Амбиции судей приводят к ошибкам

3516

Прокуроры жалуются, что им приходится исправлять в кассации элементарные ошибки в судебных актах.

Амбиции судей приводят к ошибкам

Заместитель генерального прокурора РК Марат Ахметжанов отметил, что в Генпрокуратуре благодаря IT-программе формируется список сотрудников надзорного органа, которые наиболее часто совершают ошибки. Результаты, выдаваемые компьютером, влияют на продвижение по службе.

"Слабых будем учить, лучших – поощрять", – отметил представитель надзорного органа в пятницу в ходе совещания в Верховном суде по итогам работы судов за первое полугодие 2018 года.

По его словам, специальная система "Заңдылық" позволяет автоматически сверять соответствие решений суда и норм Уголовного кодекса и указывать на возможные ошибки. Это совместный проект Верховного суда и Генеральной прокуратуры.

"Сначала в систему вводится позиция гособвинителя, затем загружается суть оглашённого приговора. Работа этой системы вывела на качественный уровень анализа, но на местах в половине случаев наши прокуроры не пользовались программой, из-за этого позиция прокуроров была неверной, неправильно были ориентированы суды. В других случаях сами прокуроры не могли отстоять свою позицию, когда они правильно говорили, но суд принимал противоположное решение", – отметил он.

Он уточнил, что благодаря новой программе прокуроры отвечают за каждое допущенное нарушение.

"Однако нам все равно приходится исправлять в кассации элементарные ошибки судебных актов. В 70% случаев ответственность есть и на судьях. У нас не было цели оценивать их работу, но получая из базы списки дел и госообвинителей, волей-неволей такой реестр есть и на судей", – отметил Марат Ахметжанов.

По данным Генпрокуратуры, за полтора года в кассации было исправлено более 700 приговоров. Эта цифра превышает общие показатели за последние 10 лет. Только в 2017 году по протестам надзорного органа кассация улучшила положение более 200 осужденных. Из них полностью оправданы 12 человек, частично – 19, остальным снижены сроки наказания и режим содержания.

Марат Ахметжанов уточнил, что в декабре после принятия нормативного постановления Верховного суда с четким разъяснением, когда и как назначается конфискация имущества, статистика с конфискацией по стране сократилась в пять раз. В одной только Астане – с 477 до 36 случаев.

Система "Заңдылық" определяет, где больше всего нарушений – как по регионам, так и в разрезе сотрудников.

"К примеру, (здесь лидирует – Авт.) Алмалинский районный суд города Алматы. Мы получаем список судей и видим, что наибольшее число исправленных приговоров у Иманкулова", – обратил внимание заместитель Генпрокурора.

Однако глава Верховного суда Жакип Асанов в ходе совещания два раза прерывал представителя надзорного органа и не дал ему высказаться полностью, подчеркнув лишь, что судебная система не слышит прокуратуру.

"Готовая программа была два года назад подарена Верховному суду, а мы не слышим. Почему? Потому что амбиции, потому что считаем, что мы лучше всех знаем", – отметил он, подчеркнув, что этой теме нужно посвятить отдельное обсуждение и рассмотреть в режиме онлайн с участием всех председателей областных судов. При этом председатель Верховного суда посетовал на большую нагрузку судей.

Так, за пять лет объем работы судей вырос в два раза. Только в первом полугодии 2018 года в суды поступило 1,8 млн дел и материалов. Это на 40% больше чем в прошлом году. Тем не менее, это не оправдывает нарушения, которые имеют место быть в судейском корпусе.

"В Алматы компания продает нефть за 600 миллионов. Времени на поставку – впереди 9 месяцев. Но что затевает покупатель? Не ждет 9 месяцев, а идет в суд и выдвигает два требования: вернуть обратно 600 миллионов и возместить убытки. Хорошо, передумал покупать нефть, но причем тут убытки? А суть именно в них. Нашелся эксперт, который искусственно "нарисовал" убытки в шесть миллиардов. Что делают суды Алматы? Соглашаются и слепо удовлетворяют все, что просит покупатель", – отметил Жакып Асанов.

По его словам, по таким схемам примеров можно привести много, не позволит формат совещания. Но их суть в том, чтобы искусственно довести компанию до банкротства и забрать ее активы.

"И судей используют, чтобы вот таким наглым образом захватить чужой бизнес", – констатировал глава Верховного суда.

Чтобы не допускать таких случаев, он пообещал представителям бизнеса, также сидящим в зале, что скоро Верховный суд разместит информацию на одной странице, "как нужно достучаться до председателя ВС".

Но в ответ главный судья страны ожидает такой же лаконичности со стороны предпринимателей.

"Я, как председатель, в день получаю 150 обращений. Я вам не обещаю, что я их читаю. Это невозможно, даже если я полностью этим буду заниматься. Это как в день читать 5-6 книг. Поэтому мы будем учить предпринимательский сектор, как правильно писать на одной странице и самые чувствительные вещи зацепить. Чтобы элементарно можно было на слайде нарисовать и сразу стало ясно", – резюмировал Жакып Асанов.

Ботагоз Омар

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться