Американская корпорация Wabtec, ранее известная как GE Transportation, рассчитывает заработать в Казахстане еще более 2 млрд долларов на продаже и обслуживании своих локомотивов. Об этом говорится в презентации компании по финансовым итогам за третий квартал, опубликованной на ее сайте, передает inbusiness.kz.
"Меморандум(ы) о взаимопонимании в Казахстане на сумму более 2 миллиардов долларов… ожидается, что это будет способствовать значительному росту в 2024 году и далее", – говорится в документе.
Источник: 3Q23 WAB Earnings Presentation (wabteccorp.com)
Как известно, Wabtec (Westinghouse Air Brake Technologies Corporation), ранее работавший под брендом GE Transportation, много лет поставляет КТЖ тепловозы марки Evolution, которые стоят в среднем около 4 млн долларов в зависимости от модификации. Эти дизельные локомотивы собираются на площадке столичного "Локомотив курастыру зауыты" (ЛКЗ), где доля американской корпорации составляет 50% акций, остальной акционерный пакет был связан с российским "Трансмашхолдингом".
Между тем в сентябре было объявлено, что КТЖ займет у Citibank 900 млн долларов при гарантии Эксимбанка США на покупку 240 локомотивов Wabtec для обновления 15% парка. Однако в СМИ на тот момент не сообщалось о каких-либо дополнительно подписанных меморандумах, чтобы с уже упомянутым выше они в совокупности сложились на общую сумму в более 2 млрд долларов. Возможно, речь идет о каких-либо договоренностях, достигнутых ранее.
В информационных сообщениях на сайте Wabtec за последние годы можно найти несколько пресс-релизов о подписании документов между американской корпорацией и КТЖ. К примеру, в январе 2018 года она, тогда еще под брендом GE Transportation, подписала два контракта стоимостью более 900 млн долларов с казахстанской железнодорожной монополией, которые включали обязательства по поставке 300 маневровых локомотивов и 18-летнему обслуживанию 175 пассажирских локомотивов серии Evolution. В сентябре прошлого года Wabtec заключил мемо на 600 млн долларов c КТЖ на поставку 150 аккумуляторных маневровых электровозов FLXdrive TM и проведение работ по модернизации для преобразования магистрального парка в локомотивы NextFuelTM, работающие на сжиженном природном газе (СПГ). Напомним, в 2020 году КТЖ пилотно тестировала тепловозы ТЭ33АС (Evolution) на СПГ на участке Арысь – Кандыагаш – Илецк-2, о результатах "пилота" широко не сообщалось.
Таким образом, по крайней мере, предположительно, если сложить два вышеупомянутых соглашения на 900 млн долларов и прибавить к ним меморандум на 600 млн долларов, то получается 2,4 млрд долларов. Хотя может оказаться так, что они переплетены между собой и общая сумма заказов КТЖ у Wabtec на самом деле меньше.
Сейчас количество американских тепловозов "КТЖ – Грузовые перевозки" превышает 440 единиц, что составляет больше четверти локомотивного парка нацкомпании в 1,6 тыс. единиц, у "КТЖ – Пассажирские локомотивы" весной было 57 собственных пассажирских локомотивов серии ТЭПЗЗА от Wabtec. Кстати, в августе этого года ЛКЗ праздновал выпуск 500-го локомотива, небольшая часть которых ушла на экспорт. В октябре сообщалось, что с начала года КТЖ закупила еще 55 тепловозов серии ТЭ33АС, объем поставок Wabtec этого года до его окончания, вероятно, еще увеличится. До 2029 года планировалось приобрести еще 75 магистральных тепловозов из той же серии, а также 13 маневровых локомотивов американской компании под местной маркировкой ТЭМ11А.
К слову, более десяти лет назад КТЖ брала кредит у американского Эксимбанка для закупа комплектов для 196 локомотивов, он сопровождался сервисным соглашением с GE Transportation на полмиллиарда долларов. До этого в 2006 году нацкомпания подписывала соглашение на поставку 310 локомотивов серии Evolution на общую сумму 650 млн долларов.
В последние годы "КТЖ – Грузовые перевозки" из-за износа, списания и дефицита локомотивов активно обновляет свой парк, в том числе за счет заемных средств. В сентябре стало известно, что 50 тепловозов грузовой "дочке" КТЖ поставит российский "Трансмашхолдинг". В середине октября КТЖ и китайская CRRC подписали соглашение о покупке 200 маневровых и магистральных тепловозов. Кроме того, год назад было обновлено соглашение с французским Alstom о приобретении "Қазақстан темір жолы" еще 245 электровозов в 2023-2029 годы при участии государственного экспортно-импортного агентства BPIFrance и банка Société Générale. Эти дорогостоящие поставки частично будут оплачены из растущего тарифа на локомотивную тягу, то есть за счет казахстанского потребителя.
Недавно сообщалось, что общий локомотивный парк страны с учетом тягового состава КТЖ, частных перевозчиков, горнопромышленных компаний составляет 1880 единиц, уровень его износа снизился до 52%, в этом году было закуплено 133 новых локомотива, до 2025 года планируется приобрести еще 568.
По данным СМИ, долг железнодорожной нацкомпании сейчас составляет 2,7 трлн тенге.
Читайте по теме:
КТЖ не будут передавать в управление DB Engineering & Consulting