В тонкостях межгосударственных налоговых взаимоотношений разбирались в среду депутаты мажилиса на пленарном заседании. На повестке заседания были два международных документа по этой теме – конвенция между правительствами Казахстана и Ирландии об избежании двойного налогообложения и протокол о поправках в аналогичную конвенцию между Казахстаном и Индией.
Депутатов же заинтересовало практическое применение этих документов. Министр финансов Бахыт Султанов объяснил, что главная цель таких конвенций – это "исключить двойное налогообложение по налогам на доходы как физических, так и юридических лиц". "Физические и юридические лица должны продекларировать все свои мировые доходы, и если они выплатили налоги в той стране, например в Индии, то у нас наши налоговые органы в соответствии с документами, которые предоставляют налоговые органы Индии, берут в зачет эти налоги. Если существует разница, только разницу доплачивают этих налогов в Казахстане", – объяснил он.
Говоря об их эффективности, глава Минфина отметил, что за последние 10 лет инвестиции в Казахстан составили в целом 224 миллиарда долларов.
"Почти 84,5% поступили именно из тех стран, с которыми были заключены конвенции об избежании двойного налогообложения. Это конкретный индикатор эффективности таких конвенций", – считает г-н Султанов.
Председатель мажилиса Нурлан Нигматулин решил уточнить, можно ли говорить об эффективности этих конвенций, если значительная часть из них была подписана еще в 1990-х годах.
"Жизнь изменилась, у нас изменилось законодательство, у нас есть приоритеты каких-то секторов развития. Это же не 1990-е годы", – сказал он. И напомнил: даже депутаты уже поднимали вопросы о правомерности некоторых норм подобных документов, а уж бизнес с этим должен сталкиваться регулярно.
"Недавно мы рассматривали ратификацию (не помню, с какой страной), прозвучал вопрос по инфраструктурным проектам, почему наши компании не участвуют. Тогда было сказано, что заключенные договоры еще в 1990-х годах не позволяют, дают приоритет иностранным компаниям. Наверное, в 1990-х годах это было актуально. Своих средств не было, техника была не готова, компании были не готовы. Сейчас изменилась ситуация в Казахстане, изменились ситуации в компаниях. Вот о чем речь идет. Надо вовремя анализировать и менять быстрее, не дожидаясь предложения от партнеров, инициировать переговоры по внесению таких вот поправок в соглашения, которые важны для нас с точки зрения развития приоритетных секторов экономики", – сказал г-н Нигматулин.
В ответ глава Минфина заверил, что нормы международных конвенций как раз сейчас актуализируются и пересматриваются – с учетом произошедших структурных изменений. Но депутаты тут же подняли вопрос о недобросовестном использовании таких соглашений и возможности вообще уклонения от налогообложения. Как оказалось, у Минфина таких данных нет, что вновь вызвало недовольство председателя палаты.
"А как же вы тогда анализируете? В вашем ведомстве находится комитет государственных доходов, там есть подразделения. Вот чем заниматься нужно! Вы очень точно ответили, что обмен информацией идет. Но для того, чтобы понимать, надо проанализировать, а у нас вообще этой практикой двойного освобождения от налогов компании балуются или нет. Повсеместно или нет, в каких секторах экономики. Вот тогда мы будем понимать, где нам нужно заключать такие договоры, а где нужно пока подождать", – назидательно заявил он.
"У нас в результате конвенций вся основная работа – 99,9% идет на то, чтобы подтвердить тот или иной доход и избежать двойного налогообложения. Так, нарушений крупных не было. Могут быть статистические ошибки, но грубых случаев у нас нет", – уже жестко ответил министр финансов.
Депутаты все же на прощание настоятельно посоветовали министру заняться анализом эффективности таких документов. И одобрили оба законопроекта.
Ирина Севостьянова