Нуртай Оспанов: «Нужно было раньше авиакомпанию отделить от аэропорта» | Inbusiness
/img/tv.svg
RU KZ
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84 FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07 KASE 2 251,52 Пшеница 465,40
$ 384.39 € 431.71 ₽ 6.11
Погода:
+22Нур-Султан
+24Алматы
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07
KASE 2 251,52 Пшеница 465,40
Нуртай Оспанов: «Нужно было раньше авиакомпанию отделить от аэропорта»

Нуртай Оспанов: «Нужно было раньше авиакомпанию отделить от аэропорта»

9514 10 Март 2017 16:57

О модернизации воздушной гавани, выходе на прибыль и перспективах abctv.kz рассказал директор ТОО «Международный аэропорт Семей» Нуртай Оспанов.

Нуртай Оспанов: «Нужно было раньше авиакомпанию отделить от аэропорта»

Автор: Жанар Асылханова

В аэропорту Семея в начале нынешнего года началась масштабная реконструкция взлетно-посадочной полосы. Для этого из республиканского бюджета в начале нынешнего года выделено 10,4 млрд тенге.

Отметим, что до 2011 года аэропорт Семея находился в собственности АО «Семей Авиа». От банкротства акционерное общество спасла передача акций АО «НК «СПК «Ертiс», которое сейчас является учредителем ТОО «Международный аэропорт Семей».

- Нуртай Магауянович, скажите, пожалуйста, такая масштабная реконструкция проводится впервые?

- Да, впервые  с 1983 года.

- Долгие годы аэропорт Семея считался убыточным…

- Раньше аэропорт и авиакомпания «Семей Авиа» были слитны. Долгие годы местные власти и руководство пытались реанимировать аэропорт, вливались деньги. Но я думаю, это было неправильное решение. Нужно было раньше авиакомпанию отделить от аэропорта. Вот я, когда пришел в 2011 году, все посчитал и принял решение заниматься чисто аэропортовскими услугами. Авиакомпания с малым количеством самолетов не способна конкурировать. АО «Семей Авиа» было убыточным и сейчас проходит процедуру банкротства. А мы с 2012 года занимаемся обслуживаем авиакомпании.

Вообще в практике, кроме трех-четырех аэропортов страны, остальные все планово-убыточные. Это зависит от количества пассажиров. Сейчас в Казахстане создано ТОО «Airport Management Group» (AMG) при КТЖ. Под их крылом шесть-семь аэропортов. Среди них аэропорты Костаная, Павлодара, Петропавловска, Кызылорды. Группа была создана, чтобы привести в нормальное состояние все казахстанские аэропорты, так как они должны соответствовать мировым стандартам. А также чтобы провести определенную работу по спасению аэропортов от убыточности. Предполагалось, что по плановым показателям они будут перечислять деньги на содержание аэропортов. По госпрограмме сейчас во всех аэропортах проводится капитальный ремонт. Но ремонт подразумевает только реконструкцию взлетно-посадочной полосы. А вопросы спецтехники, коммуникации почему-то не решаются. Пока AMG не было, на содержание аэропорта выделялись средства из местного бюджета. А теперь, когда передали в AMG, вопрос висит. Они говорят, давайте сначала все полосы отремонтируем, сейчас в Казахстане таких осталось всего три: аэропорты Семея, Усть-Каменогорска и Костаная. Остальные реконструированы. Но даже такие аэропорты, как в Петропавловске, Кокшетау, после реконструкции находятся на грани банкротства.

Между тем AMG пришла к выводу, что, пока аэропорт не достигнет потока 200 тысяч пассажиров в год, он считается убыточным. И чтобы аэропорт сам себя оправдывал, необходимо довести до этой цифры. Мы – аэропорты Семея и Усть-Каменогорска – пока в этой группе не состоим. Входим в АО НК «СПК «Ертiс». А вообще по плану тоже должны были в «Аэропорт Менеджмент Группу» войти. Но при экс-акиме ВКО Бердыбеке Сапарбаеве было решено восточно-казахстанские аэропорты пока не передавать в AMG. И нам до 2018 года отложили передачу. Обоснование было такое: что проведем реконструкцию, приведем в нормальное состояние, потом передадим.

- Как на фоне падения международного пассажиропотока обстоят дела с загрузкой семейского аэропорта? Каковы ваши доходы?

- Ну он сильно и не увеличивался-то. За три последних года в пределах 70 тысяч пассажиров обслужено. В 2013-м аэропортом обслужено 57137 пассажиров, в 2014 году – 64843, в 2015-м – 70021, а в 2016 году – 70184. Это мало, конечно. Сейчас мы все свои расходы минимизировали и в 2016 году впервые вышли на безубыточность. Но, я считаю, все это временно. Наш доход в 2016 году составил 238 миллионов 482 тысячи тенге. Из них чистый доход – это 460 тысяч тенге. В 2013 году доходность была почти в два раза ниже и составляла 141 миллион 504 тысячи тенге. Тогда мы были в минусе. Сумма расходов в прошлом году была 238 миллионов 22 тысячи тенге. Основная часть наших расходов – это заработная плата, коммунальные, расходы по авиационной безопасности, содержание основных средств, уголь, ТМЗ, ГСМ…

Также были чартерные рейсы авиакомпаний АО «East Wing», «ASPAN», ТОО «Comlux-KZ», ТОО «FLYJET. KZ», АО «Jet Airlines», SkyKGAirlines, АEROPRAKT.KZ, «Авиа-Жайнар», КГКП «Авиационное подразделение ВКО», АО «Евро-Азия Эйр», «Жезказган Эйр», КAZ AIR JET, ТОО «Казахстан Эйр Сервисез» и другие.

В основном наш доход идет за счет взлетов и посадок воздушных судов. Выйти на небольшую прибыль нам удалось за счет увеличения частоты московского рейса авиакомпании «Сибирь». Раньше они летали только летом – один раз в неделю, а в прошлом году начали летать с мая по ноябрь. Летом частота увеличена до двух рейсов в неделю. Также мы привлекли новую для нас авиакомпанию «Казах Эйр». Открыли рейсы Алматы - Семей и Астана - Семей. Раньше была только авиакомпания «Скат», которая  осуществляла регулярные рейсы Семей - Алматы, Семей - Астана. «Казах Эйр» создала им конкуренцию. В итоге обе компании снизили цены на билеты. Если раньше билеты в Алматы и Астану стоили от 25 тысяч тенге, то теперь – от 15 до 40 тысяч тенге. В Москву – от 47 тысяч тенге.

- Планируете ли открыть новые рейсы?

- Да, конечно. Хотим открыть чартерный рейс в Урумчи (Китай), который будет летать один раз в неделю. Также два рейса в неделю на регулярной основе в направлении Шымкента и Караганды. Два рейса в неделю – в Омск, так как много местных жителей работает там вахтовым методом. Кроме того, до двух раз в день увеличим рейсы в Алматы и Астану. Также предполагается чартерная программа рейсов в Анталью (Турция). Открытие этих рейсов, конечно же, зависит от политической стабильности. 

- Как еще планируете увеличить доходную базу?

- Так как город у нас маленький, мы не сможем в любом случае достичь пассажиропотока в 200 тысяч человек. Поэтому мы сейчас акцентируем внимание на грузовые и транзитные перевозки. Будем тесно работать с иностранными авиакомпаниями. Думаю, только тогда аэропорт выйдет на настоящую рентабельность. Еще раз повторюсь, что наш доход идет в основном за счет взлетов и посадок воздушных судов. И вот чем больше их будет, тем больше денег. В будущем планируем довести количество  самолето-вылетов до 3000 в год с ежегодным увеличением предоставляемых услуг аэропорта города Семея на 7%, доходность увеличить до 500 млн тенге в год.

- То есть ставка на грузоперевозки и транзит?

- Если взять карту страны, наш аэропорт находится прямо посередине между Юго-Восточной Азией и Европой. Мы провели свой анализ по воздушному пространству. Получили справку с Казаэронавигации, что в районе аэродрома Семей в верхнем эшелоне проходит разветвленная сеть международных перевозок. В том числе и грузовых. Сейчас авиакомпании, которые занимаются транзитными рейсами, находятся не в очень выгодном положении. Они летят с Юго-Восточной Азии, приземляются в нашем Атырау или России. И дальше летят в Европу.

А мы находимся посередине. У них путь сократится, и гораздо выгоднее будет летать через нас. Приземляются у нас, дозаправляются и дальше летят, то же самое с грузовыми самолетами. Они могут взять больше груза и сожгут меньше керосина. К тому же и длина взлетно-посадочной полосы у нас больше. К примеру, в Костанае, Петропавловске, Павлодаре, Усть-Каменогорске полоса длиной 2500 м, у нас – 3100 м. Поэтому после реконструкции мы будем иметь возможность принимать любые борты. Авиакомпаний, которые занимаются грузовыми перевозками, в верхнем эшелоне порядка двадцати. Многие заинтересованы этим и ждут, когда мы проведем реконструкцию. Также с нами готова работать старейшая международная авиакомпания KLM (Королевские голландские авиалинии). У них представительство находится в городе Алматы. Они выразили готовность работать с нами по транзитным авиаперевозкам.

- Как у вас обстоят дела с привлечением инвестиций на развитие?

- Как я уже сказал, 100% акций нашего аэропорта принадлежит АО «НК «СПК «Ертiс». Они должны были заниматься именно развитием. Но пока от них ничего такого не вижу. Хотя спрашивал у учредителей, просил дать их  план развития аэропорта. Говорил, если нет, тогда мы предлагаем свой. Но пока мой вопрос на рассмотрении. Нам очень много нужно для развития. Мало того, что нам нужно сделать полосу, надо приобрести какую-то спецтехнику и сделать определенные расчеты. Только тогда мы будем готовы работать нормально и принимать больше бортов. Хотя та же самая голландская компания  KLM готова вложить инвестиции в наш аэропорт. На услуги по обслуживанию бортов, топливных заправщиков. Поэтому мы их обязательно постараемся привлечь. Я еще раз подчеркну, что основной упор мы делаем на грузовые и авиаперевозки. У нас еще есть специфика по обслуживанию этих бортов, это погрузка и отгрузка. Для этого мы сейчас работаем над тем, чтобы создать на территории аэропорта транспортно-логистический центр (ТЛЦ). Получили землю в 40 га. Привлекаем инвесторов. Современный ТЛЦ будет строиться в рамках государственно-частного партнерства.

- А инвесторами кто будут?

- Мы предварительно уже заключили меморандумы с китайской компанией «ИРЭН». Меморандум между китайской компанией, нами и оператором государственной программы по развитию транспортно-логистических центров страны АО «НК «КТЖ» подписан в прошлом году. Еще сейчас к нам приходят турецкие инвесторы, приходят и местные. Сейчас вопрос только в технико-экономическом обосновании (ТЭО). КТЖ заказало ТЭО этого проекта. Вот ждем. Нам в первом квартале уже обещали отдать готовое ТЭО. Центр обойдется, по подсчетам КТЖ, приблизительно в 10 млрд тенге. Меморандум между нами и КТЖ уже подписан. Проект включен в государственную программу «Развитие транспортно-логистических центров РК», данный ТЛЦ будет класса А. По принципу «все в одном окне», там будут билеты на железнодорожные, авто-, авиаперевозки. К центру будут подведены железная дорога, автодорога. Ну и раз на территории аэропорта, будут и авиасообщение, теплые склады, контейнерные площадки для насыпных грузов и так далее. Сейчас такие проекты осуществлены в Астане, Шымкенте и других городах. Остались мы и Актобе. Этот проект поможет покрыть внутренние потребности с выходом на сопредельные рынки Урало-Сибирского региона России и Средней Азии в качестве центров дистрибуции. Планируемый объем грузооборота в год – от 250 тысяч тонн. Реализовать его предполагается до 2018 года.

- А расчеты уже есть? За какой борт какие тарифы?

- У нас свои тарифы. Мы долго бились над этим. И сейчас Агентство РК по регулированию естественных монополий (АРЕМ) отменило нам регулируемые тарифы на международные рейсы. Внутри Казахстана еще действуют регулируемые тарифы, а на международные рейсы мы тарифы сами устанавливаем по договоренности с авиакомпаниями. Это будут индивидуальные тарифы с каждой авиакомпанией. Пока это коммерческая тайна.

- Хорошо, вернемся к реконструкции взлетно-посадочной полосы. Генподрядчиком является ТОО «Терезе». Не очень уж известная фирма. На что акцентировали внимание, когда выбирали строителей для реализации проекта по реконструкции взлетно-посадочной полосы?

- Ну это очень щекотливый вопрос. Тендер проводился в области. Заказчик – областное управление транспорта.

- Ну и в завершение, где проходят подготовку новые специалисты?

- В основном молодежь к нам приходит после обучения в Академии авиации Алматы. Семейчан наших там много учится.

- Делятся ли опытом в области обучения сотрудников зарубежные коллеги?

- Такие курсы проводит наш Комитет гражданской авиации. Но это очень дорого. Поэтому мы пока обходимся местными учебными центрами, той же Академией гражданской авиации. Каждый год повышаем квалификации, получаем сертификаты на всех сотрудников. Самому младшему нашему сотруднику 22 года, самому старшему 65 лет.  

Жанар Асылханова, Семей

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: