ТОО "Жигер Актобе" работает на рынке с 2007 года. Занимается поставкой и монтажом лифтового оборудования, которое закупается в Беларуси и Китае.
Беда пришла, откуда не ждали
"В мае 2018 года областной ДГД сообщил нам о проведении налоговой проверки в рамках требования прокуратуры. Основанием ее проведения стало то, что мы работали с компанией "Енбек Актобе". А у них возникли проблемы с законом, поэтому стали проверять всех контрагентов компании. Нам не дали на подготовку к ней ни дня. Проверка началась в мае 2018 года и продолжалась до декабря 2019-го. Ее все время откладывали, затем продлевали, требовали дополнительные документы, которые мы предоставляли без проблем и вопросов.
Это была уже не первая проверка за время существования нашего предприятия. Мы привыкли к тому, что налоговые доначисления так или иначе будут. Были готовы их выплачивать – от ошибок никто не застрахован. Причем налоговая служба шла нам навстречу, позволяя оплачивать доначисления в рассрочку. Поэтому, как обычно, планировали разойтись миром. В 2019 году создается ТОО "Qaz-Bel Лифт" с намерением построить завод по производству лифтов в индустриальной зоне "Актобе", – рассказывает главный бухгалтер ТОО "Жигер Актобе" Виктория Филиппова-Федина.
По словам бухгалтера, за время проведения проверки, а это целых 20 месяцев, ДГД не озвучивал предприятию даже примерного результата проверки. Когда в 2019 году ТОО "Qaz-Bel Лифт" обратилось к ТОО "Жигер Актобе" с просьбой поддержать строительство завода, предприятие согласилось стать основным инвестором. Никто не ожидал большой суммы доначисления.
"Когда мы уже были готовы инвестировать деньги в строительство, пришел акт налоговой проверки, согласно которому ДГД исключил расходы из вычетов и НДС по взаиморасчетам с контрагентами, являющимися абсолютно нормальными организациями
При заключении договоров с поставщиками мы проверяли их по базе налогоплательщиков. Налоги платят, состоят на учете по НДС. Неблагонадежными признаны не были. Но эти предприятия меньше ТОО "Жигер Актобе". У них нет лицензии, они не участвуют в госзакупках. Это просто поставщики. Но в ДГД сочли или выяснили, что наши контрагенты, пытаясь уйти от налогов, работают с неблагонадежными поставщиками. Убрав их из наших расходов, доначисляют нам огромную сумму налогов, включая пени – 162 млн тенге. А у тех предприятий, которые уходили от налогов, убирают доход. Поставщики остаются белыми и пушистыми без доначисления налогов. Ведь у них из дохода убрали то, что они продали нам. Получается, что этот товар мы нигде не могли приобрести – его нет, а значит, не могли расходовать", – продолжает Виктория Филиппова-Федина.
У предприятия есть все договоры, бухгалтерские документы. В ТОО согласились с тем, что из расходов убрали одну компанию, так как она действительно зарекомендовала себя плохо. Две другие компании сами не согласны с тем, что у них убрали доход. Но они тоже ничего не могут сделать.
Покупатель за продавца не в ответе
ТОО "Жигер Актобе" направило жалобы и дополнения к ним в министерство финансов Республики Казахстан. В связи с карантином все рассматривалось в режиме онлайн. В конечном итоге минфин полностью согласился с актом проверки ДГД Актюбинской области.
"Мы не согласны с решением министерства финансов и обратились в областной экономический суд. Думаем, что Фемида нам пойдет навстречу. Требования должны возлагаться не только на ТОО "Жигер Актобе", но и на поставщиков – компании-контрагенты. Как бухгалтер, хочу сказать, что нонсенс не в том, что убрали расходы, такое часто бывает, а убрали доходы! Мы в шоке! Мало ли откуда поставщик взял товар, мы же его официально купили и оплатили.
Я допускаю мысль: ТОО "Жигер Актобе" более платежеспособная организация с лицензией и основными средствами, которая вряд ли захочет пустить себя под банкротство. А компании "Лифт Строй Инвест" и "Строй Лифт" – организации молодые и мельче", – рассуждает бухгалтер.
У предприятия был период, когда счет оказался закрыт. Вся сумма доначисления с минусом зафиксировалась на нем. Организация не смогла участвовать в госзакупках и потеряла заказы. Но основная проблема в том, что заморожено строительство завода по производству лифтов ТОО "Qaz-Bel Лифт".
"Если мы все средства вложим в строительство завода, то не сможем заплатить налоги. Спасибо СПК "Актобе", которая пошла нам навстречу. Предоставлен земельный участок в долгосрочную аренду в индустриальной зоне. По плану в октябре этого года завод должен уже начать работу. А фактически график строительства переносился несколько раз и пока только огорожен участок. В СПК попросили нас пока только платить земельный налог. А это небольшая сумма – около 24 тыс. тенге в месяц. Но строительство стоит, хотя проект очень привлекателен для региона", – резюмирует Виктория Филиппова-Федина.
Аргументы другой стороны
В решении минфина по результатам рассмотрения жалобы на уведомление о результатах проверки сделан акцент на то, что ТОО "Лифт Строй Инвест" и ТОО "Строй Лифт" являются аффилированными компаниями в отношении товарищества. По взаиморасчетам с ТОО "Лифт Строй Инвест" исключены из вычетов расходы по приобретению запасных частей к лифтовому оборудованию и товарно-материальных запасов за 2016-2017 годы и НДС из зачета за III и IV кварталы 2016 года, II квартал 2017 года.
ДГД подал иски в областной СМЭС о признании недействительными договоров поставки, оказанных услуг, сделок, заключенных между поставщиками товарищества второго и третьего уровней, где налоговики усмотрели нарушения.
То есть не между ТОО "Жигер Актобе" и контрагентом, а между поставщиками. То же касается и относительно взаиморасчетов с другими контрагентами.
Минфин результаты проверки ДГД области оставил без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Предприятие обжаловало уведомление о результатах проверки в областном экономическом суде. К сожалению компании, результат отрицательный. Теперь ТОО "Жигер Актобе" будет обжаловать решение суда.
Семён Данилов
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!