Общественные слушания по программе "Артспорт", проходившие в стенах легкоатлетического комплекса "Казахстан" г. Нур-Султана, нашли многочисленные отклики со стороны родителей, многодетных матерей, поставщиков, съехавшихся в понедельник, 20 июня, со всех регионов страны, чтобы поддержать программу. Конференц-зал был забит активистами до отказа, передает корреспондент inbusiness.kz.
Основными спикерами выступили представители министерства культуры и спорта РК (МКС), Палаты предпринимателей "Атамекен", а также активисты программы "Артспорт".
На сегодняшний день в Казахстане функции мониторинга и контроля над деятельностью творческих и спортивных кружков нет. Поэтому, по мнению представителей МКС, пришло время – за ненадлежащее исполнение поставщиками программы своих обязательств наделить МИО компетенцией контроля по соблюдению требований за осуществлением спортивного и творческого госзаказа.
В ходе общественных слушаний было озвучено предложение внести административную ответственность за нарушения, совершаемые субъектами частного предпринимательства, участвующими в спортивном и творческом госзаказе.
В число нарушений вошли следующие: предоставление поставщиком недостоверных сведений при участии в размещении госзаказа; представление списков сотрудников, привлекаемых для занятий с детьми, которые фактически не состоят в трудовых или гражданско-правовых отношениях с поставщиком и в дальнейшем не осуществляют занятий с детьми; проведение занятий с детьми в помещениях, не соответствующих требованиям, изложенным в правилах размещения спортивного и творческого госзаказа; несвоевременное предоставление отчета о проведении госзаказа, предоставление услуг ненадлежащего качества.
Административная ответственность предусмотрена в виде предупреждения за первичное нарушение, а также наложение штрафа на физлиц в размере 20 МРП, на субъекты малого некоммерческого предпринимательства – 30 МРП, на субъекты среднего предпринимательства – в размере 50 МРП и на субъекты крупного предпринимательства – 100 МРП.
Предложения МКС озвучила Кумис Сеитова, заместитель председателя комитета по культуре, для дальнейшего внесения в действующее законодательство, в Предпринимательский кодекс, в закон о физической культуре и спорте.
Для введения этой ответственности необходимо обсуждение с общественностью и получение согласия, отметила спикер.
Как избежать двойного стандарта?
Поставщики возмущены требованиями властей по внесению поправок относительно контроля и мониторинга именно программы "Артспорт". В то время как те же ДЮСШ и другие спортивные клубы пристальному вниманию не подвергаются.
Однако, как заверила Кумис Сеитова, это не так. Что касается государственных организаций, изначально, с самого начала выделения средств до оказания услуги предоставляются отчеты, все акты подписываются.
Родители же привели примеры, когда к таким госорганизациям были претензии, обращения с просьбой устранить недостатки в работе секций и кружков, но в ответ получено бездействие.
По мнению активистов "Артспорта", отдать в одни руки одобрение заявок поставщиков, контроль и надзор за поставщиками и финансирование составляет коррупционные риски.
Кто будет уравнивать и защищать права участников программы "Артспорт", задаются вопросом поставщики.
"Введение госконтроля за исполнением спортивного и творческого госзаказа является, на наш взгляд, необоснованным и противоречащим нормам действующего законодательства. Это повлечет за собой ужесточение регулирования субъектов предпринимательства. С целью снизить коррупционные риски можно дать компетенцию контроля не только одному оператору в руки. К примеру, ее можно дать управлению культуры, образования, чтобы несколько организаций сидели в комиссионной и принимали пакет документов при входе", – внесла предложение от Палаты предпринимателей "Атамекен" Айдана Тогузбаева.
"Артспорт" – полный провал реформы
На сегодняшний день вокруг программы "Артспорт" идет большое количество слухов. В основном это вопросы касательно снижения тарифов, уменьшения количества дисциплин и приостановления программы.
Как отметили активисты, в НПА государственными органами представлены аналитические данные, которые не соответствуют реальным цифрам. Так, в документе идет речь о 3,6 тыс. поставщиков. На самом деле, согласно аналитике платформы, их более 9 тыс.
По спортивному заказу в 2021 году было выделено 6,3 млрд тенге и в 2022 году – 16,3 млрд.
По творческому заказу в 2021 году – 4,8 млрд, в 2022 г. – 14,4 млрд тенге.
Кроме того, в документе неоднократно говорится о нарушениях законодательства, однако до сих пор никаких доказательств по нарушителям со стороны госорганов предъявлено не было. Общественный контроль по регионам показал, что нарушений выявлено не было. Поставщики стараются качественно оказывать услуги.
Властями заявляются полное отсутствие контроля этой сферы со стороны государства и необходимость внесения поправок для этого, тогда как ответственность за нарушения давно предусмотрена в ст. 409 КоАП РК.
Реформе "Артспорт" исполнился один год. За это время она показала достоинства и недостатки.
"Миссия, поставленная главой государства перед госорганами по правильному распределению бюджета, обеспечение бесперебойного финансирования и контроля, использование выделенных средств по назначению для реформы "Артспорта", была с треском провалена", – считает активист Куат Ергалиев.
В отношении поставщиков со стороны акиматов используется обвинительная риторика. Как раз-таки поставщики повели себя показательно. В условиях неопределенности, искусственно созданной финансовой нестабильности на протяжении нескольких месяцев продолжают обучать и тренировать детей бесплатно. Оплачивают аренду залов, коммунальные расходы, мало-мальскую зарплату тренерам и преподавателям, входя в долги и кредиты, делится наболевшим спикер.
"Как можно сказать ребенку в глаза, что мы закрываемся? Потому что взрослые неправильно выполняют свою работу? Очень хочется верить, что эта ситуация с финансированием является результатом всего лишь халатных и некомпетентных действий со стороны операторов, а не умышленным саботажем указа президента", – продолжил Куат Ергалиев.
Поставщики выступили против проверок, осуществляемых в одностороннем порядке акиматами.
Они считают, что у государства уже имеются все функции для этого – прокуратура, агентство финансового мониторинга, агентство по противодействию коррупции, органы внутренних дел и др. Все они имеют полномочия, а узаконение каких-либо дополнительных функций контроля со стороны акиматов имеет большую коррупционную составляющую.
В среде, где родитель не зависит от поставщиков и наоборот, сформируются нормальные отношения и только здоровая, саморегулирующая рыночная конкуренция создаст необходимое качество услуг, но отнюдь не акиматовские проверки.
Ребенок имеет также право выбора поставщика, кружка или секции, не отказываясь при этом от ваучера. Ведь, чтобы найти себя в жизни, ребенку нужно попробовать себя в разных сферах спорта и творчества, считают активисты "Артспорта".
Таким образом, предложено законодательно закрепить возможность проверки поставщиков республиканскими общественными объединениями, куда бы вошли представители акиматов.
По мнению активистов, теперь в августе должны пройти сессии маслихата, где предстоит обсудить механизм выделения бюджетных средств для 30% детей до конца года, для 60% детей в 2023 году и 100% детей в 2024 году.
Для этого необходимо вывести из области "мертвых души" 2,5 млн детей по линии минобра, которыми рапортует ведомство, утверждают активисты "Артспорта".
Индира Кусаинова