/img/tv1.svg
RU KZ
«Альфа-банк» забирает оставшийся бизнес «Казинвестбанка»

«Альфа-банк» забирает оставшийся бизнес «Казинвестбанка»

Вопросы по банковскому регулированию остаются.

19:58 23 Май 2017 6846

«Альфа-банк» забирает оставшийся бизнес «Казинвестбанка»

Автор:

Татьяна Батищева

Российский дочерний «Альфа-банк» принимает на баланс часть активов и обязательств ликвидируемого «Казинвестбанка» («КИБ»). Портфель в размере 81 млрд тенге включает в себя депозиты физических и юридических лиц, 3 млрд пенсионных активов, «застрявших» в «КИБе» после отзыва у него лицензии в декабре 2016 года, а также кредиты корпоративному сектору.

На пресс-конференции, прошедшей сегодня в Алматы, руководитель блока «Корпоративный банк»  ДБ «Альфа-банк» Андрей Елхов рассказал о деталях сделки. На баланс «Альфы» мигрирует порядка 20 млрд тенге обязательств и 21 млрд активов, качество которых  неоднозначное. Работающие активы  перемешаны с проблемными, чтобы принимающая сторона имела возможность получать свободный финансовый поток от  работающих кредитов для «вытягивания» проблемных ресурсов.

Дело  в том, что  до прихода «Альфы» в «КИБ» из 156 млрд тенге балансовых – бумажных – активов «живых» насчитывалось не более 15-16 млрд тенге. «Альфа» полностью забирает депозиты физических лиц объемом 7,8 млрд тенге и средства вкладчиков ЕНПФ – полностью работающие активы без признаков обесценения, которые банк забирает по номиналу. «Альфа» также забирает 10 млрд тенге обязательства «КИБа» перед депозиторами –  юридическими лицами. Часть таких обязательств связана с кредитами, которые «Альфа-банк» заберет с баланса «КИБа», это касается ситуации, когда заемщик и депозитор являются одной организацией.

«Активов для возврата депозитов юридическим лицам недостаточно. Поэтому обязательства, взятые с «КИБа» «Альфой», связанные: мы не будем выплачивать ни одного тенге,  пока не будет возвращен хотя бы один тенге по тому активу, который мы приняли, а возвратность там неполная, – поясняет представитель «Альфа-банка». – Все погашения основного долга, который мы по займам приняли, потенциальные  убытки депозиторов. Основной долг по займам, по которому юрлица согласились стать залогодателями, будет направлен на погашение обязательств перед депозиторами».

Взятые у «КИБа» обязательства перед депозиторами, не являющимися его заемщиками, составляют 8 млрд тенге.  «Именно им мы сделали оферту, сказав,  что не можем вернуть деньги в полном объеме. Мы изучили активы «КИБа» и считаем, что возвратная часть очень невелика. Есть  активы,  которые, по нашей оценке, стоят ноль, есть  активы, которые стоят 50-60%, но их немного. Мы предложили таким вкладчикам поучаствовать и получить возврат средств от этих активов. Практически все депозиторы согласились», –  комментировал  ситуацию Андрей Елхов. Корпоративные депозиторы, не вошедшие в сделку с «Альфа-банком» попадают в ликвидационную массу и получат возмещение депозитов в порядке очередности.

Что касается корпоративных заемщиков «КИБа»,  то в «Альфу» переходят 10-15% компаний. Против части портфелей банк планирует брать дополнительное обременение с депозиторов – юридических лиц. Объем таких займов порядка 9 млрд тенге.  В «КИБе» остаются заемщики,  в том числе получившие специальные займы по госпрограммам в рамках «ДАМУ».

В случае если в «Альфа-банк» попадет связанный с  корпоративным депозитом кредит от «ДАМУ», банк не будет субсидировать его ставку из собственных  средств.  Займы будут субсидированы на балансе «Альфа-банк» в том случае, если он переоформит программу «ДАМУ» на себя. По займам «ДАМУ», не принятых на баланс «Альфы», отрицательный процентный спрэд компенсируют по договоренности с ликвидационной комиссией.

Что касается активов ЕНПФ, то в  «КИБе» находилось порядка 9 млрд требований фонда. Из них 3 млрд тенге – пенсионные активы, остальные деньги – свободные средства самого фонда. 3 млрд пенсионных денег будут находиться в «Альфа-банке» еще три года, согласно условиям сделки. Ставка по пенсионному вкладу на трехлетний период согласована в размере 8% годовых (текущая инфляция 7,7%). 6 млрд тенге собственных средств ЕНПФ «зависают» в «КИБе» в ожидании процедуры ликвидации.

По словам участников пресс-конференции, сделку с передачей части активов и обязательств «КИБа» «Альфа-банку» вполне можно считать успешной.

«Мы  довольны тем результатом, который получили. Вкладчики – физические лица,  которые пришли к нам заблаговременно открывать счета, это порядка 80%, изъявляют готовность продолжить сотрудничество. Депозиторы – юридические лица большие и интересные компании. Благодаря сделке значительно возрастет клиентская база. Клиенты-заемщики нас также в целом устраивают, мы планируем продолжить с ними отношения», – отметил Андрей Елхов из «Альфа-банка».  Спикер уточнил, что банк планирует расти в Казахстане,  однако участвовал в сделке не для того, чтобы заработать, а с целью помощи  своим корпоративным клиентам, средства которых остались в «Казинвестбанке».

«Альфа-банк» выиграл тендер на активы и обязательства «КИБа», предложив минимальное процентное соотношение между принимаемыми обязательствами по депозитам и активам. Предложения были разосланы 15 банкам, из которых откликнулось шесть организаций. Премия «Альфа-банка»  оказалась в четыре раза ниже предложения следующего участника тендера. При этом пятипроцентная премия «Альфа-банка» номинирована не в деньгах, а в активах: по согласованию с  временной администрацией премию банк предполагает получить от недвижимости  либо от активов, возвратность которых не 100%. Это означает, что действительная премия банка окажется ниже.  В абсолютном выражении «Альфа-банк» может рассчитывать на 400 млн тенге.

Вполне доволен и регулятор. По словам начальника управления по защите прав потребителя Национального банка Александра Терентьева, перед Национальным банком стояли три задачи. Во-первых, полностью защитить депозиты физических лиц. Во-вторых, обеспечить сохранность пенсионных активов, оставшихся на счетах «Казинвестбанка», в-третьих, сохранить средства Казахстанского фонда гарантирования депозитов. Все задачи были успешно выполнены, хотя еще остались вопросы по сохранению депозитов юридических лиц.

Вместе с тем, не умаляя эффективность решения по структурированию сделки, возникает вопрос: каким образом небольшой, 16-й по активам, но вполне респектабельный банк смог допустить отзыва лицензии из-за ухудшения качества ссудного портфеля? Оценивая уровень проблем в «КИБе», представитель принимающего банка сказал, что «со стороны выглядело так, будто кредиты раздали многим безработным и незнакомым соседям».

«Большинство займов выдано афилированным банку  лицам. После того как завершим передачу активов, дополнительно изучим финансовые документы, займемся ликвидационной массой, подадим иски в суды на предмет взыскания с таких должников банка. Это не оффшоры, а лица, проживающие внутри страны, и есть шанс вернуть активы через суды», – подытожила председатель временной администрации «КИБа» Джемма Зинуллина.

«Вертолетные» деньги раздавались в «КИБе» с апреля по ноябрь 2016 года, фактически три квартала, это большой период времени. И непонятно, почему ситуацию вовремя не отследил банковский надзор, где были представители акционеров – независимые директора да и сами акционеры, и почему по факту на практике не работает корпоративное управление.

Татьяна Батищева

Как сэкономить на банковском обслуживании?

Эксперты Банка ВТБ (Казахстан) рассказали, как предприниматели могут сократить эту статью расходов.

16 Сентябрь 2020 08:00 1059

Сегодня в Казахстане практически ни один бизнес не обходится без расчетно-кассового обслуживания. РКО – это комплекс банковских услуг для юридических лиц, включающий в себя открытие и ведение счетов, проведение платежей и переводов, прием и выдачу наличных, операции с валютой, инкассацию и многое другое. Чем больше компания, тем больше расходы на услуги банков.

Эксперты рассказали, как можно сэкономить на РКО, рассказывает заместитель директора департамента по работе с корпоративными клиентами Банка ВТБ (Казахстан) Наталья Прокофьева:

«За каждую операцию банк удерживает комиссию. Общая сумма банковских комиссий за услуги РКО за месяц может стать существенной статьей расходов. Но есть способ сократить эти траты – найдите банк, предлагающий пакетное обслуживание. Это набор услуг, за который клиент платит комиссию единовременно, что, как следствие, обходится намного дешевле, чем покупать отдельно каждую услугу. Например, в банке ВТБ, приобретая услуги РКО пакетом, можно сэкономить в среднем 65%. Пакеты различаются составом и объемом услуг, каждый клиент может выбрать наиболее подходящий для себя вариант с учетом специфики и сезонности бизнеса».

Помимо цены, пакетные предложения Банка ВТБ (Казахстан) имеют и другие преимущества. Главное из которых – это возможность использования продуктов и услуг банка без посещения отделения. Большая часть процессов автоматизирована, и клиенты могут самостоятельно проводить их в любое время и из любого места с помощью обновленной системы интернет-банкинга для юридических лиц.

Продолжает заместитель директора департамента по работе с корпоративными клиентами Банка ВТБ (Казахстан) Наталья Прокофьева:  

«Сегодня нашим корпоративным клиентам в режиме онлайн доступны практически все ключевые банковские операции. В ближайшее время мы планируем запуск мобильного банкинга для юридических лиц и другие интересные онлайн-продукты. Банк вообще активно работает над тем, чтобы упростить рабочие процессы наших клиентов-предпринимателей. Например, недавно мы начали выпуск корпоративных банковских карт – это продукт, который поможет значительно упростить процедуры бухгалтерского учета».

Если физические лица давно уже пользуются платежными картами при покупке товаров и услуг, то расчеты юридических лиц в своем большинстве все еще происходят либо наличными деньгами, либо безналичным путем через длительную, трудозатратную бухгалтерскую процедуру. Корпоративная карта является незаменимым инструментом оплаты, если речь идет о таких расходах компании, как: командировочные траты, представительские или хозяйственные расходы, покупка различных транспортных билетов, аренда автомобиля, бизнес-ланчи и т. д. Воспользовавшись картой, сотрудник компании не будет тратить время на походы в кассу, заполнение документации, составление отчетности, при этом бухгалтер автоматически получит всю необходимую информацию из банка.

«Банк ВТБ (Казахстан) предлагает клиентам два вида корпоративных карт: для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей! На ИП можно оформить одну карту, для других форм собственности бизнеса количество корпоративных карт не ограничено», – рассказывает заместитель директора департамента по работе с корпоративными клиентами Банка ВТБ (Казахстан) Наталья Прокофьева.

Подробнее ознакомиться с продуктами банка можно на сайте банка или по короткому номеру 5050.


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Банки Казахстана успешно прошли коронавирусный стресс-тест

Аналитический центр АФК опубликовал обзор банковского сектора Казахстана за II квартал 2020 года.

28 Август 2020 15:24 4311

Ключевые тенденции периода

  • Внедрены временные регуляторные послабления.
  • Отмечается рост концентрации среди топ-5 БВУ по размеру активов.
  • Произошел ускоренный переход к цифровизации банковских услуг.
  • Усилилась конкуренция за платежеспособных заемщиков.
  • Немного замедлилась выдача новых кредитов.
  • Значительно снизилась рентабельность деятельности коммерческих банков.

Итоги II квартала

Во II квартале 2020 года экономика Казахстана испытала значительный внешний шок, вызванный стремительным распространением пандемии Covid-19 в мире, что обусловило кризис спроса в большинстве отраслей мировой экономики, спровоцировало глобальный обвал биржевых индексов и резкое падение цен на энергоносители. Для противодействия инфекции впервые в новейшей истории Казахстана был введен жесткий карантин с режимом чрезвычайного положения, из-за чего тысячи предприятий были вынуждены временно приостановить свою деятельность или перейти на дистанционный режим работы.

Такая «жесткая посадка» национальной экономики неизбежно отразилась и на деятельности отечественных банков, обусловив некоторое замедление темпов кредитования населения и юридических лиц, ужесточение кредитных политик, необходимость в предоставлении отсрочек в погашении задолженности по займам тех заемщикам, которые из-за кризиса лишились дохода. Совокупность неблагоприятных факторов, которые продолжают оказывать влияние на большинство отраслей, с большой долей вероятности будут определять медленные темпы восстановления национальной экономики в краткосрочной перспективе, тем самым влияя на способность банковского сектора расширять кредитование и генерировать прибыль.

В то же время следует отметить и ряд позитивных эффектов пандемии: так, необходимость работы в дистанционном режиме дала новый импульс для развития интернет-технологий, как на стороне провайдеров, так и потребителей услуг, что, в свою очередь, позволило сократить издержки. Банковский сектор успешно прошел через реальный стресс-тест и благодаря достаточному запасу прочности, временным послаблениям в регулировании смог устоять и продолжить нормальную работу. Государственные институты проявили себя в роли кризис-менеджера, способного поддерживать развитие экономики вопреки глобальным угрозам. Нет никаких сомнений, что этот коллективный опыт принесет неоценимую пользу Казахстану для преодоления подобных кризисных ситуаций в будущем.


Подпишитесь на наш канал Telegram!