«Я сознательно иду на делегирование значительной части полномочий» | Inbusiness
/img/tv.svg
RU KZ
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84 FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07 KASE 2 284,35 Пшеница 465,40
$ 378.01 € 420.88 ₽ 5.84
Погода:
+21Астана
+14Алматы
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07
KASE 2 284,35 Пшеница 465,40
«Я сознательно иду на делегирование значительной части полномочий»

«Я сознательно иду на делегирование значительной части полномочий»

Нурсултан Назарбаев предложил народу Казахстана обсудить перераспределение полномочий между ветвями власти.

«Я сознательно иду на делегирование значительной части полномочий» , Глава государства ,Назарбаев,правительство,парламент,Перераспределения полномочий,Ветви власти,президент,реформы,мажилис,Открытое правительство,Гульмира Исимбаева,Рахмет Мукашев,Казахстанский союз юристов

30975 25 Январь 2017 22:37 Авторы: Жанболат Мамышев Ирина Севостьянова

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в среду вечером выступил со специальным обращением к гражданам страны, в котором объяснил, для чего нужно перераспределение полномочий между ветвями власти, и предложил казахстанцам обсудить предлагаемые реформы. Видеообращение главы государства транслировалось по республиканским телеканалам страны.

"Я обращаюсь к вам по принципиальному для нашей страны вопросу - это перераспределение полномочий между ветвями государственной власти. (...) Учитывая важность предлагаемых мер, я решил вынести на всенародное обсуждение проект конституционных реформ, который будет опубликован, издан соответствующий указ", - заявил он. 

В каком направлении пойдет Казахстан
Президент сам объяснил основную суть предложенных рабочей группой (создана указом президента) изменений, и для чего они необходимы именно сейчас. По его словам, "сильная президентская вертикаль нужна была нам в ходе преодоления огромных трудностей становления государства", и благодаря ей построено "новое государство, новая экономика, новое общество". При этом, подчеркнул господин Назарбаев, "правильность выстроенной нами траектории развития того времени подтверждена самой историей". 

Предлагаемые же реформы, по мнению президента, отвечают "логике современного развития".

"Скорость и сложность общественных процессов нарастают и у нас в Казахстане. Уже сегодня мы должны думать о том, как реагировать на глобальные и региональные вызовы, которые неизбежно поставит грядущая история перед нами", - считает президент.

Суть предлагаемых реформ - это "серьезное перераспределение властных полномочий, демократизация политической системы в целом". Нурсултан Назарбаев объяснил, что по предложенным новшествам для президента "приоритетами станут стратегические функции, роль верховного арбитра в отношениях между ветвями власти, глава государства сконцентрируется также на внешней политике, национальной безопасности в целом, обороноспособности нашей страны". 

Роль правительства и парламента же "значительно усилится". Так, "следует передать часть установленных законом полномочий президента по регулированию социально-экономических процессов правительству и другим исполнительным органам". "За данную сферу в полном объеме должны отвечать правительство, министерства, акиматы", - подчеркнул президент.

Он уточнил, что это делегирование полномочий будет осуществлено за счет изменения ряда законов, и соответствующие поправки правительство представит в приоритетном порядке на рассмотрение парламента. Парламенту же президент поставил задачу принять эти поправки до конца текущей сессии, то есть до 30 июня 2017 года. 

Но, помимо делегирования полномочий, есть и "более сложная задача - сбалансировать отношения между ветвями власти на конституционном уровне".

"Важно усилить роль парламента в формировании правительства, повысить ответственность кабинета министров перед депутатским корпусом. Победившая на парламентских выборах партия будет решающим образом влиять на формирование правительства. Исходя из этого будет закономерным, если правительство станет слагать свои полномочия перед вновь избранным мажилисом, а не президентом, как это было раньше. Следует упростить порядок выражения недоверия членам правительства со стороны палат парламента. Это усилит контроль законодательной ветви власти за исполнительной. 

Целесообразно передать правительству утверждение государственных программ, за которые оно будет нести всю полноту ответственности. Правительству можно передать право самому образовывать и упразднять центральные исполнительные органы, не входящие в его состав. Президент может отказаться от права отменять либо приостанавливать действие актов правительства и премьер-министра. Все это делается для того, чтобы повысить ответственность исполнительных госорганов и их руководителей, наделить необходимыми полномочиями", - объяснил господин Назарбаев. 

Кроме того, требуется проработать вопрос о совершенствовании деятельности Конституционного совета, судебной системы и прокуратуры. При этом президент подчеркнул, что "нам необходимы безусловные гарантии неизменности нашего конституционного строя".

Разработкой соответствующего пакета предложений займется рабочая группа по перераспределению полномочий. Три ключевые задачи, которые эти предложения должны решить, президент определил сам. Во-первых, это создание запаса устойчивости политической системы на многие годы вперед. Во-вторых, повышение роли правительства и парламента даст более эффективный механизм ответа на современные вызовы. В-третьих, это построение казахстанской модели государственного устройства. Господин Назарбаев заметил, что Казахстан "никогда не занимался копированием чужих моделей государственного устройства, находя свои, подчас уникальные решения, хотя есть вопросы, в которых мы следуем в рамках международного опыта". А потому предлагаемая реформа "опирается прежде всего на собственный опыт и потребности нашей страны". 

Он подчеркнул, что "сознательно идет" на делегирование значительной части полномочий, которыми обладает президент. "И делаю это с одной-единственной целью – построить более эффективную, устойчивую, современную систему управления страной, – заявил президент. – Программа реформ – это наш ответ на вопрос, в каком направлении пойдет Казахстан. Ответ ясный и последовательный – в сторону демократического развития".

От чего хочет отказаться президент
Как рассказал abctv.kz член рабочей группы, председатель республиканского общественного объединения «Казахстанский союз юристов» Рахмет Мукашев, планируется закрепить назначение и отставку членов правительства только после согласования с мажилисом, за исключением руководителей двух министерств - иностранных дел и обороны, их назначение останется за главой государства. При этом правительство будет слагать свои полномочия перед вновь избранным мажилисом. 

«Теперь правительство само будет брать на себя эту ответственность; социально-экономическое развитие страны на определенные этапы раньше утверждалось президентом, предлагается утверждать правительством. И правительство несет прямую ответственность за социально-экономическое развитие страны. Приниматься (план соцэкономразвития) будет после согласования позиций с мажилисом парламента. Это большой блок работы, и это совместная ответственность как правительства, так и мажилиса парламента», - пояснил глава союза юристов.

Член рабочей группы, заместитель председателя мажилиса Гульмира Исимбаева, комментируя abctv.kz разрабатываемые предложения, уточнила, что предлагается передать от президента правительству «те функции, которые вполне профессионально может выполнять правительство или даже представитель правительства».

«У президента была функция и по формированию единой системы оплаты труда. Это тоже одна из тех функций, которые были еще изначально за ним предусмотрены в целях унификации подходов по формированию системы оплаты труда. Сейчас, когда вся эта система устоялась, есть наработанный опыт, то с этим тоже вполне может справляться правительство», - привела пример госпожа Исимбаева. Что касается полномочий парламента, депутат напомнила, что еще изменениями в Конституцию, внесенными в 2007 году, парламенту была передана часть дополнительных контрольных функций, в том числе по заслушиванию отчетов членов правительства.

«Эта статья была такая неработающая, но мы думаем, что теперь эта статья будет оживлена и парламент может действительно в реалиях заслушивать отчеты членов правительства и по ним вносить конкретные предложения, - сказала она. - Здесь не был предусмотрен механизм реализации. То есть в Конституции норма предусмотрена, теперь нужно эту норму расшить в конституционных законах о парламенте, правительстве и предусмотреть механизм, что, мы думаем, и будет сделано в рамках этой рабочей группы».

Ирина Севостьянова, Жанболат Мамышев

Теги:

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости:

OK