Алматинцы тратят в три раза больше среднестатистического жителя республики

14287

За 11 месяцев каждый житель южного мегаполиса оставил в магазинах и на рынках более 1,6 млн тенге. Это втрое выше среднереспубликанского показателя, на 60% больше, чем в столице и в 20,7 раза больше, чем в Туркестанской области. В целом, по итогам 11 месяцев объем розничных сделок просел на 5% относительно прошлого года.

Алматинцы тратят в три раза больше среднестатистического жителя республики Фото: Максим Морозов

По данным бюро национальной статистики агентства по стратегическому планированию и реформам РК, в ноябре 2020 года объем розничной торговли в Казахстане составил 1,034 трлн тенге. Высокие показатели сектора уже становятся привычными:

  • В августе объем розничной торговли составил 1,2 трлн тенге.
  • В сентябре – 1,206 трлн тенге, что стало одним из самых высоких показателей в истории. Больший объем трат был только в декабре 2018 (1,22 трлн) и 2019 (1,39 трлн) годов.
  • В октябре – 1,053 трлн тенге.

Таким образом, месячный объем торговли держится выше 1 трлн тенге уже четыре месяца подряд. Такого в истории Казахстана еще не было. Предыдущая самая длинная серия длилась три месяца – с июля по сентябрь 2019-го, но тогда средний объем составлял 1,04 трлн против нынешних 1,12 трлн тенге.

Компенсировать последствия карантина не удалось

Однако, даже несмотря на высокие показатели последних месяцев, общие показатели торговли в 2020 году отстают от уровня 2019-го. В январе-ноябре текущего года казахстанцы скупили товаров на 10,102 трлн тенге, что на 5% меньше уровня предыдущего года. Основной провал пришелся на весну, то есть как раз на период жестких карантинных мер:

  • В марте 2020 года индекс физического объема (ИФО) розничной торговли составил 95,5% от уровня марта 2019-го.
  • Апрель оказался гораздо хуже. Настолько, что провал год к году стал самым сильным за время введения статистики – ИФО составил всего 55,3%. То есть объемы сделок упали почти вдвое относительно уровня апреля предыдущего года.
  • В мае ситуация улучшилась, но незначительно – 69,2%.
  • И лишь в июне показатели торговли, наконец, оказались выше, чем в предыдущем году. Впрочем, взрывного эффекта от отложенного спроса не произошло – прирост составил всего 1,6%.

К слову, снижение показателей торговли относительно предыдущего года на протяжение трех месяцев кряду – это редкое явление. В последний раз такое было в январе-марте 2016 года на фоне резкого ослабления нацвалюты. Ну и в целом нынешний год может оказаться первым за пять лет, который ознаменуется падением трат казахстанцев на розничные товары.

Торговля выросла только в Шымкенте

Единственным регионом Казахстана, в котором отмечается рост трат по сравнению с предыдущим годом, является Шымкент. По итогам 11 месяцев ИФО розничной торговли составил 102,5%. Однако тут важно отметить, что инфляция за это время составила 7,3%. То есть даже в Шымкенте цены растут быстрее, чем совокупные траты.

К слову, сильнее всего просела торговля в двух крупнейших городах республики. В Нур-Султане индекс физического объема составил 90,7%, в Алматы – 91,1%. Интересно, что следующими идут соседние с мегаполисами области: показатель Акмолинской области составил 93,6%, Алматинской – 94,5%.

При этом динамика торговли в Алматы и Нур-Султане является определяющей для общереспубликанского показателя. Хотя бы потому, что на эти два города приходится более 41% всей казахстанской розницы. И это даже несмотря на то, что тут падение объемов оказалось самым сильным среди всех регионов.

А вот Шымкент, наоборот, даже с учетом роста идет только на восьмом месте среди 17 регионов республики. Его сосед – Туркестанская область и вовсе идет на последнем: за 11 месяцев объем реализованных товаров тут составил 152,8 млрд тенге – в Алматы столько "набегает" в среднем за каждые 16 дней.

Средние траты – 49 тысяч тенге на человека в месяц

Но показатели розничной торговли в Туркестанской области не просто низкие. По официальной статистике, на 1 ноября 2020 года тут проживало 2,040 млн человек, что делает этот регион самым населенным в Казахстане. Таким образом, складывается следующая картина: людей больше, чем где бы то ни было, а объемы сделок на самом низком в республике уровне. Итог – невероятно низкий показатель объема розничной торговли на душу населения. За 11 месяцев каждый житель региона потратил в среднем 75 341 тенге. То есть в среднем 6 849 тенге в месяц или около 224 тенге в день. Так что либо объемы подсобного хозяйства в области достигают уровня самодостаточности, либо до официальной статистики доходят данные далеко не по всем операциям.

Средний показатель розничной торговли по республике – 539,3 тысячи тенге на человека за 11 месяцев. Это, к слову, также не много – чуть более 49 тысяч тенге в месяц на каждого. И лишь в пяти из 17 регионов этот показатель выше.

Особняком выделяется Алматы – тут объем розничной торговли на душу населения по итогам января-ноября составил 1,562 млн тенге. Это в 2,9 раз больше среднереспубликанского показателя. Жители столицы с начала года оставили в местах торговли по 966,1 тыс. тенге. И отсюда следует еще один любопытный вывод: среднестатистический житель Нур-Султана тратит на 40% меньше среднестатистического алматинца.

Базары привлекательней супермаркетов

Немного о предпочтениях в выборе торговых точек. 71% всей розничной торговли обеспечивают малые предприятия, в числе которых индивидуальные предприниматели, торгующие на рынках, небольшие придомовые магазины и пр. По официальной статистике, за 11 месяцев ими продано товаров на 7,170 трлн тенге. Наиболее высокая доля – в Восточно-Казахстанской области, где она составляет 89,3%. В Кызылординской области – 87%. При этом в текущем году ни в одном регионе республики доля малых предприятий торговли не падает ниже 60%.

Крупный бизнес занимает 20,2% в общем объеме розницы. В абсолютных цифрах это 2,042 трлн тенге, вырученных от продажи товаров за 11 месяцев. Наиболее высокая доля – в Актюбинской (35,6%) и Алматинской (32,5%) областях. А вот в Восточно-Казахстанской (6,7%) и Северо-Казахстанской (6,6%) крупный бизнес конкурировать с малым не может.

Казахстанцы стали меньше тратиться на непродовольственные товары

Если говорить о том, на что тратят деньги казахстанцы, то тут ситуация выглядит следующим образом. 37,6% в структуре розничной продажи составляют продовольственные товары. По сравнению с январем-ноябрем 2019-го года показатель вырос на 5,6%. Но следует помнить, что за год цены на продукты в Казахстане выросли на 10,8%. То есть население хоть и стало тратить на продукты больше, по факту получает их меньше.

Рост торговли продовольственными товарами отмечается в 12 регионах республики (в шести – больше уровня инфляции). Самый сильный рост – в Туркестанской области – на 45,2%. Самое сильное снижение трат на продукты отмечается в Акмолинской области – на 13,8%. В Актюбинской области объем розничных сделок с продуктами упал на 8,9%. При этом в абсолютном выражении больше всего на продукты тратят в Алматы (более 1 трлн тенге за 11 месяцев), меньше всего – в Туркестанской области (64,4 млрд).

Что касается непродовольственных товаров, то торговля ими выросла только в двух регионах – Актюбинской (на 10%) и Костанайской (на 2,5%) областях. В оставшихся 15 траты относительно января-ноября 2019 года упали. Сильнее всего – в Туркестанской области (-22,2%) и Нур-Султане (-22,1%). В целом по республике объем сделок с непродовольственными товарами по итогам 11 месяцев составил 6,3 трлн тенге, что составляет лишь 89,3% от уровня предыдущего года.

Алексей Никоноров


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться