/img/tv1.svg
RU KZ
Аким Шымкента цитирует Шакарима и посещает отдаленные районы

Аким Шымкента цитирует Шакарима и посещает отдаленные районы

Как прошли два рабочих дня Ерлана Айтаханова в новой должности.

18:26 01 Август 2019 3838

Аким Шымкента цитирует Шакарима и посещает отдаленные районы

Автор:

Елена Тумашова

Персона нового акима Шымкента вызывает интерес. Одна из причин этого – его назначение вместо Габидуллы Абдрахимова, который «исчерпал кредит политического доверия» и был отстранен от должности указом Президента Касым-Жомарта Токаева 30 июля. Это событие, к слову, вызвало неоднозначную реакцию в обществе: от резкой критики экс-акима, выложившего своей странице в соцсети «лондонские» видеоролики, и пародий на них до слов поддержки и хештега «вернитеабдрахимова».

Новый аким Шымкента, экономист и юрист по образованию, имеет существенный опыт работы именно в исполнительной ветви власти – более семи с половиной лет. Inbusiness.kz решил посмотреть, с чего начал Ерлан Айтаханов в качестве главы города республиканского значения и также заглянул в аккаунты чиновника в соцсети.

«Укрепить их функции законодательно»

Официальный сайт акимата Шымкента сообщает: градоначальник провел первое совещание, совершил первую рабочую поездку в «отделенные населенные пункты» и посетил жилые массивы Абайского района.

Совещание. 31 июля заместители, акимы районов и руководители управлений ознакомили своего нового начальника с положением дел в мегаполисе.

«Если акимы не могут решать проблемы (жителей. – Ред.), то утрачивают доверие населения», – сказал своим подчиненным руководитель.

Помимо прочего, аким поручил усилить работу акимов районов по решению острых проблем и укрепить законодательно их функции, а также эффективнее использовать бюджетные средства и обеспечивать расходы казны из внутренних резервов. Кроме того, необходимо улучшить качество оказания социальной помощи.

Что касается первой рабочей поездки, то в качестве пункта назначения новый глава города выбрал жилые массивы Исфиджаб и Сайрам Каратауского района, где встретился с местными жителями.

«Моя задача – повысить благосостояние жителей отдаленных населенных пунктов и обеспечить их достойной инфраструктурой», – процитировал акима сайт акимата.

Следующий визит состоялся в Абайский район, в населенные пункты Жанаталап и Игилик.

Общественный транспорт, обеспечение домов водой, газом и электричеством – о таких проблемах говорили местные жители.

«Действительно, проблем в населенных пунктах пригородной части Шымкента немало, – сказал аким. – Средства из бюджета будут выделяться в первую очередь для развития инфраструктуры в таких микрорайонах. К Шымкенту был присоединен 41 населенный пункт. Во многих из них до сих пор нет воды и света, отсутствуют дороги», – приводит слова акима сайт акимата.

Также глава города заметил, что необходимо активнее возвращать в государственную собственность земельные участки для строительства на них социальных объектов – больниц, школ, детских садов.

К слову, понять, в какой именно рабочий день аким совершил эту поездку – в первый или второй, по сайту акимата невозможно, поскольку новости не датированы и даже внутри сообщения (как в случае с совещанием) нет информации об этом.

О чем пишет градоначальник в Интернете?

Поэтому inbusiness.kz отправился на просторы Instagram. И обнаружил там три аккаунта, связанные с Ерланом Айтахановым. Два из них, по всей видимости, являются официальными.

На одной из страниц размещен один пост (по данным на 19:00 1 августа). В нем аким обращается к жителям юга и Шымкента, говорит о своем назначении и о том, что создал страницу в социальной сети.

Во втором аккаунте постов на указанное выше время больше – шесть. Один из них посвящен поездке в Исфиджаб (датирован 1 августа), в двух из них аким приводит высказывания Шакарима («Ашумен қылған іс – іс болып жаратпайды. Бойды ашуға билетпе» и «Әркім өзінің еккенін орады»).

Отметим, что, когда Бакытжан Сагинтаев вступил в должность акима Алматы, он также открыл свои аккаунты в социальных сетях Facebook, Instagram и Twitter. 1 июля новый градоначальник разместил видеообращение к горожанам, в котором сообщил, что сделал страницы для прямой связи с жителями города и готов к диалогу.

Где работал новый аким

Новому акиму Шымкента 47 лет, женат, воспитывает двоих сыновей.

Имеет два высших образования – экономическое (Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова окончил в 1994 году) и юридическое (Казахскую государственную юридическую академию окончил в 2001-м).

Трудовую деятельность начал в банке – как экономист в Alem Bank Kazakhstan (в 1994-1995 годах). Продолжительное время проработал в транспортной сфере, в частности в структуре «Ⱪазақстан темiр жолы», куда пришел в 1997 году. В 2002 году с позиции начальника департамента экономики, финансов и бухучета КТЖ перешел в Министерство транспорта и коммуникаций РК, где трудился директором департамента финансового регулирования.

В 2003-2004 годах г-н Айтаханов был советником председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции.

Определенный период трудовой деятельности связан с Алматы. Так, в 2005-2006 годах был директором Департамента Агентства по регулированию естественных монополий и защите конкуренции города, в 2006-2007-м – начальником Управления по тарифам города.

В 2007-2009 годах работал в структуре Министерства финансов, в частности был начальником Комитета финконтроля по Акмолинской области.

Что касается опыта работы Ерлана Айтаханова в исполнительной ветви власти, то он связан именно с Туркестанской областью (которая до 2018 года называлась Южно-Казахстанской).

В марте 2009-го г-н Айтаханов был назначен заместителем акима области и проработал на этой позиции почти три года, до февраля 2012-го.

Затем его перевели в Администрацию Президента РК, где он работал государственным инспектором с февраля 2012-го по октябрь 2014-го.

А после возвратили на предыдущую должность – замакима ЮКО, в январе 2016-го назначили акимом Отрарского района этой области.

Интересно, что и его отец, экс-сенатор Куаныш Айтаханов, в свое время был акимом этого же района (помимо других должностей в других районах и городах этой области).

Елена Тумашова

В акимате Шымкента объяснили продажу аэропорта

10 Октябрь 2020 08:15 1547

Покупатель получит в управление убыточный объект

Заместитель акима Шымкента  Максут Исахов объяснил причину продажи старого терминала аэропорта в пятницу 9 октября и несостоявшиеся накануне торги, передает корреспондент Inbusiness.kz, а также ответил на претензии мажилисменов.

Чиновник пояснил, что в конкурсе могли участвовать не могли принять участие кто попало, а только те компании, которые имеют опыт в авиации, подтвердили наличие финансовых средств на банковских счетах и заплатили взнос в размере 700 млн тенге. Но поступила всего одна заявка, от кого, замакима сослался на закрытость данных на портале.

Причиной продажи аэропорта он назвал его убыточность и попросил потенциальных покупателей оценить свои риски.

«Он должен оценить свои риски, потому что и в конкурсной документации указано, что кроме 5,2 млрд тенге, то есть  ежегодно он выплачивает в год по 500 млн, он обязан вкладывать ежегодно по 600 млн в развитие. То есть 6 млрд за 10 лет своего управления. После этого он принимает решение о выкупе. Старый аэропорт в данный момент сам себя содержит, приносит небольшую прибыль по году 100 млн тенге, но этого не достаточно, чтобы ему дальше развиваться, потому что только один специальный автобус стоит порядка 80-100 млн тенге, а там нужно обновлять автобусы. Трапы тоже очень дорогие. Где-то через  3-5 лет нужен капитальный ремонт взлетно-посадочной полосы, а эти 10 миллиардные объемы»,- отметил заместитель акима Шымкента Максут Исахов.

Торги и требования к приобретателю здания аэропорта вызывают немало удивления, учитывая, что возле продаваемого терминала второй год строится новый терминал, пропускная способность которого две тысячи пассажиров в час, старый терминал может обслужить не более 100 пассажиров. Занимается этим авиакомпания «SCAT» причем инвестируя личные средства. Общая стоимость проекта 21,5 млрд тенге, из которых  5,5 млрд собственные средства авиакомпании, а 16 млрд банковский займ. Однако только в день проведения торгов казахстанский авиапревозчик решил высказать свои претензии и возмущение тем, что ему не предоставлено приоритетное право управления, учитывая, что в 2018 году между Акиматом города и авиакомпанией SCAT был подписан договор, подразумевающий о дальнейшую передачу аэропортового комплекса в доверительное управление инвестора, осуществляющего застройку.

«Авиаперевозчик приступил к реализации проекта. Одним же из главных непредвиденных маневров стал факт выставления аэропорта Шымкент на торги. Продажа аэропорта рушит программу развития аэропортового комплекса, отбрасывая назад не теоретические, а вполне практические перспективы развития всего Южного Казахстана. Факт непредоставления преимущественного права управления инвестору, уже выполняющему строительство основного объекта и возможное появление второй управляющей компании- бессмыслена. А попытка развития маршрутных сетей на базе старого терминала, построенного в 70-е годы прошлого столетия, не может быть целесообразной. Даже максимально отреставрированное пятидесятилетнее здание старого терминала аэропорта не способно обеспечить и небольшой части реальной программы развития региона. А реализация этого пути перечеркивает все возможные перспективы и затраченные инвестиционные и бюджетные средства. Инвестор, уже вложивший в проект, согласованный обеими сторонами, 4,8 млрд.тенге и готовый продолжать вкладывать собственные средства в развитие всего запланированного комплекса, включающего несколько стратегически важных, перспективных и доходных для региона объектов, должен иметь приоритетное право на управление всеми объектами, для того, чтобы быть способным преумножить выгоду для всего региона»,- подчеркнули в пиар-службе SCATа.

Также в пресс-службе отметили, что авиакомпания терпит солидные убытки из-за пандемии коронавируса, только за период март-апрель 2020 порядка 6 млрд. тенге, но строительство при этом продолжается, до конца года будет освоено порядка 10 млрд.тенге.  Ранее планировалось, что новый терминал примет первых пассажиров уже в первом полугодии 2020, но работы еще не завершены, и прогнозировать их окончание в компании пока не берутся.

За счет государства строится подъездная дорога к новому терминалу за 1,5 млрд тенге, половина в 2020 году, остальное на следующий, и привокзальной площади за 1,3 млрд тенге.

Старый аэропорт в акимате обещали снова выставить на торги на следующей неделе.

Мира Бахытова, Шымкент

Подписывайтесь на телеграм-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Кому шымкентцы переплатили 320 млн тенге?

27 Сентябрь 2020 08:12 3263

Канализация СЭЗ вышла за утвержденный тариф, газовики брали с новых абонентов деньги за подключение и пломбировку.

Сразу два монополиста в Шымкенте должны вернуть деньги потребителям, говорится о сумме в 326 млн тенге, передает корреспондент inbusiness.kz со ссылкой на городской департамент комитета по регулированию естественных монополий министерства национальной экономики РК.

Проштрафились перед абонентами и предпринимателями свободная экономическая зона «Онтустик» и региональный филиал «Казтрансгаз Аймак». В первом случае пострадали бизнесмены, владельцы 15 предприятий легкой промышленности, расположенных на территории СЭЗ. Они в течение пяти лет переплачивали за услуги канализации, всего вышло 160 млн тенге.

«В процессе анализа нами выявлено, что в АО «СЭЗ «Онтустик» оказывалась услуга водоотведения (канализация) без утвержденного тарифа, хотя эта услуга регулируется государством, и тариф должен быть утвержден. В городе оказывает услуги водоснабжения и водоотведения ТОО «Водные ресурсы маркетинг», на территории СЭЗ – сами СЭЗ, у них свои сети, которые за территорией подключаются к сетям водоканала, который и забирает далее на очистные сооружения. У водоканала свой тариф, он выставлял СЭЗ, а они перевыставляли своим потребителям со своей наценкой. Если у водоканала было 100 с чем-то тенге, они свои 20-30 тенге добавляли. Эту разницу мы им и посчитали. За пять лет более 159 млн. Также мы их оштрафовали, штраф составляет 10%, это почти 16 млн тенге», – рассказал руководитель антимонопольного ведомства Дархан Каинбердиев.

Во втором случае убытки понесли новые абоненты газовиков, с которых брали деньги за подключение и пломбировку. С каждого в среднем по 2,5 тыс. тенге, всего потребителям придется вернуть 166 млн тенге. Стоит отметить, что оба монополиста с претензиями не соглашались и обращались в суд, правда, проиграли все инстанции вплоть до Верховного суда.

Вернут абонентам 25 млн тенге и тепловики, за излишне потребленное тепло сезона 2019-2020 годов, температура воздуха в некоторые дни была выше. Перерасчет будет отражен в квитанциях за ноябрь.

За два года, отмечают в департаменте по регулированию естественных монополий, удалось сэкономить шымкентцам почти 10 млрд тенге. Больше всего, конечно, за счет уменьшения и сдерживания роста тарифов на коммунальные услуги.

Напомним, с 1 января 2019 года были снижены тарифы на отопление – на 22%, водоснабжение и канализацию – по 10%, на газ – на 6% и на электроэнергию – на 6,8%.

Мира Бахытова, Шымкент

Подпишитесь на наш канал Telegram!