Как сообщается в проекте закона, выборы сельских акимов будут проводиться прямым избирательным правом тайным голосованием, т. е. по аналогии с выборами президента, депутатов мажилиса парламента и маслихатов за счет республиканского бюджета.
При этом ЦИК осуществляет контроль за исполнением законодательства о выборах, обеспечивает его единообразное применение.
Кроме того, подведомственные организации ЦИК содействуют и обеспечивают выборную деятельность территориальных избирательных комиссий.
"Исходя из вышеизложенного, считаем, что необходимо использовать уже налаженный и успешно действующий механизм проведения выборов (в том числе депутатов маслихатов) и финансировать организацию выборов через ЦИК за счет РБ", – указывается в пояснительной записке.
В настоящее время выдвижение кандидатов в акимы производится акимом района после согласования с собранием местного сообщества городов районного значения, сел, поселков и сельских округов. В предлагаемой редакции закона аким района принимает решение о прекращении полномочий акима села, поселка, сельского округа по инициативе схода местного сообщества либо по согласованию со сходом местного сообщества.
Также закон о выборах дополняется статьей о порядке избрания на должность, прекращения полномочий акима села, поселка, сельского округа. Так, аким села, поселка, сельского округа избирается на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании на должность сроком на четыре года населением соответствующей административно-территориальной единицы из числа граждан Республики Казахстан, достигших двадцати пяти лет.
Кандидат в акимы села, поселка, сельского округа должен соответствовать требованиям, установленным законодательством о госслужбе.
Проверка кандидата в акимы села, поселка, сельского округа на соответствие требованиям вышеуказанного законодательства, осуществляется территориальной избирательной комиссией.
Порядок проведения выборов акима села, поселка, сельского округа регламентируется Конституционным законом РК "О выборах в Республике Казахстан".
Полномочия акима села, поселка, сельского округа прекращаются в случаях: признания его по вступившему в законную силу решению суда недееспособным или ограниченно дееспособным, умершим или безвестно отсутствующим; вступления в законную силу в отношении него обвинительного приговора суда; утраты им гражданства Республики Казахстан; его смерти; прекращения деятельности политической партии, от которой он выдвинут; ликвидации административно-территориальной единицы; принятия решения акимом района (города областного значения) по инициативе схода местного сообщества либо по согласованию со сходом местного сообщества; иных, предусмотренных законодательством РК.
Также закон дополняется пунктом, в соответствии с которым президент Казахстана вправе по своему усмотрению освобождать акима села, поселка, сельского округа от должности.
Напомним, ранее минэкономики опубликовало проект концепции Конституционного закона "О выборах в Республике Казахстан".
Введение прямых выборов акимов сел, поселков, сельских округов в республике является необходимым условием для дальнейшего продвижения демократии и создания эффективной системы управления делами на местном уровне. Как показывает опыт многих зарубежных стран, при прямых выборах глава местного исполнительного органа (аким) чувствует большую ответственность перед своими избирателями, что положительным образом сказывается на результатах его работы, указывается в концепции.
По мнению разработчиков, прямые выборы акимов сел, поселков, сельских округов в нынешних реалиях позволят гражданам повысить активность в полноценной реализации своих конституционных прав; будет способствовать повышению восприимчивости местных органов государственного управления к потребностям и проблемам населения; позволит в полной мере реализовать концепцию "слышащего государства"; а также лучше узнать возможности и профессиональные качества кандидата на должность акима.
Впервые в Казахстане экспериментальные косвенные выборы акимов сельского уровня состоялись 29 мая 1999 года в Чемолганском сельском округе Карасайского района Алматинской области. 20 октября 2001 года, вновь в порядке эксперимента были проведены выборы в 28 сельских населенных пунктах с расчетом по два населенных пункта в каждой из 14 областей республики.
Далее в период до 2013 года неоднократно в порядке эксперимента проводились выборы акимов районов, городов областного и районного значения, а также сел, поселков, сельских округов, что позволило провести реальную апробацию избирательных механизмов.
Публичное обсуждение проекта закона продлится до 7 декабря.
Майра Медеубаева
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!