14 трлн тенге бюджет 2021 – на что потратят государственные деньги, и что ждет Казахстан

14 трлн тенге бюджет 2021 – на что потратят государственные деньги, и что ждет Казахстан

21:30 23 Ноябрь 2020 9015

14 трлн тенге бюджет 2021 – на что потратят государственные деньги, и что ждет Казахстан

Автор:

Руслан Идрисов

Маулен Ашимбаев – спикер сената парламента РК – в эксклюзивном интервью телеканалу Atameken Business.

Маулен Ашимбаев  – спикер сената парламента РК – в эксклюзивном интервью корреспондентам телеканала Atameken Business о перспективах, пережитой пандемии и государственном бюджете на 2021 год.

Начнем с проекта бюджета на три ближайших года, который был рассмотрен верхней палатой парламента. На что пойдут государственные деньги?

Бюджет, который мы рассмотрели в нашей палате, внесли определенные дополнения и направили на рассмотрение в мажилис, имеет ярко выраженный социальный характер. Для иллюстрации приведу несколько цифр. В бюджете следующего года  предусмотрены расходы в объеме 14 трлн тенге.

Это на три года?

Нет, на один год. Из них 50% именно на социальные расходы. Эти средства будут направлены на решение тех или иных социальных вопросов: индексация пенсии, пособий, увеличение заработной платы  медицинским работникам, педагогам и на другие социальные вопросы. Таким образом, можно с полным основанием говорить, что  республиканский бюджет играет значительную антикризисную стабилизационную роль. В частности, сфера здравоохранения. Не секрет, в последние годы уровень заработной платы медиков был низким. По поручению главы государства в предстоящем бюджете на три года ежегодно заложено увеличение заработной платы медиков. Предусмотрено увеличение зарплаты и других медицинских работников, в частности медсестер. Выделяются значительные средства и на сферу образования. Здесь ежегодное увеличение зарплаты составит 25%. В совокупности на обе сферы будет выделено около 5 трлн тенге. Кроме того, в бюджете следующего года рассматриваются значительные средства на поддержку реального сектора экономики. Они будут направлены через такие программы, как «Нурлы жер», «Нурлы жол», «Дорожная карта бизнеса» и другие. В рамках 2021 года будет выделено около 1,7 трлн тенге. Думаю, эта сумма будет способствовать поддержанию различных секторов экономики. В рамках этих расходов значительная часть средств будет направлена на строительство и ремонт дорог, на обеспечение водоснабжением, на газификацию, на развитие инфраструктуры в целом. Это тоже очень важные расходы, которые имеют экономический эффект, будут влиять на уровень жизни населения. Можно говорить, что в бюджете предусмотрены серьезные расходы. Конечно, возникает вопрос, источник поступления этих средств. Это налоговые поступления, трансферты из Национального фонда, определенный процесс заимствования, которые правительство берет для покрытия расходов. В целом можно сказать, что нет никаких сомнений, что бюджеты последующих лет будут работать на социальное благополучие казахстанцев. Один из принципов при рассмотрении бюджета – это равномерное развитие всех регионов страны. Депутаты, которые представляют различные регионы, поднимали конкретные вопросы, эти дополнения были внесены в бюджет. Хотелось бы заметить, что значительные средства будут направлены на строительство социального жилья. На следующий год предусмотрено строительство 12,7 тыс. квартир для данной категории граждан.

На следующий год запланированы ли еще средства на реализацию мероприятий по борьбе с пандемией? Никто не знает, каким будет следующий год.

Необходимые средства выделятся и по линии министерства здравоохранения, акиматов на дальнейшую борьбу с пандемией и ее последствиями. У правительства имеется резерв, который можно использовать для подобных ситуаций. С этим проблем не будет.

Звучит жизненно утверждающе, для казахстанцев важно знать об этом. Год был не простым для всего мира. Насколько знаю,  помимо проекта бюджета,  недавно  был рассмотрен и Налоговый кодекс. Насколько владею информацией, там есть положительные моменты для налогоплательщиков. Что можете сказать по данному документу?

В условиях, когда в стране не все так просто, когда последствия ограничительных мер, связанных с пандемией, влияют на бизнес, делается все возможное, чтобы поддержать  эту сферу. Достаточно серьезно просел сектор услуг, по имеющейся информации, около 30% субъектов МСБ были вынуждены приостановить свою деятельность в силу того, что они столкнулись с проблемами, связанными с ограничительными мерами. В этих условиях Налоговый кодекс должен быть инструментом определенного стимулирования экономического развития нашего государства. Правительство использовало ряд важных инструментов. В частности, речь идет об инвестиционном налоговом кредите, когда  предприятия могут взять определенные каникулы для выплаты корпоративного подоходного налога, налога на имущество на три года. Есть и иные механизмы поддержки отечественных производителей, в частности определенные стимулы для различных секторов экономики. Есть позитивные вещи и для населения, в частности, собственники многоквартирных жилых домов не будут платить земельный налог. Возможно, это не самая большая статья расходов, но тем не менее. По транспортному налогу правительство внесло предложение оплачивать его не до конца года, а до 1 апреля. Это тоже определенная мера поддержки. Если помните, то в послании главы государства отмечена необходимость введения розничного налога. Чтобы реализовать данную инициативу, мы внесли в законопроект нормы, чтобы представители МСБ могли платить 3% розничного налога  вместо корпоративного или индивидуального, который варьируется от 10% до 20%. Думаю, это существенная поддержка. И это еще не все. Внесена норма, в соответствии с которой плательщики розничного налога освобождаются от НДС и социального налога. Данная мера вводится на два года. Хочу заметить, что правительство учреждает перечень наиболее пострадавших секторов от пандемии и ограничительных мер. Именно в рамках данных секторов предприниматель получает возможность платить розничный налог. Следующие нормы, которые были внесены в сенате в законопроект, касаются стратегического инвестиционного соглашения между инвесторами и правительством. Инвесторы, подписавшие данный документ, получают ряд льгот. В частности, они до 10 лет освобождаются от корпоративного подоходного налога, НДС, налога на землю и имущество. Но для этого, конечно, есть ряд условий. Еще одну норму ввели в сенате, на наш взгляд, она важная, касается налогообложения наших граждан, которые  планируют взять определенную часть своих пенсионных накоплений. Данная тема очень острая. Возник  вопрос: если гражданин захочет взять часть своих пенсионных накоплений, он должен заплатить подоходный налог – 10%. Эта норма не сейчас возникла, она существует на протяжении ряда лет в нашем налоговом законодательстве. Те граждане, которые получают деньги со своих пенсионных накоплений, их уже платят. Мы внести предложение и предусмотрели в законопроекте норму, что, если гражданин забирает часть пенсионных накоплений, он может сразу заплатить подоходный налог или может его заплатить в период выхода на пенсию. Причем он это может сделать на протяжении 16 лет. Еще одна важная норма, касающаяся обеспечения качественным Интернетом сельских территорий. Хотя и есть статистика, что во многих сельских населенных пунктах он имеется, де-факто мы видим, что его качество очень низкое.

В подтверждение этих слов могу сказать, что мы объездили многие регионы страны и во многих даже небольших городах, речь даже не о селах, есть история, что наличие Интернета показывает, но загрузить необходимое невозможно.

Поэтому важно предпринять шаги, чтобы обеспечить качественный Интернет в сельской местности. В этой связи мы предложили уменьшить на 90% расходы операторов мобильной связи за использование радиочастот. Т. е. они  каждый год вносят определенную сумму в бюджет за их использование. Операторам связи дается возможность 90% этой суммы сохранять у себя, платить только 10%, но направлять эти средства на развитие широкополосного Интернета в сельской местности.

Я правильно понимаю, эти деньги, которые не пошли в бюджет, идут на расширение Интернета?

Да. Но они не могут использовать эти деньги для себя, как прибыль. Если оператор этого не делает,  то  в законе говорится, чтоб эти средства оплачивали в бюджет. На следующий год, речь идет о сумме 17 млрд тенге. Эту норму мы предложили использовать в течение пяти лет.

На самом деле все документы социальные. Даже в том случае, когда говорим о поддержке бизнеса. Но есть еще большая история про социальное предпринимательство, которому незаслуженно было уделено мало внимания. Сейчас видим, что сенаторы инициируют принятие закона о социальном предпринимательстве.

Да, это серьезное направление. С 1990-х годов на Западе это направление активно развивается. У нас на протяжении последних лет энтузиасты, несмотря на отсутствие законов, этой деятельностью занимаются. В чем суть социального предпринимательства? Если в обычном бизнесе главной целью является получение прибыли или капитализация компании, то социальные предприниматели преследуют цель решения тех или иных социальных проблем, которые имеются в обществе. В Нур-Султане есть ряд активных предпринимателей, которые ставят целью трудоустройство людей с ограниченными возможностями и их социализацию. Для этого создаются небольшие производства. Думаю, необходимо отходить от понимания, что только государства должно решать социальные проблемы. Бизнес должен подключаться. Но государство создавать для этого условия. В этой связи мы инициировали подготовку законопроекта, в котором будет четко прописано, что такое социальное предпринимательство и какие механизмы поддержки со стороны государства будут обеспечиваться. Это могут быть налоговые льготы, возможно, гранты. Думаю, в следующем году будем выносить его на рассмотрение парламента.

Вам не кажется, что вся эта история с пандемией дала импульс для развития социального предпринимательства? Примеров таких не мало. Бизнес показал, что мы можем объединиться  и думать не только про прибыль, но и друг о друге. Но давайте от социального предпринимательства вернемся к селу, вернее сельскому хозяйству.

В сентябрьском послании главы государства говорится именно о развитии сельских территорий. В последние годы сделано многое в этом направлении.  В то же время видим, что половина дорог на селе требует серьезного  ремонта. Около трети медицинских учреждений  тоже требуют серьезного ремонта. 20% объектов образования нуждаются в обновлении. Более трети сельских населенных пунктов не имеют качественного водоснабжения. Есть проблема с безработицей.  В этой связи сенаторы инициируют принятие специального национального проекта, направленного на развитие сельских территорий. Второе предложение – четко определить уполномоченные органы, которые будут заниматься координацией действий по развитию сельских территорий. Фактически сегодня этим вопросом никто не занимается. Скорее всего, определенное подразделение должно быть создано в министерстве сельского хозяйства.

На Ваш взгляд, в это непростое время на чем лучше сосредоточиться каждому из нас?

Думаю, на человеческих отношениях. Эта ситуация – пандемия – показала, что самое ценное – это человеческие отношения, это помощь тем, кто оказался в сложной ситуации. Мы видим прекрасные примеры взаимной помощи, поддержки, как активно работают волонтеры. Думаю, это необходимо дальше культивировать. Думаю, главный вывод – надо всегда оставаться людьми.

Руслан Идрисов, Марина Попова

Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

27479

v-kazahmys-vybrali-luchshie-resheniya-po-bezopasnosti-truda

27478

o-situacii-s-covid-19-na-22-noyabrya-v-kazahstane

golubev-i-nedovesov-v-shage-ot-tretego-sovmestnogo-titula-v-sezone

загрузка

×