RU KZ
TV
RU KZ
FTSE 100 7 299,19 РТС 1 213,35 KASE 2 397,52 DOW J 25 919,38 Hang Seng 29 386,38 Алюминий 1 923,50
$ 375.9 € 426.65 ₽ 5.82
Погода:
1Астана
12Алматы
FTSE 100 7 299,19 РТС 1 213,35
KASE 2 397,52 DOW J 25 919,38
Hang Seng 29 386,38 Алюминий 1 923,50
$ 375.9 € 426.65 ₽ 5.82
8 трлн тенге ушли в розницу

8 трлн тенге ушли в розницу

Розничные продажи выросли за последние 1,5 года почти на 50%.

8 трлн тенге ушли в розницу, Розничные продажи, EXIMBIGDEALS, Игорь Качалов, Игорь Василюк, Дмитрий Востриков, Георгий Карамышев

3617 05 Декабрь 2017 19:12 Автор: Аскар Муминов

На фоне падения доходов от сырьевых отраслей в Казахстане обратили внимание на розницу, и рынок показывает стремительный рост. К примеру, в 2017 году объем розничной торговли в Казахстане прогнозируется на уровне восьми триллионов тенге, из которых рыночная торговля составит более 45%. Такие данные привели эксперты на форуме больших сделок EXIMBIGDEALS, который проходит в Алматы.

Президент компании «Ясные решения» Игорь Качалов сообщил, что кризис, который фактически начался в 2014 году и стал предтечей падения цен на нефть, изменил парадигму мышления и чиновников, и производителей. Многие начали, наконец, понимать, что розничная торговля может быть одним из основных драйверов экономического роста. Так, розница в Казахстане выросла в полтора раза за полтора года. По его словам, сейчас время закрывать маленькие точки и открывать большие, так как наступило время больших форматов.

«От одного до полутора квадратных метров торговой площади – такой объем считается стандартным для человека сегодня. В Казахстане этот показатель – 0,7 квадратного метра. Потенциал роста розницы существенный, однако пока в стране мало хороших менеджеров, которые могли бы это преимущество превратить в реальный бум розницы», – сказал г-н Качалов.

Директор по развитию группы компаний «Меломан» Игорь Василюк считает, что одна из ключевых проблем для развития розницы в Казахстане – это запоздалое внедрение передовых технологий. По его словам, ритейл должен выстраивать такие технологии, которые интересны покупателю, так как продвижение и продажа связаны с атмосферой и эмоциями.

Ему парировал основатель торговой сети EconomMarket Евгений Ишин, который отметил, что сами по себе технологические решения у компаний в РК есть, но внедрять их в местных условиях крайне сложно.

«У нас мало компаний, которые могут обслуживать эти технологии. Закупка – это одно, сервис – это другое, много сдерживающих факторов», – сказал он.

Исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков привел в пример российский опыт, где есть Кодекс добросовестных практик, благодаря которому удалось решить массу спорных вопросов во взаимоотношениях между поставщиками и торговыми сетями. Он выполняет своего рода роль арбитража. Эксперт считает, что наличие такого кодекса было бы важным шагом вперед в развитии ритейла в Казахстане и в других странах ЕАЭС. По его словам, в принципе, нигде государство особо не вкладывается и не прилагает усилий для развития розничной торговли, тем более в странах, где есть сырьевые ресурсы, поэтому сами участники рынка должны выработать те правила игры, которые позволят им стать значимой силой и существенной частью экономики страны.

«Ни одна страна, вводя различные ограничения и регулирующие санкции, не смогла добиться ликвидации тех противоречий, которые есть между производителями и сетями. Если бы в Казахстане был Кодекс добросовестных практик, то он хотя бы способствовал саморегулированию рынка. Есть вопросы, которые всегда на повестке, и если они не прописаны, то их решить невозможно. Сейчас ритейлеров в Казахстане беспокоят штрафы за недопоставку товара и выставление штрафов за прошедшие периоды, определение порядка пересмотра цен товара», – заметил он.

По словам г-на Вострикова, еще в 1973 году в Великобритании был подписан первый Кодекс добросовестных практик между 10 крупнейшими продуктовыми ритейлерами и поставщиками для самостоятельного урегулирования спорных вопросов.

«Подобный кодекс обязателен для принятия в Казахстане», – подчеркнул эксперт.

Более предметно о том, какие, собственно, тренды сейчас характерны для рынка ритейла, рассказал директор по развитию бизнеса компании Nielsen Георгий Карамышев. Он сообщил, что сейчас основной рост наблюдается в сегменте товаров, которые относятся к индустрии здорового образа жизни и соответствуют потребностям быстрого ритма жизни, также популярны продукты, которые можно взять с полки и тут же употребить.

«Например, в Украине начали активно продавать йогурт Danon с трубочкой. 80% российских потребителей хотят видеть больше здорового питания. 62% выбирают сети за ассортимент здорового питания. Необходимо понимать, что сейчас в мире растут всего два формата торговых точек. В первую очередь это магазины у дома, местные ритейлеры этот тренд подхватили, второй тренд – это дискаунтеры, то есть магазины низких цен, где действует премиальный формат. В Казахстане мы сейчас это наблюдаем, супермаркеты иногда даже соревнуются, кто сможет предложить лучшие акции по бросовым ценам. Этот тренд будет усиливаться», – сказал г-н Карамышев.

Еще один сегмент, который набирает популярность в Казахстане, – это кофе и еда на вынос, в крупных городах, где времени у людей все меньше, такие форматы будут набирать обороты, они уже популярны в Астане и Алматы.

Меняется отношение казахстанцев к брендам, констатировал Георгий Карамышев. Если, к примеру, в 2011-2012 годах брендлояльность оценивалась на уровне 85%, то сейчас просто на известную компанию люди уже не покупаются, перепроверяя состав продукции и отказываясь даже от известных брендов, если в составе есть вредные вещества. Он заметил, что это одна из составляющих более сознательного отношения граждан к собственному здоровью и роста популярности так называемого здорового образа жизни. 

«Прогнозирую, что ритейлеры в Казахстане начнут активно использовать карты лояльности. Сети в других странах запускают свои приложения. Без технологического прогресса рост ритейла невозможен. Возникнет запрос на то, чтобы торговые сети заботились об энергоэффективности, о «зеленых» технологиях. Такие примеры есть в мире, но пока их практически нет в Казахстане. Будет расти предложение для детей. Исследования подтверждают, что, если ты пришел в магазин с ребенком, средний чек автоматически растет. Соответственно, цель ритейлеров – привести маму и папу с ребенком. Что может сделать компания? Создать небольшие игровые зоны, раздавать детям фрукты и так далее. Еще один быстрорастущий сегмент в Казахстане – уход за лицом. Скрабы, маски, крема. Если есть тренд, у ритейлера есть шанс его поймать, сейчас это одно из самых популярных направлений», – сказал г-н Карамышев.

Аскар Муминов

Теги:

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости:

OK