– Расул, существенная часть политической карьеры Бакытжана Сагинтаева связана с Правительством, последняя должность – руководитель Администрации Президента. И вот новая должность – аким мегаполиса…
– В отношении Бакытжана Сагинтаева сложно говорить о том, что у него недостаточно опыта: он работал акимом одной из областей (Павлодарской, с сентября 2008-го по январь 2012 года. – Ред.), имеет богатый послужной список. Если говорить о его опыте, то он вряд ли меньше, чем у Бауыржана Байбека: Байбек пришел на эту достаточно важную должность с меньшим опытом, чем есть у Сагинтаева, который был и акимом области, и министром, и вице-премьером, и Премьер-министром.
Другой вопрос – в последние месяцы мы наблюдали всплеск гражданских протестов, особенно в Алматы, Нур-Султане. Отчасти, возможно, с точки зрения руководства страны такие события увязывались в том числе с недостаточно эффективной работой местных акимов, которые, по всей видимости, недоглядели.
Помните, одним из первых кадровых решений стало решение по акиму столицы Бахыту Султанову, который был срочно заменен на другого (им стал экс-аким Западно-Казахстанской области Алтай Кульгинов. – Ред.). Сейчас мы видим, что и в Алматы нечто подобное происходит. Видимо, именно в этом находятся корни такой пертурбации.
Тем более, как я уже сказал, по сравнению с Бауыржаном Байбеком Бакытжан Сагинтаев до этого занимал очень высокие посты и является политическим тяжеловесом. И то, что во главе крупнейшего города страны назначается Сагинтаев, сделано для усиления руководства таким важным для страны городом, центром, где сконцентрированы в том числе и оппозиционные силы.
Если рассматривать тему чуть шире, то можно говорить о том, что сейчас новый Президент проводит новую политику, более социально ориентированную, делаются очень важные заявления о том, чтобы приблизить политику к простому народу, также заявления о противодействии коррупции и т. д.
Но, судя по тому, как проводятся кадровые назначения, такое ощущение, что немного и поменялось в нашей системе, особенно в каровой политике. Мы наблюдаем в действии старый инструментарий: и во времена Первого Президента назначение того или иного министра, акима и управленцев по другим важным должностям не сопровождалось аргументацией, почему это назначение произошло.
Почему убрали того или иного министра, из-за каких недоработок, а если он хорошо работал, зачем его нужно было снимать с должности, и если кого-то назначили, то какие заслуги послужили тому причиной?
Обычно в демократических обществах такую аргументацию представляет назначающий человек – глава государства или премьер-министр. Идет ли речь о США или европейских странах, это аксиома: обществу всегда объясняют политические кадровые изменения.
У нас же общество ставится перед фактом, экспертное сообщество вынуждено додумывать, что значит каждое конкретное назначение.
С каждым кадровым назначением связывались какие-то надежды, но каждый раз происходило перетряхивание прежней колоды. Судя по тому, как делаются последние назначения, это напоминает старую историю – перемещение чиновников по кругу.
У меня лично двоякое отношение к этим переменам. Потому как очень серьезная кризисная ситуация в Казахстане сложилась в социальной, экономической, внутриполитической сферах. Протестные настроения очень сильны. Очень сильный запрос на перемены. Но когда перемены пытаются осуществить старыми подходами, это вызывает серьезные сомнения.
– Новый Президент, как Вы отметили, ориентирован на социальную сферу. В феврале этого года Первый Президент Нурсултан Назарбаев отправил в отставку правительство Бакытжана Сагинтаева за "неумение выслушивать людей, разъяснять им проводимую работу и политику"…
– Последнее изменение правительства является более формальным актом. Бакытжана Сагинтаева сняли с поста премьер-министра, был назначен Аскар Мамин, но Правительство осталось тем же, в основной массе в его составе сохранились прежние игроки, хотя некоторые и переместились на другие позиции. Но по сути в деятельности кабинета министров ничего не изменилось.
Более того, в последние три-четыре месяца мы наблюдаем очень серьезные процессы в Казахстане, связанные с президентскими выборами, с протестами, с катаклизмами, в частности я говорю о трагедии в Арыси. Правительство мы снова не видим. Везде появляется Президент, акимы областей, это понятно. Возможно, я ошибаюсь, но главы Правительства незаметно.
Отставка Правительства у нас зачастую носит формальный характер: отставка ради отставки, но не ради повышения качества, эффективности, прозрачности деятельности исполнительных органов власти.
Поэтому я и говорю о том, что вот эти последние назначения, когда нет четких, конкретных объяснений со стороны государства и власти – почему это было сделано, можно рассматривать как неправильный подход.
Особенно в связи с тем, что приход нового главы государства вызвал ожидание, что это принесет обещанную прозрачность и, скажем так, ответственность. Но мы этого не наблюдаем. Учет общественного мнения и мнения экспертов не замечен. Это вызывает сожаление и сомнение в том, что кадровые назначения, делающиеся подобным образом, не будут повторять предыдущий опыт.
– Почему глава государства ранее сохранил должность акима Алматы за Бауыржаном Байбеком, но сейчас все же снял его? Это просто технический момент – Президент искал кандидатуру, или связано с чем-то другим?
– Это вопрос к г-ну Токаеву и Администрации Президента, экспертному сообществу остается только догадываться.
Возможно, это были именно технические моменты. Версии можно строить, но факт остается фактом: у нас процесс назначения на ответственные государственные должности происходит непрозрачно, без обратной связи с обществом. И мне кажется, это противоречит базовым нормам Конституции о народовластии и заявлениям самого Президента о том, что Правительство должно быть открытым и прозрачным.
Напомним: Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал 12 июня указ, согласно которому действующие акимы городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента и областей будут исполнять обязанности до назначения соответствующих акимов. Указ подписан в соответствии с пунктом 5 статьи 87 Конституции РК, в котором указано: "Полномочия акимов областей, городов республиканского значения и столицы прекращаются при вступлении в должность вновь избранного Президента Республики".
Первым из трех городов нового акима получил Нур-Султан. 13 июня на эту должность новый глава государства назначил Алтая Кульгинова, забрав его с поста руководителя Западно-Казахстанской области, которую он возглавлял с 2016 года.
17 июня Касым-Жомарт Токаев подписал указ, согласно которому акимы Алматы и Шымкента (и 12-ти областей) остались на своих местах. Габидулла Абдрахимов на данный момент (28 июня, 20.00 по времени Нур-Султана) сохранен на должности главы Шымкента.
Отметим, что ранее политолог Расул Жумалы поделился с inbusiness.kz мнением о том, что руководителями трех ключевых для страны городов, вероятнее всего, станут новые управленцы и что избранный глава государства заявлял о точечных кадровых назначениях.
Елена Тумашова