Американцы выкупили у россиян контроль в локомотивосборочном заводе Астаны

8182

Ранее 50% акций столичного АО "Локомотив құрастыру зауыты" принадлежало российскому "Трансмашхолдингу", находящемуся под американскими санкциями.  

Американцы выкупили у россиян контроль в локомотивосборочном заводе Астаны Фото: inbusiness.kz

Американская компания Wabtec, поставляющая Казахстану тепловозы марки Evolution, стала 100%-ным владельцем акций локомотивосборочного завода в Астане – АО "Локомотив құрастыру зауыты" (ЛКЗ). Об этом сообщается в ее отчетности за октябрь-декабрь прошлого года.

"В конце четвертого квартала 2023 года были приобретены остальные 50% акций нашего сборочного СП ЛКЗ (в Казахстане. – Прим.)", – указывается в презентации конференц-звонка, состоявшегося 14 февраля.

Судя по документации, эта доля в 50% была приобретена за 81 млн долларов. До 2022 года Wabtec владел половиной акций ЛКЗ в паритете с российским "Трансмашхолдингом" (ТМХ). Последний купил 50%-ную долю в 2012 году примерно за 60 млн долларов. Однако затем он вышел из совладения активом и оказался под американскими санкциями в 2023 году.

В отчетности ЛКЗ за 2022 год уточнялось, что акционерами завода на конец 2022 и 2021 годов являлись Wabtec Transportation Engines Holding B. V. и АО "TMH INTERNATIONAL AG” с совместным контролем и 50%-ной долей владения соответственно. Конечным акционером АО "TMH INTERNATIONAL AG” был заявлен россиянин К. Липа.

КТЖ продала свои 50% акций локомотивосборочного завода Wabtec, ранее работавшего под брендом GE Transportation, в 2017 году, предположительно за 15,7 млрд тенге. При запуске ЛКЗ стоил примерно 141 млн долларов, говорил ранее корреспонденту издания представитель завода.

К слову, прибыль ЛКЗ за 2022 год составляла 11,8 млрд тенге, согласно данным аудированной отчетности, за 2021 год она сложилась на уровне 12,4 млрд тенге. По информации СМИ, в 2022 году предприятие американского производителя выпустило 42 локомотива, на прошлый год были заключены контракты на 90 локомотивов, а также подтверждены заказы на выпуск 93 тепловозов в 2024 году и 76 тепловозов в 2025-м.

Напомним, сейчас КТЖ активно обновляет свой локомотивный парк, для этого параллельно повышаются тарифы на локомотивную тягу и сети.

В прошлом году количество американских тепловозов "КТЖ – Грузовые перевозки" превышало 440 единиц, или более четверти локомотивного парка нацкомпании в 1,6 тыс. единиц. У "КТЖ – Пассажирские локомотивы" прошлой весной было 57 собственных пассажирских локомотивов серии ТЭПЗЗА от Wabtec. В августе 2023 года ЛКЗ праздновал выпуск 500-го локомотива, небольшая часть произведенных локомотивов ушла на экспорт.

В октябре сообщалось, что с начала года КТЖ закупила еще 55 тепловозов серии ТЭ33АС, объем поставок Wabtec до конца года, вероятно, еще увеличился. В ближайшие годы планировалось приобрести еще 75 магистральных тепловозов из той же серии, а также 37 пассажирских ТЭП33А и 18 маневровых ТЭМ11А производства американской компании.

В 2022 году Wabtec заключил мемо на 600 млн долларов c КТЖ на поставку 150 аккумуляторных маневровых электровозов FLXdrive TM и проведение работ по модернизации для преобразования магистрального парка в локомотивы NextFuelTM, работающие на сжиженном природном газе (СПГ).

В ноябре прошлого года inbusiness.kz писал, что американский производитель локомотивов рассчитывает еще на два миллиарда долларов продаж в Казахстане.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться