Без квалифицированных специалистов невозможно представить себе прогресс в строительстве, энергетике, промышленности, сельском хозяйстве и, конечно же, транспорте. Сегодня особенно важны мастера, способные работать с современными технологиями, управлять техникой и внедрять инновации.
Нередко говорят о возрождении престижа рабочих специальностей. Но есть те, кому агитация не нужна — они просто нашли свое дело по зову сердца. Один из них — Анатолий Швоев, машинист тепловоза, посвятивший почти 40 лет жизни железной дороге. Сегодня он работает в ТОО "ТТТ Сервис" по Шымкентскому региону. Inbusiness.kz поговорил с ним о профессии, мастерстве и буднях на рельсах.
— Анатолий Николаевич, недавно отмечался ваш профессиональный праздник. Вы удостоены медали "Почетный железнодорожник". Как относитесь к наградам — нужны ли они рабочему человеку?
— Для меня это не просто поощрение, а большая ответственность. Любая награда — это стимул развиваться дальше, стремиться к лучшему. Я всегда работал на совесть, а когда твой труд еще и отмечают — это особенно приятно. Как говорят мои коллеги: я своей любовью к профессии поднимаю железную дорогу. Такие слова греют душу.
— За годы работы Вам, наверняка, доводилось перевозить самые разные грузы, включая пассажиров. Что сложнее?
— Конечно, людей. Это колоссальная ответственность — ведь в твоих руках жизни сотен людей. Важно не просто доставить их вовремя, но и обеспечить комфорт и безопасность в пути. Ты понимаешь: это не просто вагон с грузом — это живые люди, которые тебе доверяют. И здесь особенно важно строго соблюдать график.
— Железную дорогу за это нередко критиковали.
— Сейчас, возможно, и да. А раньше поезда практически не опаздывали. Только если случалась какая-то экстренная ситуация. Но и тогда делали все возможное, чтобы нагнать упущенное время и вернуться в график.
— Давайте немного оглянемся назад. С чего все началось — почему именно железная дорога?
— В детстве я вовсе не думал, что свяжу свою жизнь с железной дорогой. Но всегда тянуло к технике и хотелось путешествий. Все изменилось благодаря моему соседу — он работал на железной дороге и как-то поделился со мной несколькими интересными историями из своей практики. Меня это буквально захватило. А поскольку я с детства любил разбирать и собирать технику, ездить, быть в движении — выбор оказался логичным. После 10-го класса я поступил в ГПТУ города Арыси на курсы помощника машиниста. Потом была армия, а после демобилизации — работа в локомотивном депо Шымкента уже по специальности.
— А как совпали Ваши ожидания и реальность?
— Поначалу было нелегко — реальность оказалась суровее, чем я представлял. Но я быстро втянулся и понял, что эта работа мне действительно нравится. На достигнутом решил не останавливаться: стал повышать квалификацию, расширять знания и навыки. Когда предложили пройти курсы машиниста тепловоза и электровоза — без раздумий согласился. Это открывало новые профессиональные горизонты.
Позже прошел еще одни курсы — уже по управлению электропоездом. Это совсем другой уровень: современная техника, бортовой компьютер, система помощи машинисту. Если неисправность не критическая, система подскажет, что нужно делать. Она контролирует не только технику, но и действия машиниста: если делаешь что-то неправильно — срабатывает автоматический отказ. Это огромная поддержка в работе. Рад, что за свою карьеру успел поработать и на "ручном" управлении тепловоза, и освоить современные технологии.
— Что собой представляет команда электровоза?
— Это локомотивная бригада. В поезде я работаю в паре со своим помощником. Постепенно передаю ему знания и опыт — чтобы со временем он мог заменить меня. Помощник помогает следить за движением, выполняет поручения, соблюдает регламент переговоров, контролирует сигналы светофоров и стрелок, следит за расписанием и давлением воздуха в тормозной системе.
По сути, он делает многое из того, что и машинист. Но у машиниста больше функций, и вся ответственность лежит именно на нем.
— Судя по всему, за Вашу карьеру Вы подготовили немало будущих машинистов?
— Да, помощников было много. Многие из них, пройдя обучение и набравшись опыта, сами стали машинистами. И это, конечно, радует. Приятно осознавать, что я передал часть своих знаний и навыков и они пригодились, помогли в карьерном росте.
— В фильмах и историях из Интернета профессия машиниста часто связана с экстремальными ситуациями. Вам приходилось сталкиваться с чем-то подобным?
— Бывало разное, но, к счастью, без серьезных аварий. В таких ситуациях всегда выручали знания, внутренняя собранность и уверенность, что все получится. Главное — не допустить пробки на дороге, правильно выйти с перегона на станцию. Я часто мысленно проигрывал возможные нештатные ситуации и варианты их решения — и это действительно помогало.
Для машиниста важно многое: отличное зрение, острый слух, быстрая реакция и уверенность в себе. Без этого — никак.
— Сейчас Вы работаете на маневровом движении. Что это означает?
— Да, сегодня моя задача — распределять вагоны, которые приходят на станцию. Сначала отправляем их на пропарку, а затем обработанные передаем на подачу к нефтеперерабатывающему заводу.
На первый взгляд может показаться, что работа однообразная — двенадцать часов туда-сюда перемещаешь составы. Но именно в этом и суть нашей профессии. А мне она действительно по душе.
— И напоследок: что самое сложное в Вашей работе?
— Честно? Для меня такого понятия, как "сложности", не существует — если ты любишь свое дело. Есть, конечно, некомфортные моменты. Например, жара. У нас летом температура поднимается до +45. Но современные локомотивы оснащены кондиционерами. А если и они не спасают — завариваем крепкий горячий чай. Проверено: помогает пережить зной.