Афганистан представляет для Казахстана большую угрозу, чем Сирия

2253

Директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев прокомментировал порталу atameken.info причины активизации Москвы в сирийском конфликте и возможные последствия для России и стран Центрально-Азиатского региона

Афганистан представляет для Казахстана большую угрозу, чем Сирия

Директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев прокомментировал порталу atameken.info причины активизации Москвы в сирийском конфликте и возможные последствия для России и стран Центрально-Азиатского региона.

- Владимир Путин решил переиграть существующую шахматную партию, чтобы отвлечь внимание международного сообщества от ситуации в Украине. При этом Москва пытается выступить в качестве посредника в переговорном процессе. Незадолго до начала авиаударов по ИГИЛ российский президент заявил о том, что после его переговоров с сирийским руководством была достигнута договоренность о том, что президент Сирии Асад готов сесть за стол переговоров с конструктивной частью оппозиции, - отмечает Досым Сатпаев.

Однако проблема в том, что понятия «сирийская оппозиция» в качестве единой силы не существует – сегодня она состоит из разных противоборствующих группировок, которые базируются на разных идеологических целях.

- В Сирии представлены прозападные оппозиционные силы, которые не имеют влияния и активно ищут поддержки у стран ЕС и США. Второй лагерь - многочисленные радикальные структуры, не желающие видеть на территории Сирии создание любой формы западной демократии после свержения режима Башара Асада. Так что все разговоры о возможных переговорах Асада с конструктивной частью оппозиции являются демагогией, - говорит политолог и напоминает, что даже в Астане в переговорах нескольких групп сирийской оппозиции не участвовали представители официальных властей Сирии, что автоматически снижает их КПД. Более того, для определенной части сирийской оппозиции Россия является партнером Башара Асада. А это сразу же включает классическую формулу «друг моего врага – мой враг».

Второй причиной агрессивного вмешательства России во внутрисирйиский конфликт Досым Сатпаев называет попытку Путина восстановить международную репутацию страны.

- С имиджа государства, которое может стать изгоем, Россия стремится перейти на реноме игрока, от которого что-то зависит. И демонстрирует она это в первую очередь Вашингтону и Брюсселю. Частично это удалось сделать во время встречи российского президента с американским коллегой. Если по поводу Украины США вообще не хотели вести переговоры, то в сирийском вопросе Вашингтон решил пойти на определенные уступки - выслушал официальную позицию России и даже согласовал с ней общие позиции, - говорит политолог.

Однако, напоминает эксперт, без наземных антитеррористических операций победить экстремистские структуры, укрывающиеся в крупных городах, крайне сложно.

- Тем более что авиаудары часто ведут к увеличению жертв среди гражданского населения, а это уже вызывает негативную реакцию как внутри Сирии, так и за ее пределами, - отмечает Досым Сатпаев.

За последние годы, констатирует эксперт, РФ потеряла когда-то довольно мощное влияние на Ближнем и Среднем Востоке. Москва изначально сделала ставку на поддержку проигравших сторон, будь то режим Муаммара Каддафи или Хосни Мубарака. И если то же самое произойдет с режимом Асада, то страна окончательно потеряет свой авторитет в регионе. При этом, ввязавшись в сирийский конфликт, наш сосед должен быть готов к ухудшению отношений со странами, рассматривающими Асада в качестве врага №1. И это не только США и ЕС, но и арабские государства, а также Турция. Как бы не возникла ситуация, при которой Россия сама себя подставит, ввязавшись в конфликт и не проработав сценарий красивого, с дипломатической точки зрения, выхода из него. Ведь заявив о том, что антитеррористическая коалиция работает неэффективно в борьбе с ИГИЛ, Москва должна в ближайшее время продемонстрировать свою собственную эффективность. Если этого не произойдет, то возникнет ситуация, когда гора родила мышь, прогнозирует Сатпаев.  

- Активизация российского участия в сирийском конфликте будет к тому же способствовать увеличению раскола между силами, сконцентрированными вокруг Сирии. Саудовская Аравия уже выразила обеспокоенность авиаударами, которые нанесла РФ. Причем она рассматривает Россию не только в качестве союзника Асада, но и партнером Ирана, который также является одним из ключевых игроков во внутрисирийском конфликте и геополитическим конкурентом саудитов, - говорит политолог.

Кстати, в мусульманском мире сейчас идет активная конкуренция между тремя центрами геополитического притяжения: Ираном, Саудовской Аравией и Турцией. И Россия встала на стороне одного из этих центров.

- Естественно, негативную реакцию теперь будут высказывать входящие в коалицию другие арабские государства. И чем больше противоречий будет между участниками антитеррористических сил в Сирии, тем лучше будет для ИГИЛ, - акцентирует Досым Сатпаев.

Вторым острым моментом, связанным с активизацией России в сирийском конфликте, эксперт называет ответные действия радикальных экстремистских структур, представленных на территории РФ и в других странах.

- Россия должна быть готова к новой волне терактов внутри страны и угроз для своих граждан в других точках мира. Для ИГИЛ и ее партнерских организаций в других регионах мира россияне теперь являются такими же врагами, как и граждане антитеррористической коалиции. Даже несмотря на то, что Москва отказалась войти в эту коалицию, - говорит Досым Сатпаев.

Не следует забывать, что террористическое подполье осталось и на Северном Кавказе, где, кстати, деятельность многочисленных саудовских и других арабских фондов традиционно была активна, что способствовало распространению радикальных салафитских идей, которые пустили свои корни и в Казахстане, продолжает глава Группы оценки рисков.     

- При этом радикальные структуры, присутствующие на российской территории, уже оказывали свое негативное влияние на нашу страну. Речь идет о некоем мостике с точки зрения взаимодействия террористического подполья Северного Кавказа и прикаспийских регионов, куда входят западные области Казахстана, - отмечает Досым Сатпаев.

 При этом смысла напрямую вмешиваться в сирийский конфликт для Казахстана политолог не видит.

- Мы и так косвенно участвуем в этом вопросе, предоставляя переговорную площадку для части сирийской оппозиции. Хотя ни о каком прямом военном участии с нашей стороны в этом конфликте и речи быть не может. Нам бы свои собственные проблемы решить, в том числе, связанные с рекрутингом граждан страны в ИГИЛ, который, судя по всему, увеличился. Для Казахстана возрастает угроза возвращения части бойцов ИГИЛ на родину, несмотря на то, что мы попытались принять превентивные меры, например, ужесточив уголовное законодательство, - говорит эксперт.   

Более того, сейчас, по мнению Досыма Сатпаева, следует более тщательно наблюдать за ситуацией в Афганистане, представляющей для нас большую, в силу географической близости, угрозу, чем Сирия или Ирак.

- Террористическая группировка «Талибан» усиливает деятельность, судя по событиям в Кундузе (провинция на северо-востоке Афганистана – Прим. авт.). На севере Афганистана уже наблюдается процесс активизации деятельности радикальных организаций, некоторые из них сформировали террористический интернационал под франшизой ИГИЛ, куда активно вливаются граждане Центральной Азии. При этом афгано-таджикская и туркмено-афганская границы являются уязвимыми местами в системе обеспечения региональной безопасности, по которым могут быть нанесены удары, - подчеркивает эксперт.

Например, прорыв террористических группировок через туркмено-афганскую границу, при слабости туркменских ВС, несет опасность для всего каспийского региона.

- А это прямая угроза нашей энергетической и в целом национальной безопасности, поскольку каспийский регион является стратегически важной зоной наших интересов. И появление здесь радикальных структур повышает риски терактов и дестабилизации по всей стране, - говорит Досым Сатпаев.

Минимизация данных рисков, по мнению политолога, зависит в первую очередь от эффективного сотрудничества спецслужб разных стран, которым следует активнее внедрять агентов в ряды террористических структур. Также необходима профилактическая работа по нейтрализации рекрутинговых каналов, нужная активная информационно-пропагандистская деятельность, в первую очередь, среди молодежи, которая пока «провисает». Кроме того, существует потребность в повышении религиозной грамотности не только среди населения, но и духовенства на фоне увеличения количества людей, которые ищут себя в религиозной самоидентификации. А этим успешно пользуются различные «ловцы душ».

 

Адель Нуреева

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться