RU KZ
Аэропорты и центры управления пассажирскими перевозками продадут в ВКО

Аэропорты и центры управления пассажирскими перевозками продадут в ВКО

11:32 04 Март 2021 5580

Аэропорты и центры управления пассажирскими перевозками продадут в ВКО

Автор:

Жанар Асылханова

Всего в план приватизации до 2025 года включены более 40 предприятий региона, среди них два аэропорта региона.

По данным с privatization.gosreestr.kz, на данный момент ведется предпродажная подготовка ТОО «Международный аэропорт Семей» и АО «Аэропорт Усть-Каменогорск», передает корреспондент inbusiness.kz.

Отметим, предприятия находятся в собственности АО «Национальная компания «Социально-предпринимательская корпорация «ЕРТІС» (учредитель – управление госзакупок ВКО) и перейдут в частные руки в «чистовом варианте» после реконструкции и модернизации.

Миллиарды на ремонт

Впрочем, аэропорты, к примеру, в том же Семее вовсе никто не собирается закрывать или перепрофилировать. Ведь только по госпрограмме «Нұрлы жол» на капитальный ремонт этого аэропорта было выделено 10 млрд тенге. Реконструкция была завершена в 2018 году.

Кстати, в ходе недавней отчетной встречи аким ВКО Даниал Ахметов ответил на вопрос по приватизации объекта, заметив, что теперь аэропорт может принимать практически все типы самолетов.

«Если к 2025 году там будет эффективная работа, то, возможно, аэропорт и не станут передавать в конкурентную среду. Даже если и произойдет приватизация, то условия будут такими, чтобы работа только улучшалась», – уточнил он.

Между тем стоит взглянуть на основные индикаторы компании.

Уставный капитал компании составляет свыше 181,6 млн тенге. Других данных по основным индикаторам в реестре нет.

Однако, по информации размещенной на uchet.kz, налоговые отчисления предприятия в 2015-2019 годах варьировались от 33 млн до 43 млн тенге. В 2020 году значительно выросли, составив 61 млн тенге. Судя по этим цифрам, компания еще не зарабатывает соответственно статусу.

А вот информация по АО «Аэропорт Усть-Каменогорск», который тоже планируется продать в конце 2025 года. Основные показатели на 2018 год: уставный капитал – 1,06 млрд тенге, доходы – 1,8 млрд тенге, расходы – 1,7 млрд тенге. Более или менее лучшими для компании по сравнению с предыдущими годами были 2015-2018 годы, когда прибыль предприятия составила от 65 млн до 87,2 млн тенге. Компания в 2015-2019 годы заплатила налоги в сумме от 155 млн до 195 млн тенге. В 2020 году налоговые отчисления составили свыше 160 млн тенге. За два месяца 2021 года – 23,7 млн тенге. В прошлом году началась масштабная реконструкция аэропорта, в частности строительство и монтаж взлетно-посадочной полосы. Полосу удлинят до 2800 метров и расширят до 45 метров, построят дополнительные склады. Власти планируют также после реконструкции придать аэропорту статус международного. По данным информационного центра ВКО, реконструкция обойдется в 5,2 млрд тенге, из них: 1 млрд тенге – из республиканского бюджета, 2,5 миллиарда тенге – из областной казны, еще 1,5 млрд тенге – средства Европейского банка реконструкции и развития.

То есть, получается, в реконструкцию аэропорта Семея ушло в два раза больше денег, чем будет направлено на модернизацию аэропорта областного центра. Однако первая еще не начала работать так, как следовало бы ожидать.

Хозяин – барин

А теперь о собственнике ТОО «Международный аэропорт Семей» и АО «Аэропорт Усть-Каменогорск», которым, повторимся, является АО «Национальная компания «Социально-предпринимательская корпорация «ЕРТІС» (учредитель – управление госзакупок ВКО).

Судя по данным из открытых источников, самым «жирным» для АО «НК «СПК «ЕРТІС» был 2015 год. Налоговые отчисления АО тогда составили 109,4 млн тенге. Чуть ниже в 2019 году – 98 млн тенге. В 2017-2020 годах были в пределах 69-77 млн тенге. За два месяца 2021 года составили свыше 22 млн тенге. В банке судебных актов опубликовано 50 судебных разбирательств с участием АО. В судебном кабинете, к примеру, есть документ, из которого следует, что 18 июля 2019 года возбуждено исполнительное производство в отношении АО о взыскании с должника, АО «НК «СПК «ЕРТІС», в доход бюджета задолженности в размере более 1,04 млрд тенге. 10 сентября 2020 года определением межрайонного специализированного экономического суда должнику предоставлена отсрочка решения суда первой инстанции сроком на один год, в связи с чем исполнительное производство было приостановлено и вновь возобновлено 17 сентября 2020 года.

В начале 2020 года по решению суда признано банкротом ТОО «Микрокредитная организация «ЕРТІС», учредителем которого являлось также АО «НК «СПК «ЕРТІС».

Кстати, в 2017 году в интервью корреспонденту inbusiness.kz директор ТОО «Международный аэропорт Семей», на тот момент им был Нуртай Оспанов, рассказал любопытные вещи. 

В частности, по его мнению, кроме трех-четырех аэропортов страны, остальные все планово убыточные.

«Это зависит от количества пассажиров. Сейчас в Казахстане создано ТОО Airport Management Group (AMG) при КТЖ. Под их крылом шесть-семь аэропортов. Среди них аэропорты Костаная, Павлодара, Петропавловска, Кызылорды. Группа создана, чтобы привести в нормальное состояние все казахстанские аэропорты, так как они должны соответствовать мировым стандартам. А также чтобы провести определенную работу по спасению аэропортов от убыточности. Предполагалось, что по плановым показателям они будут перечислять деньги на содержание аэропортов. По госпрограмме сейчас во всех аэропортах проводится капитальный ремонт. Но ремонт подразумевает только реконструкцию взлетно-посадочной полосы. А вопросы спецтехники, коммуникации почему-то не решаются. Пока AMG не было, на содержание аэропорта выделялись средства из местного бюджета. А теперь, когда передали в AMG, вопрос висит. Они говорят: давайте сначала все полосы отремонтируем, сейчас в Казахстане таких осталось всего три – аэропорты Семея, Усть-Каменогорска и Костаная. Остальные реконструированы», – сказал Оспанов.

Впрочем, по его словам, даже такие аэропорты, как в Петропавловске, Кокшетау, после реконструкции находятся на грани банкротства. Но AMG, сказал он тогда, сделала вывод считать убыточными все воздушные гавани, пока они не начнут сами себя оправдывать и не достигнут уровня 200 пассажиров в год. Экс-акимом ВКО Бердыбеком Сапарбаевым было решено восточноказахстанские аэропорты пока не передавать в AMG.

«И нам до 2018 года отложили передачу. Обоснование было такое: проведем реконструкцию, приведем в нормальное состояние, потом передадим», – рассказал Нуртай Оспанов.

Судя по тому, что аэропорт все еще находится в собственности АО «НК «СПК «ЕРТІС», требуемого уровня аэропорт Семея не достиг.

Жанар Асылханова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!