Владельцы домашних животных в Казахстане сталкиваются с рядом рисков при перевозке своих питомцев, особенно во время авиаперелетов. Потеря, травмы или даже гибель животного могут стать настоящей трагедией, но, в отличие от других стран, в Казахстане нет массовой практики страхования питомцев. Почему эта услуга так важна и как можно минимизировать риски, разбирался корреспондент Inbusiness.kz.
Потерянные и забытые
Кот Томас, потерявшийся в аэропорту Алматы 21 августа 2024 года, вызвал широкий общественный резонанс. Его хозяйка рассказала, что питомец испугался и спрятался в труднодоступном месте в санитарной зоне, откуда его было непросто достать.
"Когда Томас забился в угол, я побежала за помощью. В тот момент у меня уже была посадка, но в аэропорту находились мои родители. Мы оставили всем сотрудникам контакты, просили немедленно сообщить, если его найдут. Нам обещали, что животное достанут и передадут на следующую смену. Мы поверили, ведь точное местоположение Томаса было известно. Однако шли дни, а вестей не было – его так и не спасли", – рассказала девушка в своем Instagram.
Позже его мяуканье услышали посетители терминала. Они обратились к персоналу, пояснив, что это явно домашний питомец, который потерялся и, вероятно, ищет хозяев.
"Вряд ли кот просто так оказался в стерильной зоне аэропорта. Однако, как выяснилось позже, один из сотрудников вытащил Томаса и попросту выставил его за дверь – как ненужную вещь", – возмущается хозяйка.
В течение месяца она разыскивала своего любимца, пока, наконец, его не обнаружили на парковке у аэропорта. Томас выжил, но сильно исхудал. Эта история всколыхнула общественность, поставив перед казахстанцами важные вопросы: насколько безопасны авиаперелеты для домашних животных и почему в стране до сих пор не предусмотрена страховка на такие случаи?
Страхуют пока только редких и экзотических животных
Как рассказал в беседе с корреспондентом Inbusiness.kz эксперт СК "Евразия" Сергей Чикин, в их практике были случаи страхования в качестве груза редких или экзотических животных, имеющих высокую рыночную стоимость.
"Массовых программ страхования животных при авиаперелетах в Казахстане пока не видели", – заявил он.
Представитель страховой компании заметил, что основной риск, связанный с перевозкой животного авиасообщением, – утеря. Сотрудники аэропорта при погрузке/разгрузке могут случайно сломать бокс-переноску. Также животное, особенно крупные собаки, могут самостоятельно повредить бокс и сбежать. Однако случаи потери животных хоть и случаются, но достаточно редки.
"Существует вероятность причинения серьезного вреда здоровью животных при перевозке в багажном отсеке из-за разгерметизации или неполадок в системе отопления. Данные риски более актуальны для авиакомпаний, использующих устаревший авиапарк. В современных самолетах подобные угрозы сведены к минимуму", – заметил Чикин.
Так, при транспортировке животного безопасней всего перевозить его в салоне самолета, чтобы самостоятельно контролировать весь процесс во время посадки, полета и приземления. Однако правилами авиакомпании перевозка крупного животного может быть разрешена только в багажном отсеке.
Сергей Чикин заметил, что хорошим способом для минимизации риска потери животного в путешествии может быть использование GPS-трекера, который позволит с довольно высокой точностью установить местонахождение животного в случае побега на территории аэропорта или за его пределами.
"Наличие бирки будет не лишним, но не является гарантией, что в случае обнаружения животного третьими лицами с хозяином обязательно свяжутся", – говорят в страховой компании.
Стоит отметить, что страхование домашних животных довольно развито на рынке США и Европы, в том числе при путешествиях и авиаперелетах. Чикин рассказал, что в США существуют даже специализированные страховые компании для страхования жизни и здоровья животных, одной из таких является Spot Pet Insurance.
"Подобное положение дел на Западе связано с двумя ключевыми факторами: первое – очень развитая страховая культура, второе – огромное количество домашних животных. Свыше 70% домохозяйств в США имеют домашних животных", – заметил он.
Мы поинтересовались у представителя страховой компании, может ли владелец животного требовать компенсацию от авиакомпании или аэропорта в случае утери или травмирования питомца во время перелета и какие механизмы защиты предусмотрены законодательством Казахстана сегодня.
Так, выяснилось, что, если животное будет утеряно или получит какой-то ущерб при перевозке в багажном отделении, владелец может потребовать от авиакомпании компенсацию. Однако в данном случае расчет стоимости ущерба будет производиться на основании того, что животное в первую очередь является багажом.
"Взыскание морального ущерба и сопутствующих затрат на лечение, вероятно, придется осуществлять уже в судебном порядке, если не получится урегулировать вопрос с авиакомпанией досудебными переговорами", – резюмировал Сергей Чикин.
Зона для питомцев
Ранее президент международного аэропорта Алматы Гокер Косе признал проблему частых побегов кошек во время перевозки и отметил, что ситуация требует комплексного решения. Он подчеркнул, что ответственность за безопасность питомцев лежит как на работниках аэропорта, так и на самих владельцах животных.
"Мы осознаем, что существуют недочеты в обработке багажа, и со своей стороны стараемся их устранить. Однако стоит учитывать и фактор неподготовленности пассажиров, перевозящих домашних животных. Часто они не принимают необходимых мер для обеспечения безопасности питомцев", — отметил Косе.
Чтобы снизить уровень стресса у животных перед полетом, в международном терминале запустят пилотный проект — специальную зону для питомцев. Здесь владельцы смогут провести время со своими любимцами, покормить их и подготовить к полету. По словам главы аэропорта, в местах массового скопления людей животные могут испытывать тревогу и попытаться скрыться. В случае успеха инициативу планируют распространить и на внутренние рейсы.
Что касается ответственности сотрудников аэропорта, Косе заверил, что инциденты не остаются без внимания.
"Внутри компании действует дисциплинарная комиссия, занимающаяся расследованием подобных ситуаций. В зависимости от обстоятельств могут быть приняты соответствующие меры, вплоть до наказаний", — пояснил он.
В завершение Гокер Косе подчеркнул, что решение проблемы требует формирования общей культуры перевозки животных.
"Мы считаем, что важно не только ужесточить контроль со стороны аэропорта, но и повышать осведомленность пассажиров. Владельцы питомцев должны заранее готовить их к полету и учитывать возможные риски", — заключил он.
История Томаса показала, что проблема не только в аэропортах, но и в отсутствии культуры страхования животных. В то время как за рубежом питомцев страхуют, в Казахстане владельцы остаются один на один с рисками.
Читайте по теме:
Животное в соседнем кресле – российская авиакомпания тестирует услугу по перевозке питомца