Южная столица уже стабильно входит в число самых загрязненных городов мира. Смог, накрывающий город, стал привычной картиной, а разговоры о его причинах и решениях ведутся уже не первый год. Но насколько реальны улучшения, и есть ли шанс, что город когда-нибудь вдохнет полной грудью? Подробнее об этом в материале inbusiness.kz.
Например, согласно данным отчета международной организации IQAir 10 февраля Алматы оказался на первом месте в рейтинге самых загрязненных городов мира. Качество воздуха в городе достигло 208 AQI. В этот же день худшие показатели были зафиксированы в Лахоре (Пакистан) — 185, Каире (Египет) — 184 и Сараево (Босния) — 180.
Что такое AQI и почему высокие показатели опасны?
AQI (Air Quality Index) — это индекс качества воздуха, который показывает уровень загрязнения атмосферы и его возможное воздействие на здоровье человека. Он рассчитывается на основе концентрации вредных веществ, таких как PM2.5, PM10, озон (O₃), диоксид азота (NO₂), диоксид серы (SO₂) и угарный газ (CO).
Высокий уровень AQI означает повышенную концентрацию загрязняющих веществ в воздухе, что может негативно сказаться на здоровье.
- PM2.5 и PM10 (мелкодисперсные частицы) проникают глубоко в легкие и могут вызывать хронические заболевания, включая бронхиты, астму и даже рак легких.
- Озон (O₃) раздражает дыхательные пути, ухудшает функцию легких и может вызывать обострение астмы.
- Диоксид азота (NO₂) и диоксид серы (SO₂) могут вызывать воспаление дыхательных путей и повышают риск сердечно-сосудистых заболеваний.
- Угарный газ (CO) снижает способность крови переносить кислород, что особенно опасно для сердечников и беременных женщин.
Чем выше показатель AQI, тем сильнее загрязнение и тем выше риск для здоровья, особенно для детей, пожилых людей и людей с хроническими заболеваниями.
Автомобили, ТЭЦ и частный сектор — кто главный источник смога?
Согласно сводному докладу о предельно допустимых выбросах за 2024 год, основным источником загрязнения воздуха в Алматы остается автотранспорт. Его доля в общем объеме выбросов, составляющем 189 тыс. тонн в год, достигает 60% (112 тыс. тонн). В Алматы зарегистрировано более 600 тыс. легковых автомобилей, многие из которых давно устарели и выбрасывают в воздух огромное количество вредных веществ. На втором месте – промышленные предприятия, выбрасывающие 52 тыс. тонн загрязняющих веществ (27,5%). Основным загрязнителем остается угольная ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3. Частный сектор, включая индивидуальное жилищное строительство и бани, дает 21 тыс. тонн выбросов (11%). Малый и средний бизнес, а также строительные объекты вносят сравнительно небольшой вклад – по 1,4 тыс. тонн (0,74% и 0,76% соответственно). География города, расположенного в котловане у подножия гор, дополнительно препятствует рассеиванию загрязняющих веществ.
По наблюдениям экоактивиста Павла Александрова, среднегодовой уровень мелкодисперсных частиц PM 2.5 (твердых частиц размером 2,5 микрона) достигает в Алматы 56 микрограмм. При этом Всемирная организация здравоохранения считает безопасной концентрацию не выше 10 мкг. Таким образом, содержание PM 2.5 в алматинском воздухе превышает рекомендованный порог в пять раз, а это значит, что даже короткая прогулка может стать испытанием для здоровья. Загрязненный воздух серьезно влияет на здоровье: по оценкам специалистов, он становится причиной каждой третьей смерти от инсульта, рака легких и сердечно-сосудистых заболеваний. Вдыхание вредных веществ способствует развитию обструктивных бронхитов, которые со временем могут перерасти в хроническую обструктивную болезнь легких (ХОБЛ), эмфизему и пневмоканиоз. Особенно уязвимы дети – многие с раннего возраста страдают астмой и нуждаются в постоянной терапии.
Когда Алматы сможет дышать чистым воздухом?
Власти пытаются изменить ситуацию. Ожидается, что перевод ТЭЦ-2 на газ снизит выбросы на 90%. Однако реализация проекта затянулась: завершение модернизации планируется лишь к 2026 году. В городе постепенно увеличивается число электрических автобусов, развиваются велодорожки. Обсуждается введение ограничения въезда на старые автомобили в город. Экоактивисты говорят так же и о введении платы за въезд в экологические зоны, ужесточении требований к водяным фильтрам в заведениях на твердом топливе, завершении газификации частного сектора и перевода бань на газ. Также планируется усилить контроль за пунктами техосмотра, из которых, по данным экспертов, около 80 не соответствуют требованиям. Но пока эти меры лишь на стадии обсуждения.
В декабре 2024 года в Алматы был разработан проект правил охраны атмосферного воздуха, направленный на ужесточение требований к источникам загрязнения. В начале 2025 года его планировали внести на рассмотрение в маслихат. В январе 2025 года депутат Сергей Пономарев отметил, что экологическая ситуация в Алматы достигла критического уровня. Он предложил ряд мер, включая то, что с 2026 года обязать государственные и квазигосударственные организации закупать исключительно электромобили, а акимату Алматы — увеличить долю общественного транспорта на электротяге. Кроме того, он отметил необходимость разработки трехлетней программы поэтапного перехода такси на электромобили, а также разрешения строительства экологичных гидроэлектростанций в природных и национальных парках Алматы и агломерации.
Что могут сделать жители? Пересесть на общественный транспорт, велосипеды, электросамокаты, по возможности отказаться от угольного отопления, поддерживать инициативы по озеленению. Это не избавит Алматы от смога за один день, но может стать шагом к тому, чтобы город, наконец, вышел из числа самых грязных в мире. Пока же приходится констатировать: Алматы по-прежнему задыхается, а обещания властей так и остаются в тумане вместе с очередным смогом.
Читайте по теме:
Смог и рак: карта экологических угроз по регионам Казахстана