Несмотря на то, что бытует мнение, будто бы самые жестокие и резонансные преступления появились лишь в лихих 90-х, на самом деле они регистрировались в Казахстане намного раньше, передает inbusiness.kz.
В январе 1961 года по Алма-Ате поползли страшные слухи. На рынках, в магазинах и в поликлиниках люди шепотом делились друг с другом ужасными подробностями об очередном кровавом налете. По словам рассказчиков, в Алма-Ату прибыла банда убийц-грабителей. И для них якобы человека на тот свет отправить – что высморкаться, все едино!
О том, как проводилось расследование по целой серии налетов и убийств, автору этих строк рассказывал участник Великой Отечественной войны, заместитель председателя Совета ветеранов ДВД города Алматы Михаил Германович Белоусов.
Который, к сожалению, уже покинул этот мир…
Откуда взялись эти грабители?
– Михаил Германович, кем были эти налетчики и что они натворили в нашем городе?
– Когда пришла первая информация о разбойных нападениях, сотрудники алма-атинского уголовного розыска обратились к помощи своей агентуры. И тут оперативников ждал неприятный сюрприз: никто из агентов не мог точно сказать, кто такие эти таинственные разбойники. Одни говорили, что гастролеры – это сбежавшие из мест заключения уголовники-рецидивисты. Другие представители агентурной сети утверждали, будто убийцы являются бывшими фашистскими прихвостнями. Понятно, что вся подобная информация не имела под собой никакой фактической основы. Однако слухи о жестоких убийцах действительно опирались на реальные факты. В Алма-Ате действительно резко участились случаи нападения, а значит, банда жестоких преступников-разбойников существовала в реальности. Поэтому их жертвой мог стать любой прилично одетый человек, которому стоило только выйти на улицу. Потерпевший неожиданно для себя получал сильный удар по голове, а потом приходил в себя раздетым на снегу. Или же вовсе не приходил в сознание.
Ведь в результате вооруженных разбойных нападений жертвами налетчиков стали семеро алма-атинцев…
Дошло то того, что многие горожане так перепугались, что попросту перестали выходить из дома. Даже на работу не ходили.
– Что использовали нападавшие в качестве орудия преступления?
– Хороший вопрос. Дело в том, что выбор их оказался весьма оригинальным. Бандиты брали с собой "на дело" не боевое огнестрельное оружие – пистолеты или обрезы, найти которые на территории СССР после войны было весьма легко. И не ножи, не заточки и не кастеты, а обычные молотки!
– Почему?
– Думаю, из-за того, чтобы случайно не попасться с оружием милиционерам. А что касается молотка, то ведь он никаких подозрений у окружающих не вызовет. Все подумают, вот идет человек что-то приколачивать. Кстати, именно за это пристрастие к самому распространенному инструменту алма-атинцы и окрестили разбойников "молотками".
– В те годы Алма-Ата ведь была намного меньше?
– Конечно, в 1961 году Алма-Ата была совсем небольшим городом. Например, микрорайон Тастак был практически сельским районом. Одна из центральных улиц столицы Казахской ССР – Коммунистический проспект (сначала носил название Сталинский проспект, а сейчас проспект Абылай-хана) был вымощен булыжником.
Почти на всем его протяжении вдоль находились киоски, в них продавали разную мелочь.. В городе продолжали гулять страшные слухи о бандитах, которые проламывали своим жертвам головы.
Ни описания нападавших, ни свидетелей…
– Когда в милицию обратились первые потерпевшие?
– В первых числах января 1961 года. Тогда в городское управление МВД обратились несколько человек. Они заявили, что на них напали, ударили по голове и ограбили. Практически все потерпевшие после удара лишились сознания, а когда пришли в себя, то обнаружили, что ни денег, ни портмоне, ни часов, ни колец, ни верхней одежды на них нет. Некоторые даже лишились брюк и обуви. Преступники до такой степени поверили в свою безнаказанность, что грабили даже ветеранов войны с наградами и военнослужащих в форме.
– Зачем грабители забирали у жертв одежду?
– Все очень просто. В те времена ничего не хватало и дефицитом было фактически все: и еда, и одежда, и тем более часы и ювелирные украшения. По этой самой причине любую вещь из их добычи налетчики запросто сбывали на рынках города. В 1961 году самая большая вещевая барахолка находилась ниже современного "Зеленого базара", а вторая по размерам там, где сейчас стоит Центральный стадион. Именно там и продавали все ворованное. Повышенным спросом у населения пользовалась новая и ношеная одежда, кофейные и чайные сервизы, хрустальные бокалы для вина и вазы, ковры и серебряные столовые приборы. К сожалению, промышленность тогда не могла обеспечить всех горожан товарами народного потребления. Чем успешно пользовались налетчики.
– По какой причине милиция не смогла сразу же обезвредить гастролеров?
– Главной трудностью расследования дела "налетчиков-убийц" было то, что преступники подкрадывались к потерпевшим сзади и тут же сильно били молотком по голове. Поэтому те, кто остался в живых после нападения, не могли описать подозреваемых. Свидетелей преступлений тоже не было, ведь разбойники "работали" очень грамотно. Они выбирали безлюдные места и нападали только поздними вечерами или по ночам.
Идея с "подсадными" сработала, но не сразу
– Расскажите, как шло расследование?
– Руководство управления МВД взяло расследование дела "молотков" на особый контроль. Я вошел в состав следственно-оперативной группы, а моим помощником был назначен молодой оперуполномоченный Иван Ромаренко.
Мы разработали несколько версий, среди которых была и такая: нападения – работа ранее судимых или несовершеннолетних преступников. Кроме того, не исключали вероятность того, что в Алма-Ате действует банда "гастролеров" из других регионов СССР. Последнюю версию подтверждала наглость налетчиков, которые не боялись грабить даже вооруженных военнослужащих.
Мы пропадали на службе круглыми сутками. Отрабатывали все рабочие версии, но, увы, безрезультатно. Тогда мы с Иваном Ромаренко предложили брать "молотков" на "живца". Для начала мы нарядили в дорогую одежду сотрудниц милиции и рассадили их по скамейкам в парках и скверах. Конечно, под прикрытием наших оперативников. Однако ни на одну из них преступники не клюнули. Как оказалось, налетчики по неизвестной нам причине на женщин не нападали. Мы все перепроверили, и действительно: ни одной представительницы прекрасного пола среди потерпевших не было! Тогда мы высадили на скамейки вместо женщин-сотрудниц, наряженных в дорогие и новые пальто милиционеров-мужчин. Они подолгу засиживались в скверах и парках, пока, наконец, однажды вечером наша засада не сработала! В восемь часов вечера один из сотрудников управления в дорогой верхней одежде, сверкая новыми часами на руке, читал газету на скамейке в пустом сквере. Оперативники прикрывали его, прячась за кустами. И в этот момент сзади на лейтенанта накинулись сразу двое неизвестных. Прикрытие не успело подбежать, как один из нападавших ударил нашего сотрудника по затылку. Одного из подозреваемых удалось схватить, но второй скрылся.
– Милиционер остался жив?
– Да, этот лейтенант-оперативник никаких серьезных травм не получил. Отчасти оттого, что заметил движение сзади и успел немного отклонить голову. К тому же удар смягчила зимняя шапка из овчины. Потом ему еще не раз приходилось принимать участие в задержаниях опасных преступников.
"Хаза" налетчиков
– Задержанный рассказал, где скрывались его подельники?
– Да, на допросе он рассказал нам, что "хаза" гастролеров находится на Кирпично-заводской улице (сейчас эта территория располагается выше нынешнего здания управления местной полицейской службы департамента полиции города Алматы).
Разбойники тащили все награбленное в частный дом, окна которого были постоянно закрыты ставнями. Добычу свою преступники частично реализовывали на барахолках, частично проигрывали в карты "на малинах", что-то пропивали или дарили своим подругам. Мы выслали на адрес группу захвата, которой удалось задержать всю банду.
И вот что любопытно. Несмотря на свою жестокость и хорошую организованность преступной группы, ранее судимым оказался лишь один из них. Остальные являлись самыми обычными гражданами – рабочими и служащими. Кое-кто приехал в Алма-Ату из других городов Советского Союза, а кто-то был местным.
Тех членов банды, которые в ходе разбойных нападений непосредственно совершили убийства, приговорили к исключительной мере наказания – расстрелу. И спустя год приговор был приведен в исполнение в следственном изоляторе. Остальные отправились за решетку на длительные сроки. Всех сотрудников милиции, которые участвовали в расследовании этого громкого дела, руководство наградило радиоприемниками.
P. S. Михаил Германович Белоусов служил в органах МВД до 80-х годов прошлого столетия. На пенсию он вышел в 1983 году с должности заместителя начальника штаба УВД города Алма-Аты в звании полковника милиции.