На днях президент Нурсултан Назарбаев отметил, что в республике назрела необходимость реформ в системе полиции. В ходе визита в Атыраускую область президент привёл в пример Грузию, где уволили всех полицейских и приняли на работу юристов.
"В Грузии провели реформу в полиции – уволили всех полицейских, набрали в органы юристов и навели порядок в этой структуре. Я сейчас тоже думаю над этим. Сколько сейчас юристов наштамповали вузы, которые ходят с дипломами и не могут найти работу. Наверное, так же придётся сделать по примеру Грузии – уволить полицейских и взять на работу юристов", – сказал Нурсултан Назарбаев.
В связи с этим гражданская инициатива "За реформу МВД" представила в ходе пресс-конференции в Алматы концепцию "Новой полиции Казахстана".
Как выяснилось, после убийства фигуриста Дениса Тена гражданская платформа, требующая кардинального изменения работы полиции, объединила более 17 тыс. человек, среди которых правозащитники, журналисты, общественные активисты. Почти полтора месяца представители инициативной группы изучали лучший мировой опыт по реформированию полиции и собрали 16 основополагающих предложений, которые должны лечь в основу реформирования полицейской службы.
Общество ждёт перемен
Один из координаторов инициативной группы, правозащитник Ирина Медникова пояснила, что сразу после трагедии с Денисом Теном в обществе возникло много предложений по реформированию полицейской службы, было принято решение, что все их нужно оформить в концептуальный документ. Была проведена кампания по улучшению работы службы "102" и сносу заборов вокруг полицейских участков. Сейчас штат службы "102" Алматы увеличен вдвое, заборы решено снести, сообщила она.
Правозащитник Евгений Жовтис заметил, что законопослушный гражданин не должен оказываться в ситуации, когда он боится полиции больше, чем бандитов, потому что не знает, что им придёт в голову, и они ходят везде, даже там, где бандиты не ходят. По его словам, крайне важно, чтобы полиция находилась под постоянным контролем общества.
Политолог Дильмаш Альжанов предложил ужесточить ответственность в отношении полицейских, применяющих грубость и жаргонные выражения в отношении граждан. В новой полиции не должно быть терпимости к использованию оскорбительного обращения ко всем потерпевшим, при этом в последние годы стало практикой использование полицейскими жаргона из криминального мира, подчеркнул г-н Альжанов.
Итак, какие же предложения выработали активисты.
Необходим гражданский министр
Первое и основополагающее – это то, что Министерство внутренних дел должно возглавить гражданское лицо. В концепции отмечается, что в развитых странах сложилась демократическая традиция институционального разделения полномочий министра и министерства, с одной стороны, и главы полиции и, соответственно, полиции, с другой стороны.
Министр внутренних дел – это политическая должность, которую должно занимать гражданское лицо, реализующее государственную политику в области предупреждения и борьбы с преступностью и обеспечения общественной безопасности. Министр должен быть лишён полномочий оперативного управления полицией, так как эта задача стоит перед главой полиции.
Второе предложение – это создание полиции как отдельного органа МВД. Активисты подчеркнули, что для обеспечения оперативной независимости и деполитизации полиции её глава должен назначаться министром по согласованию с Советом полиции.
Оперативно-розыскная деятельность полиции, а также случаи использования подразделения для специальных полицейских операций должны быть под эффективным судебным и парламентским контролем. На настоящий момент в Казахстане отсутствует служба поддержки потерпевших от преступлений. Необходимо создать такую службу в структуре полиции, считают активисты.
Третье предложение связано с развитием полноценной местной полицейской службы.
Территориальные органы МВД должны быть преобразованы в отдельные полицейские участки. Такие участки должны стать основной структурной единицей местной полицейской службы в местных сообществах. Размещение полицейских участков в местных сообществах должно учитывать плотность населения, криминогенную обстановку, транспортную инфраструктуру и другие факторы. Это долгосрочная реформа, которую можно начать с пилотирования и строительства таких новых полицейских участков в специально отобранных регионах Казахстана, сообщили разработчики концепции.
В-четвёртых, активисты заявили, что необходимо полностью соблюдать стандарты прав человека и верховенства закона в деятельности полиции.
Пятое предложение связано с чёткой регламентацией деятельности МВД, направленной на борьбу с преступностью, исключение непрофильных функций для полиции.
МВД не должно касаться пенитенциарной системы и мест содержания под стражей. В соответствии с лучшей практикой развитых государств пенитенциарная система, включая любые места содержания под стражей, не может находиться в ведении того же ведомства, которое занимается расследованием преступлений, считают активисты.
В ожидании образованного и вежливого полицейского
Также прозвучало предложение демилитаризации и сервисной ориентации полиции.
Реформа должна, прежде всего, касаться аппарата министерства внутренних дел. Он должен состоять из гражданских государственных служащих. Для формирования государственной политики в сфере общественных отношений, возникающих в ходе борьбы с преступностью и ее профилактики, такому должностному лицу необязательно иметь воинское звание или его аналог, сказали общественники.
Также была озвучена мысль о необходимости поэтапного кадрового обновления состава полиции. Численный состав сотрудников МВД, вовлеченных в выполнение полицейских задач в Казахстане, превышает аналогичные показатели в развитых государствах. Такая ситуация связана с неэффективным менеджментом, в том числе по использованию кадров, выполнением полицией несвойственных ей функций и излишне громоздкой организационной структурой, подчеркнули авторы Концепции.
Было озвучено предложение по созданию современной модели полицейского образования, аттестации и переподготовки.
Активисты заявили, что новые сотрудники полиции должны проходить подготовку в течение шести месяцев по современным методикам обучения. Вузы МВД необходимо переорганизовать в специализированные учреждения по подготовке кадров, которые прошли отбор в полицию, в течение 6 месяцев и уже имеют опыт практической полицейской работы.
Авторы Концепции подчеркнули, что необходим прозрачный карьерный рост в системе полиции, исключающий коррупцию и зависимость от начальства.
Зависимость сотрудников полиции от руководства, которое единолично уполномочено решать подавляющее большинство вопросов во время прохождения службы, является одной из основных причин неэффективности правоохранительной системы. Карьерный рост, поощрения, техническое оснащение, дисциплинарная ответственность и увольнение не должны зависеть от лояльности сотрудников своему руководству, считают активисты.
Они убеждены, что необходима новая система оценки деятельности полиции и отдельных сотрудников. Оценку деятельности нельзя основывать только на количественных показателях раскрываемости преступлений.
Не менее, если не более, важны такие показатели, как текучесть кадров, взаимоотношения с населением, особенно с уязвимыми группами, количество жалоб на полицию, скорость реагирования на происшествия, эффективное использование имеющихся ресурсов, повышение профессионального уровня, включая этические нормы, обеспечение законности в деятельности и другие.
Парламент должен контролировать
Активисты убеждены, что необходимо введение парламентского и общественного контроля за полицией. Требование о ежегодных публичных отчетах министра МВД, главы полиции и глав местной полиции о деятельности должно быть закреплено в законе. Они должны содержать результаты выполнения конкретных приоритетов.
Субъектом формирования приоритетов полицейской деятельности может стать Совет полиции или другая институция, в работе которой принимают участие гражданские эксперты и общественность.
Авторы Концепции подчеркнули, что необходим свободный доступ граждан в здание полиции. Активисты считают, что полиция не должна отгораживаться от населения, безопасность которого она предназначена обеспечивать.
Граждане должны иметь свободный доступ в полицейские участки для подачи заявлений, обращения за помощью в любое время и при любых условиях. Необходимо снести заборы и прочие ограждения, гарантировать открытый доступ к сотрудникам полицейского участка, которые непосредственно уполномочены взаимодействовать с гражданами.
Для этого изучить и внедрить принципы организации фронт-офисов в полицейских участках в развитых государствах. Следует, где это возможно и целесообразно, обеспечить максимальную физическую прозрачность помещений, включая использование стеклянных стен и открытых рабочих пространств.
Реакция со стороны
Также было отмечено, что без внешнего надзора руководство полиции всегда будет иметь возможность уклониться от тщательного рассмотрения жалоб и обращений граждан, а также будет высок соблазн воспрепятствовать объективному и справедливому расследованию в случае совершения должностными лицами Полиции РК преступлений и уголовных проступков.
Требуется реформировать процедуры и механизмы реагирования полиции на информацию, которая поступает в ее оперативные службы, особенно в том, что касается заявлений и обращений граждан.
Следует создать единую национальную базу обработки поступающих обращений и заявлений. Настоящий порядок, когда параллельно существует журнал приема обращений и единый реестр уголовных расследований, не является эффективным и часто ведет к злоупотреблениям.
Любое заявление или рапорт полицейского, в котором есть информация о совершенном и готовящимся преступлении, должны незамедлительно регистрироваться в едином реестре уголовных расследований и расследоваться в процессуальном порядке.
Со стороны активистов все предложения были систематизированы и отправлены в администрацию президента РК. Готовится и отправка Концепции в Совет безопасности РК.
Аскар Муминов