они тратят около 300 долларов в день это составит 300 млн долларов, которые китайские туристы потратят в наших отелях, ресторанах и торговых центрах.

Мы не должны недооценивать эту возможность, необходимо работать сообща с правительством, чтобы получить максимальную выгоду от этого. Мы со своей стороны обещаем прилагать усилия по увеличению рейсов, а со стороны государства ждем работы по смягчению визовых требований к транзитным пассажирам – возможность находится в Казахстане 72 часа без визы.

- В 2017 году Казахстан проводит международную выставку ЭКСПО-2017. Повлияет ли это на количество рейсов компании?

- Мы ожидаем увеличения провозных емкостей на 11% в следующем году. Трудно назвать точное количество зарубежных туристов, которое мы ожидаем на ЭКСПО. Но у нас увеличится частота полетов на всех наших главных маршрутах в Астану.

- И расходы на осуществление рейсов тоже вырастут. Оперируете ли вы достаточными резервами, чтобы их покрыть?

- Это риск, который мы принимаем. Мы увеличиваем провозные емкости на 11%, это значит, что нам необходимо, как минимум, на 11% больше пассажиров. Но мы ожидаем больше.

- Планирует ли Air Astana продолжать переговоры с Монголией об открытии рейса в Улан-Батор? Если стороны придут к соглашению, по какому маршруту полетит Air Astana - через Китай?

- Очень жаль, что мы не смогли выполнять рейсы в Улан-Батор в этом году. Власти Монголии отказали нам в разрешении в последнюю минуту. Тогда мы уже продали билеты тысяче пассажиров, большинство которых собирались лететь транзитом из Европы через Астану в Улан-Батор. Нам пришлось перебронировать им билеты. Этот рейс был частью стратегии компании и правительства Казахстана по продвижению Астаны, как авиационного хаба для Центральной Азии и Дальнего Востока. Мы хотим попробовать еще раз в следующем году, но не хотелось бы оказаться в такой же ситуации снова. Отмечу, что министерство иностранных дел приложило много усилий, отстаивая наши интересы перед монгольскими властями, и мы благодарны им. Но даже после переговоров на очень высоком уровне мы не смогли добиться разрешения.

- Ранее вице-министр иностранных дел Роман Василенко заявил, что вскоре Казахстан и Греция подпишут соглашение о воздушном сообщении. Планируете ли вы летать в Грецию?

- На данный момент у нас нет планов осуществлять рейсы в Грецию. Но это может быть летний туристический маршрут. Несколько лет назад у нас был рейс в Барселону. Это зависит от потока туристов. В этом году с этим было сложно из-за экономической ситуации в Казахстане. Ослабление тенге сократило количество туристов в Европу. Возможно ситуация выправится в течение нескольких лет и мы рассмотрим такую возможность.  

Дочки-матери
- Мажоритарным акционером Air Astana является фонд «Самрук-Казына», которому также принадлежит 100% новой авиакомпании Qazaq Air. Конкурируете ли вы между собой или, к примеру, наоборот согласовываете тарифную политику и цены?

- Qazaq Air полностью независима от Air Astana. По сравнению с нами это маленькая компания – у нее всего 3 самолета, у нас более 30. Да, мы конкурируем на маршрутах Астана-Алматы и еще на нескольких рейсах. Мы не договариваемся и не фиксируем цены. По антимонопольному законодательству это запрещено. Такие действия нелегальны, и мы не будем начинать это делать.

Но при этом мы предоставляем техническую помощь для Qazaq Air, а часть ее менеджеров пришли из Air Astana. Мы вполне можем заключить коммерческое соглашение с ними. По нему мы сможем отправлять наших пассажиров по маршрутам Qazaq Air, на которых нет нашей компании по каким-то экономическим причинам. Их самолеты меньше и обслуживание их дешевле. К примеру, если нам будет необходимо направить пассажира из Парижа в Талдыкорган, мы сможем объединить наши усилия – рейс до Алматы выполним мы, а в Талдыкорган уже Qazaq Air.

- Как формируются тарифы Air Astana и насколько они прозрачны?

- На нашем сайте вы можете увидеть стоимость билетов на каждый рейс. Более того у Air Astana одни из самых дешевых билетов в мире на внутренние рейсы. К примеру, средняя цена на полеты между Астаной и Алматы составляет 15,5 тыс. тенге - менее 45-50 долларов. За полет продолжительностью 1,45 минут это дешево по любым международным стандартам. Другой пример, билеты между Астаной и Атырау стоят в среднем около 25,5 тыс. тенге - около 92 долларов, что также не дорого для полета на такое расстояние. Мы предоставляем такие цены, потому что мы высокоэффективная компания. При этом мы получаем небольшую прибыль с нашей деятельности – мы ставим цены на пороге рентабельности. Конечно, мы понимаем, клиенты всегда хотят максимально доступные билеты. Но, я думаю, когда пассажиры сравнивают наши цены на внутренние перелеты с расценками в других странах (за такой же самолет, топливо и сервис), они понимают, что наши тарифы максимально справедливы.

Также стоит понимать, что есть хорошо заполняемые и плохо заполняемые рейсы. К примеру, самолет в пятницу вечером из Астаны в Алматы будет полным. Однако из Алматы в Астану наоборот. Или полеты в Париж в начале туристического сезона будут максимально востребованы, а в Москву, допустим, нет. Цены устанавливаются так, чтобы мы могли покрыть наши расходы и инвестировать в будущее.

Куралай Абылгазина

Как скажутся полеты в Эмираты в обход Ирана на стоимости путевок

Этот вопрос мы адресовали директору Казахстанской туристской ассоциации (КТА) Рашиде Шайкеновой.  

09 Январь 2020 15:25 1262

По словам Рашиды Шайкеновой, массовых отказов от путевок в эти страны нет.

«Вы уже знаете, что «Эйр Астана», которая осуществляет основное количество рейсов в Эмираты, меняет рейсы, что естественно, будут делать и арабские компании. У SCAT малое количество рейсов. Что может измениться? Только одно – увеличится количество часов, проводимое в полете, на цены это не повлияет. Пока. Мы рассчитываем на то, что это явление временное», – сказала она по телефону, комментируя inbusiness.kz ситуацию.

Она сообщила, что авиакомпании не заявляли о повышении цен. «Комитет гражданской авиации обратился к авиаперевозчикам с просьбой скорректировать свои полеты, поэтому отказов массовых от Эмиратов нет, а вообще это время – одно из самых популярных, особенно Эмираты», – говорит директор КТА.

При этом она прогнозирует, что если же конфликт между странами – Америкой и Ираном – усилится и затронет вопросы безопасности, то ситуация с ценами на путевки, а также потоком туристов может кардинально измениться.

По данным КТА, ежегодно ОАЭ посещает более 160 тыс. наших граждан, Египет – 120 тыс казахстанцев.

Напомним, на фоне ирано-американского конфликта, а также авиакатастрофы с украинским лайнером в Иране казахстанские авиакомпании изменили маршруты своих рейсов. Путь для казахстанских туристов в ОАЭ, Египет  и Саудовскую Аравию стал длиннее по времени, у «Эйр Астаны», к примеру, полет из Нур-Султана в Дубай увеличился почти на час, из Алматы – на 20 минут. SCAT же сообщила, что длительность полетов в Египет и Саудовскую Аравию увеличится на час и  до полутора часов соответственно. 

Как сообщили inbusiness.kz в пресс-службе «Эйр Астаны», стоимость авиабилетов в связи с изменением маршрутов в Дубай в обход Ирана осталась прежней.  

Айгуль Тулекбаева

Казахстан усилит ответственность авиакомпаний за безопасность полетов

По фактам ряда воздушных происшествий предлагается внести поправки в действующие нормативно-правовые акты.

24 Март 2017 09:37 2556

В министерстве по инвестициям и развитию РК (МИР) совместно с представителями главной транспортной прокуратуры Республики Казахстан и авиакомпании АО «Эйр Астана» состоялось оперативное совещание по вопросам обеспечения безопасности полетов.

Как сообщили в пресс-службе МИРа, причиной инцидента, случившегося с воздушным судном Embraer 190 авиакомпании АО «Эйр Астана», рейс КС109, следовавшим из Алматы в Бишкек, послужило выключение двигателя номер один экипажем вследствие срабатывания сигнализации падения давления масла.

«По предварительным данным расследования, причиной стал отказ самой системы сигнализации. По результатам совещания было принято решение по разработке совместных комплексных мероприятий, направленных на повышение уровня обеспечения безопасности полетов. Будет проведена работа по внесению изменений в нормативно-правовые акты в сфере гражданской авиации касательно усиления ответственности авиакомпаний за обеспечение безопасности полетов», - отмечается в распространенном сообщении.

В самой авиакомпании подтвердили, что самолет, выполнявший 22 марта рейс КС109 из Алматы в Бишкек, вернулся в международный аэропорт Алматы по технической причине.

Причиной стало выключение экипажем двигателя № 1 вследствие появления информации о падении давления масла. Самолет совершил посадку в штатном режиме.

В «Эйр Астане» сообщили, что техперсоналом авиакомпании выполнен комплекс работ по выявлению причины указанной неисправности. Было подтверждено, что появление информации о падении давлении масла вызвано ложным срабатыванием системы сигнализации. Двигатель был осмотрен и запущен на земле. Никаких следов утечки масла не обнаружено, отметили в авиакомпании.

Вылет рейса был запланирован на 20.30 по местному времени 22 марта, однако борт вернулся в международный аэропорт Алматы по технической причине.

7 марта в международном аэропорту Алматы приземлился Boeing 757 с отказавшим двигателем. Пострадавших в ходе аварийной посадки не было. Кроме того, 8 марта вылетевший в Атырау борт «Эйр Астана» вернулся в аэропорт Алматы из-за сбоя навигационного оборудования.

15 марта глава национального авиаперевозчика Питер Фостер сообщил журналистам, что расследование последних авиационных происшествий еще продолжается.

«В целом, если брать статистику, то показатель авиационных происшествий у авиакомпании «Эйр Астана» очень низкий. Тот факт, что была замена двух двигателей в течение практически трех дней – это такой исключительный случай, если хотите, по двум исключительным механическим дефектам. Я хотел бы еще раз повторить, что ни в одном из этих случаев не было ни малейшего риска для пассажиров», - сказал он.

Он отметил, что посадка была осуществлена экипажем в полном соответствии со стандартами тех процедур, которые существуют для таких случаев.

«Конечно, любое такое происшествие мы рассматриваем с полной серьезностью. Я хотел бы заверить вас, всех пассажиров и публику в целом в том, что точность и надежность нашей организации технического обслуживания и процедур технического обслуживания авиакомпании всегда стоит на первом месте, и мы уделяем максимальное внимание этому вопросу», - заверил г-н Фостер.

Он напомнил, что все самолеты авиакомпании проходят регулярное и запланированное техническое обслуживание и проверки.

«То есть этот процесс мы никоим образом менять не планируем, но я думаю, всех больше всего интересует определенный инцидент, потому что он второй по счету, связанный именно с Airbus Neo. Этот самолет абсолютно новый, то есть был поставлен авиакомпании прямо с завода в прошлом году, и уже за это время на этом самолете было две незапланированные замены двигателя. Данные проблемы, в принципе, для индустрии известны. Производителем данного двигателя является компания «Пратт энд Уитни», - рассказал Питер Фостер. - Даже мои коллеги из авиакомпании «Люфтганза» знакомы с этими проблемами. «Пратт энд Уитни» со своей стороны очень усердно работает над устранением данных проблем, и, как я уже сказал, со своей стороны мы также работаем с «Пратт энд Уитни», чтобы как можно быстрее эти проблемы решить».

Глава авиакомпании отметил, что новые воздушные суда такого типа будут поставляться в Казахстан только после подтверждения устранения ранее выявленных недостатков.

«Они постоянно информируют нас о результатах полетных тестов, которые осуществляют. Со своей стороны мы уверены, что в краткосрочном плане эти проблемы будут решены, и те новые самолеты этого типа, которые авиакомпания «Эйр Астана» будет получать, они уже будут без этих проблем. Хотелось бы напомнить, что на данный момент во флоте авиакомпании самолет этого типа всего один, соответственно, мы с этими проблемами хорошо знакомы, и новые самолеты будут поставлены после того, как мы получим подтверждение устранения недостатков. Они уже будут без этих проблем», - резюмировал Питер Фостер.

Жанболат Мамышев

Материалы по теме