Если Казахстан и Россия вскоре решат вопрос по второму перевозчику, это снизит стоимость авиабилетов и приведет к ценовым войнам. О том как Air Astana будет конкурировать в новых условиях и сколько китайских пассажиров перевезет в ближайшие три года в интервью abctv.kz рассказал президент компании Питер Фостер.
- Ранее управляющий Международного финансового центра "Астана" Кайрат Келимбетов назвал идею "открытого неба" над столицей "критически важным фактором" для развития МФЦА. Это предусматривает, что любой авиаперевозчик сможет совершать полеты в Астану вне зависимости от того, подписывали ли их страны соглашения о воздушном сообщении с Казахстаном. Г-н Фостер, как вы относитесь к этой идее?
- Казахстан установил достаточно либеральные права на полеты со многими странами. Однако некоторые зарубежные авиакомпании пока ими не воспользовались. К примеру, у Air Astana есть рейсы в Париж и Лондон, но национальные авиаперевозчики Великобритании и Франции пока не летают в Астану. Другой пример – полеты в Бангкок, перевозчик Тайланда также не выполняет рейсы в Астану. Важно создавать условия для авиаперевозчиков - это значит предоставить справедливые цены на использование инфраструктуры (аэропортов – прим. Авт). Это касается и цен на топливо в аэропортах и продвижения Казахстана как туристического и бизнес-направления.
- Что касается цен на авиатопливо, ранее Международная ассоциация воздушного пространства (ИАТА) также озвучивала свое мнение на этот счет. По мнению организации, из-за высоких цен на керосин в аэропортах некоторые авиакомпании перестали летать в Казахстан.
- Нужно быть осторожными в выводах. British Airlines и Austrian Airlines больше не летают сюда, а Etihad сократил частоту рейсов. Это случилось не только из-за цен на авиатопливо, стоит принимать во внимание рентабельность полетов в Казахстан. Рынок в депрессии, в этом году трафик "из" и "в" Казахстан упал на 17% по сравнению с предыдущим годом. Конечно, ситуация выправится, сегодня цены на нефть уже больше 50 долларов за баррель, и спрос вернется в Казахстан. Я думаю, что менеджмент аэропортов рассмотрит изменения цен, если захочет привлечь больше авиакомпаний.
- Авиационные власти России предлагают Казахстану ввести по второму перевозчику от РФ и РК на маршруты в Астану, Алматы и Москву.Более того, российский Минтранс уверен, что переговоры завершатся положительно. Как "Эйр Астана" относится к такому предложению и как это изменит рынок?
- Мы конкурируем с российскими перевозчиками "Трансаэро" и "Аэрофлот" уже 15 лет. Это не проблема для нас. Мы более чем рады конкурировать с любой компанией, которая будет выбрана российской стороной, чтобы потеснить нас.
Опять-таки большое количество прав на полеты между российскими и казахстанскими городами не используются. До того, как назначить вторых перевозчиков, надо посмотреть как Air Astana и "Аэрофлот" обслуживают эти маршруты. Предоставляем ли мы и российская авиакомпания достаточное количество мест для удовлетворения спроса? На наш взгляд, в условиях низкого рынка оба перевозчика обеспечивают достаточную провозную емкость и полностью оправданные цены. Сегодня трудно доказать необходимость увеличения мест на этих маршрутах. Наши перевозчики и так справляются с потоком пассажиров в текущих рыночных условиях. Сегодня мы и российские авиалинии работаем так, что хватает ровно на покрытие расходов.
В краткосрочной перспективе назначение второго перевозчика повлечет за собой ценовые войны, которые, конечно, снизят цены. Однако это продлится непродолжительное время. В долгосрочной перспективе это не приведет к позитивному эффекту.
- Как вы считаете, г-н Фостер, почему российская сторона лоббирует назначение второго перевозчика?
- Российские авиакомпании заинтересованы в том, чтобы бизнес из Центральной Азии летал в Европу через Москву. Мы же сегодня обслуживаем прямые рейсы во Франкфурт, Лондон, Париж и Амстердам. Российские перевозчики через создание большей вместимости (большого количества дополнительных мест – прим. Авт) на этом рынке, видят возможность выполнять транзит пассажиров Центральной Азии через Москву. В принципе, это то, что происходит сейчас - полеты в Европу проходят на российских перевозчиках через московский хаб. Это одна из причин, почему Austrian airlines и British airlines свернули свой бизнес здесь - перестали летать в Казахстан.
Козырь в рукаве
- "Эйр Астана" планирует увеличить полеты в Китай. Сколько всего пассажиров из Поднебесной прилетит в Казахстан?
- Китай - это большая возможность. В прошлому году 120 млн китайских туристов выехали за рубеж, траты которых в среднем составляют 300 долларов в день, не включая авиабилеты. Это 36 млрд долларов.
Ожидаем, что в этом году мы перевезем 200 тыс. китайских пассажиров. Сегодня мы осуществляем 20 полетов в неделю из Алматы и Астаны в Пекин и Урумчи. Мы планируем в течение трех лет увеличить частоту полетов до 60 рейсов в неделю. Будут чаще летать не только в Пекин и Урумчи, но и в Чэнду и возможно Шанхай. За три года количество китайских пассажиров на наших рейсах вырастет с 200 тыс. до 1 млн человек. Из них половина будут транзитными с остановкой в Астане или Алматы на несколько дней. Вот эти 500 тыс. туристов сгенерируют 1 млн транзитных дней. Итак если они тратят около 300 долларов в день это составит 300 млн долларов, которые китайские туристы потратят в наших отелях, ресторанах и торговых центрах.
Мы не должны недооценивать эту возможность, необходимо работать сообща с правительством, чтобы получить максимальную выгоду от этого. Мы со своей стороны обещаем прилагать усилия по увеличению рейсов, а со стороны государства ждем работы по смягчению визовых требований к транзитным пассажирам – возможность находится в Казахстане 72 часа без визы.
- В 2017 году Казахстан проводит международную выставку ЭКСПО-2017. Повлияет ли это на количество рейсов компании?
- Мы ожидаем увеличения провозных емкостей на 11% в следующем году. Трудно назвать точное количество зарубежных туристов, которое мы ожидаем на ЭКСПО. Но у нас увеличится частота полетов на всех наших главных маршрутах в Астану.
- И расходы на осуществление рейсов тоже вырастут. Оперируете ли вы достаточными резервами, чтобы их покрыть?
- Это риск, который мы принимаем. Мы увеличиваем провозные емкости на 11%, это значит, что нам необходимо, как минимум, на 11% больше пассажиров. Но мы ожидаем больше.
- Планирует ли Air Astana продолжать переговоры с Монголией об открытии рейса в Улан-Батор? Если стороны придут к соглашению, по какому маршруту полетит Air Astana - через Китай?
- Очень жаль, что мы не смогли выполнять рейсы в Улан-Батор в этом году. Власти Монголии отказали нам в разрешении в последнюю минуту. Тогда мы уже продали билеты тысяче пассажиров, большинство которых собирались лететь транзитом из Европы через Астану в Улан-Батор. Нам пришлось перебронировать им билеты. Этот рейс был частью стратегии компании и правительства Казахстана по продвижению Астаны, как авиационного хаба для Центральной Азии и Дальнего Востока. Мы хотим попробовать еще раз в следующем году, но не хотелось бы оказаться в такой же ситуации снова. Отмечу, что министерство иностранных дел приложило много усилий, отстаивая наши интересы перед монгольскими властями, и мы благодарны им. Но даже после переговоров на очень высоком уровне мы не смогли добиться разрешения.
- Ранее вице-министр иностранных дел Роман Василенко заявил, что вскоре Казахстан и Греция подпишут соглашение о воздушном сообщении. Планируете ли вы летать в Грецию?
- На данный момент у нас нет планов осуществлять рейсы в Грецию. Но это может быть летний туристический маршрут. Несколько лет назад у нас был рейс в Барселону. Это зависит от потока туристов. В этом году с этим было сложно из-за экономической ситуации в Казахстане. Ослабление тенге сократило количество туристов в Европу. Возможно ситуация выправится в течение нескольких лет и мы рассмотрим такую возможность.
Дочки-матери
- Мажоритарным акционером Air Astana является фонд "Самрук-Казына", которому также принадлежит 100% новой авиакомпании Qazaq Air. Конкурируете ли вы между собой или, к примеру, наоборот согласовываете тарифную политику и цены?
- Qazaq Air полностью независима от Air Astana. По сравнению с нами это маленькая компания – у нее всего 3 самолета, у нас более 30. Да, мы конкурируем на маршрутах Астана-Алматы и еще на нескольких рейсах. Мы не договариваемся и не фиксируем цены. По антимонопольному законодательству это запрещено. Такие действия нелегальны, и мы не будем начинать это делать.
Но при этом мы предоставляем техническую помощь для Qazaq Air, а часть ее менеджеров пришли из Air Astana. Мы вполне можем заключить коммерческое соглашение с ними. По нему мы сможем отправлять наших пассажиров по маршрутам Qazaq Air, на которых нет нашей компании по каким-то экономическим причинам. Их самолеты меньше и обслуживание их дешевле. К примеру, если нам будет необходимо направить пассажира из Парижа в Талдыкорган, мы сможем объединить наши усилия – рейс до Алматы выполним мы, а в Талдыкорган уже Qazaq Air.
- Как формируются тарифы Air Astana и насколько они прозрачны?
- На нашем сайте вы можете увидеть стоимость билетов на каждый рейс. Более того у Air Astana одни из самых дешевых билетов в мире на внутренние рейсы. К примеру, средняя цена на полеты между Астаной и Алматы составляет 15,5 тыс. тенге - менее 45-50 долларов. За полет продолжительностью 1,45 минут это дешево по любым международным стандартам. Другой пример, билеты между Астаной и Атырау стоят в среднем около 25,5 тыс. тенге - около 92 долларов, что также не дорого для полета на такое расстояние. Мы предоставляем такие цены, потому что мы высокоэффективная компания. При этом мы получаем небольшую прибыль с нашей деятельности – мы ставим цены на пороге рентабельности. Конечно, мы понимаем, клиенты всегда хотят максимально доступные билеты. Но, я думаю, когда пассажиры сравнивают наши цены на внутренние перелеты с расценками в других странах (за такой же самолет, топливо и сервис), они понимают, что наши тарифы максимально справедливы.
Также стоит понимать, что есть хорошо заполняемые и плохо заполняемые рейсы. К примеру, самолет в пятницу вечером из Астаны в Алматы будет полным. Однако из Алматы в Астану наоборот. Или полеты в Париж в начале туристического сезона будут максимально востребованы, а в Москву, допустим, нет. Цены устанавливаются так, чтобы мы могли покрыть наши расходы и инвестировать в будущее.
Куралай Абылгазина