Авиатопливо стоит "выше неба"

6425

IATA в недоумении от цен на авиакеросин в Казахстане.

Авиатопливо стоит "выше неба"

Региональный представитель Международной ассоциации воздушного транспорта по Центральной Азии Джордан Кармалаков недоумевает по поводу казахстанских цен на авиатопливо для иностранных авиакомпаний.

"Между ценами на топливо, которые реально существуют, и экономической логикой какая-то связь что-то теряется", – заявил Джордан Кармалаков в понедельник, 4 декабря, когда после пресс-конференции журналисты попросили его прокомментировать ситуацию на рынке авиатоплива в республике в третий раз. 

Вышеупомянутую связь представитель IATA, по его словам, потерял тогда, когда в августе этого года правительство республики отказалось от госрегулирования тарифов на услуги аэропортов, позволив им самостоятельно устанавливать цены на свои услуги. А через месяц после этого – с сентября в аэропортах поползли вверх цены на авиакеросин для зарубежных авиакомпаний.

Дело в том, что до августа этого года аэропорты аргументировали высокую стоимость авиатоплива необходимостью компенсировать свои потери от низких тарифов в условиях госрегулирования. Но, по наблюдениям Джордана Кармалакова, после отмены госрегулирования тарифов на четыре основных монопольных функции аэропортов (сборы за взлет и посадку, сборы по авиационной безопасности, сборы за парковку и сборы за базирование в аэропортах) стоимость авиакеросина тоже повысилась. Что явилось своеобразным шоком для зарубежных авиакомпаний: отечественные-то имеют возможность закупать топливо самостоятельно.

Арифметика этого шока была следующей: в настоящее время авиатопливо в Казахстане стоит на 20% выше, чем в России. Причем это вещи взаимосвязанные, хотя часть авиакеросина республика завозит именно из Российской Федерации. По словам Джордана Кармалакова, в России цена на авиакеросин "прыгнула" в коридор от 737 до 782 долларов за тонну. В Казахстане же эта стоимость с сентября по настоящее время выросла до 900 с лишним долларов за тонну.

"Это не вопрос IATA, мы просто говорим о том, что рост цен без веских оснований для этого является сдерживающим фактором развития авиаперевозок. Когда имеются высокие цены на топливо, авиакомпании уходят с этого рынка, и в Казахстан прекратили уже свои рейсы некоторые авиаперевозчики", – заметил спикер. Он уточнил, что за означенный период с казахстанского рынка ушли "Чешские авиалинии", British Airways, "Австрийские авиалинии", а голландская KLM с начала ноября до начала летней навигации свои рейсы приостановила.

"Я не могу утверждать по каким именно причинам ушла та или иная компания, но факт остается фактом: это же ведущие, классные иностранные перевозчики, и это имеет определенное значение для связи Казахстана с другими странами", – сказал Джордан Кармалаков.

При этом, как уже было сказано выше, одновременно выросли и цены на услуги аэропортов, причем если часть из них выросла на 60-70%, то некоторые – вдвое. Все это, по мнению представителя международной ассоциации, сделало рейсы в Казахстан нерентабельными.

"Доля топлива в себестоимости рейсов составляет порядка 30%, в зависимости от авиакомпании. Если вы возьмете, что топливо стоит на 20% дороже, то это сразу оказывает влияние на себестоимость авиаперелета на 6%. Примерно такая же история – с двухкратным увеличением аэропортовых сборов, оно еще 2-3% добавляет сверху. То есть оказывается, что авиакомпании в 2018 году будут думать, как покрыть 10% увеличения себестоимости рейсов в Казахстан", – сказал Джордан Кармалаков.

"У них только два источника: повышение уровня загрузки или повышение уровня тарифов. Если загрузка хороша, то не остается никакого другого выбора, кроме как повысить тариф", – заметил он.

Выход представитель IATА видит в введении механизмов референтных цен на авиатопливо.

"Мы призываем, чтобы правительство объявило референтную цену на авиакеросин, которая менялась бы еженедельно или ежемесячно, но пока нет позитивного ответа на это предложение", – заметил он.

Одновременно, по его мнению, цены на услуги аэропортов должны повышаться предсказуемо для авиакомпаний, а для этого казахстанские власти должны утвердить "ясные, прозрачные правила установления этих цен".

"Проблема состоит не в том, что цены повышаются, а проблема состоит в том, что отсутствуют порядок, прозрачность и консультации с перевозчиками насчет этих цен. Авиакомпании не заинтересованы, чтобы аэропорты были бедными и недофинансированными. Авиакомпании заинтересованы, чтобы им было хорошо работать. Дело в том, что это должно быть по четким правилам, с консультациями и по мере предоставления доказательств себестоимости той или иной предоставляемой услуги. Но мониторинга нет, он отсутствует, и мы не видим реальную перспективу его появления, вот это самое важное, что нас беспокоит", – заключил Джордан Кармалаков.

Игорь Воротной​

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться