Аналитический центр компании Halyk Finance прокомментировал недавнюю дискуссию по поводу закредитованности населения, разгоревшуюся в парламенте, передает inbusiness.kz.
В минувшую пятницу, 20 октября, в парламенте государственные органы сошлись в едином мнении – в стране существует острая проблема закредитованности населения, которая требует немедленных действий по ее решению. Текущие уровни потребительских кредитов посчитали высокими, а регулирование кредитных организаций, а именно МФО – недостаточным и позволяющим накапливать риски для финансовой стабильности.
Единственным оппонентом в данном споре выступила глава Ассоциации финансистов Елена Бахмутова, которая не считает текущую ситуацию критической и призывает регулярно анализировать динамику, чтобы при необходимости вмешаться. Кроме того, она указала, что текущее распределение потребительских займов говорит в пользу того, что у большой части заемщиков сумма долга очень низкая. По ее мнению, усиление в этом вопросе должно касаться запретов выдачи потребительских кредитов заемщикам с просрочкой более 90 дней, а также ограничений для заемщиков с низкими доходами без затрагивания добросовестных заемщиков и сокращения доступности финансовых ресурсов для них.
"В целом мы разделяем мнение Ассоциации финансистов и считаем данную позицию весьма обоснованной и разумной. В нашем недавнем отчете о банковском секторе мы упоминали, что доля розничного кредитования к ВВП очень низка по сравнению с развитыми и даже развивающимися странами. При этом доля расходов на погашение кредитов в общих расходах домохозяйств варьируется от 0,4% в Мангистауской области до 16,1% в Улытау, составляя в среднем по Казахстану 6,2% на конец второго квартала 2023 года. Это ниже, чем, например, в США, где доля расходов на погашение кредитов к доходам домохозяйств составляет около 10%.[1] Тем не менее в секторе потребительского кредитования существуют некоторые проблемы, которые заслуживают более пристального внимания. Сюда можно отнести быстрые темпы прироста потребительских беззалоговых займов, наблюдаемые в последние годы, опережение розничного кредитования по сравнению с корпоративными займами, активный рост количества заемщиков, которое на 1 сентября 2023 года составило 7,7 млн человек", – говорится в аналитической записке HF.
[1] Несмотря на то, что в Казахстане доля расходов на кредиты определяется как доля от общих расходов домохозяйства, в то время как в США – это доля от доходов, сравнение корректно, поскольку доходы представляют собой сумму сбережений и расходов, а потому сопоставимый показатель в США был бы еще выше. Источник: Federal Reserve Board. Доступно: Household Debt Service and Financial Obligations Ratios (federalreserve.gov)
"Несмотря на это, к ограничениям потребительского кредитования, на наш взгляд, следует подходить весьма осторожно, поскольку это очень важное направление кредитования экономики, которое используется во всем мире и является источником финансирования потребления населения, которое в конечном итоге воздействует и стимулирует другие секторы экономики",– отмечают аналитики.
По их мнению, озвученная инициатива по полному запрету на продажу проблемных займов коллекторским агентствам однозначно не решит проблему закредитованности населения. Более того, подобные меры могут привести к регрессу на финансовом рынке, поскольку институт коллекторов выполняет важную функцию и помогает в реструктуризации займов и оздоровлении кредитного портфеля банков и МФО. Отмена возможности продать проблемные займы коллекторским агентствам переложит эту функцию на самих кредиторов – банки и МФО, которые зачастую не обладают специальными знаниями и экспертностью в этой области.
"На такое негативное отношение к институту коллекторов, которое распространено как среди населения, так и среди политиков, вероятно, повлиял образ коллекторов, сложившийся еще на заре независимости и становления финансового сектора. Однако сегодня это институт, который использует различные эффективные высокотехнологичные инструменты[2], весьма далекие от жестоких методов, рисуемых в воображении людей.
Например, существуют четкие правила поведения и этики коллекторов, закрепленные в законе о коллекторской деятельности, которые исключают недопустимые методы их работы. Также только компании, прошедшие государственную регистрацию в АРРФР и соответствующие квалификационным требованиям, могут заниматься коллекторской деятельностью", - считают в HF.
[2] Например, на KASE свои облигации выпускает компания ID Collect, которая является одной из ведущих коллекторских компаний в Казахстане с активным применением финтех-технологий в деятельности и ESG-принципов в управлении. Доступно: https://idcollect.kz/about/
Еще одним ограничением, озвученным во время слушаний, стало намерение установить верхнюю границу по выдаче потребительских кредитов. Однако учитывая распределение кредитов среди населения по сумме – всего 10% берет кредиты свыше 2,9 млн тенге, на половину заемщиков приходится всего около 8% выдач, в то время как 10% крупнейших заемщиков должны 55% от общей суммы займов, а также то, что общая динамика свидетельствует в пользу снижения среднего размера потребительского кредита (по данным Первого кредитного бюро - прим.), аналитики считают, что данная мера едва ли будет эффективна. Более того, она может ограничить возможность получить финансовые ресурсы со стороны добросовестных заемщиков с положительной кредитной историей.
АРРФР также проводится работа по ужесточению требований к уставному капиталу МФО – его размеры постепенно увеличиваются и с 1 января 2024 года должны будут составить минимум 200 млн тенге. В то же время МФО – это не депозитарные институты, к которым обычно применяются пруденциальные нормативы для защиты денег вкладчиков. То есть кредиты, выдаваемые МФО, не фондируются депозитами, как в банках. Поэтому ужесточение требований к капиталу МФО, на взгляд аналитиков Halyk Finance, выглядит как ненужная регулятивная нагрузка, которая может препятствовать развитию рынка микрокредитования. Регулирование МФО должно фокусироваться только в части защиты прав потребителей (заемщиков). На заемщиков, получающих потребительские кредиты, никак не влияет размер капитала МФО, отмечается в записке.
На парламентских слушаниях также прозвучали предложения по введению ограничений в отношении займов онлайн-кредиторов.
"Как мы недавно писали, онлайн-кредиторы — это финтех-компании, которые занимаются потребительским кредитованием. Все отношения между заемщиком и кредитором в этом случае происходят через Интернет. Онлайн-кредиторы оказывают значительное влияние на способы предоставления финансовых услуг, и, соответственно, по нашему мнению, они должны иметь отдельную нормативно-правовую базу и не рассматриваться в качестве МФО, основное внимание которых должно быть сосредоточено на кредитовании микро- и малого бизнеса", - говорится в сообщении.
Во избежание импульсивных потребительских займов, которые проистекают из-за их легкой доступности оформления и повсеместности, парламентом было предложено ужесточить требования к выдаче кредитов.
"Мы согласны с таким подходом – требования к заемщикам должны повышаться через совершенствование скоринговых систем кредитных институтов и тщательную проверку располагаемых доходов. В дополнение к этому мы считаем, что необходимо продолжать работу по повышению финансовой грамотности населения, прозрачности и ясности условий кредитования, а также регулирования агрессивной рекламы со стороны банков и МФО по предоставлению потребительских беззалоговых займов. Все это будет способствовать более взвешенному решению потенциальных заемщиков", - заявляют аналитики.
Отмечается, что, по заявлениям АРРФР, данные поправки в законодательство по введению запрета на выдачу кредитов физлицам с текущей просрочкой более 90 дней уже разработаны.
"Таким образом, мы считаем, что проблема закредитованности относится к заемщикам с низкими доходами – потребительские кредиты все чаще берутся на недорогие товары социально уязвимым населением на фоне снижения реальных доходов, которые впервые с 2015 года упали на 1,7% по итогам 2022 года, поскольку часть населения неспособна позволить себе даже недорогие товары. Эта проблема едва ли решится запретами продажи коллекторам проблемной задолженности, установлением потолка кредитования или ужесточением требований к размеру капитала для МФО", - подчеркивают в HF.
По мнению аналитиков, меры по снижению рисков для финансовой стабильности должны быть более таргетированными.
"Наряду с такими инициативами финрегулятора, как запрет на выдачу кредитов для лиц с просрочкой более 90 дней, усиление требований к заемщикам и повышение финансовой грамотности, должен проводиться подробный анализ структуры заемщиков, их доходов, а также товаров, приобретаемых за счет кредитов. Это могло бы пролить еще больше света на самые уязвимые группы населения и динамику бедности, которая, как мы уже писали, ухудшилась с началом военных действий в Украине. В конечном итоге борьба с бедностью и повышение реальных доходов населения – самый эффективный инструмент государства, который поможет снизить долговое бремя населения и нивелирует риск его закредитованности", - резюмируют в HF.
Читайте по теме:
Глава мажилиса: Надо на уровне закона ужесточить требования к выдаче кредитов