/img/tv1.svg
RU KZ
Авиатопливо стоит «выше неба»

Авиатопливо стоит «выше неба»

IATA в недоумении от цен на авиакеросин в Казахстане.

10:56 05 Декабрь 2017 5484

Авиатопливо стоит «выше неба»

Автор:

Игорь Воротной

Региональный представитель Международной ассоциации воздушного транспорта по Центральной Азии Джордан Кармалаков недоумевает по поводу казахстанских цен на авиатопливо для иностранных авиакомпаний.

«Между ценами на топливо, которые реально существуют, и экономической логикой какая-то связь что-то теряется», – заявил Джордан Кармалаков в понедельник, 4 декабря, когда после пресс-конференции журналисты попросили его прокомментировать ситуацию на рынке авиатоплива в республике в третий раз. 

Вышеупомянутую связь представитель IATA, по его словам, потерял тогда, когда в августе этого года правительство республики отказалось от госрегулирования тарифов на услуги аэропортов, позволив им самостоятельно устанавливать цены на свои услуги. А через месяц после этого – с сентября в аэропортах поползли вверх цены на авиакеросин для зарубежных авиакомпаний.

Дело в том, что до августа этого года аэропорты аргументировали высокую стоимость авиатоплива необходимостью компенсировать свои потери от низких тарифов в условиях госрегулирования. Но, по наблюдениям Джордана Кармалакова, после отмены госрегулирования тарифов на четыре основных монопольных функции аэропортов (сборы за взлет и посадку, сборы по авиационной безопасности, сборы за парковку и сборы за базирование в аэропортах) стоимость авиакеросина тоже повысилась. Что явилось своеобразным шоком для зарубежных авиакомпаний: отечественные-то имеют возможность закупать топливо самостоятельно.

Арифметика этого шока была следующей: в настоящее время авиатопливо в Казахстане стоит на 20% выше, чем в России. Причем это вещи взаимосвязанные, хотя часть авиакеросина республика завозит именно из Российской Федерации. По словам Джордана Кармалакова, в России цена на авиакеросин «прыгнула» в коридор от 737 до 782 долларов за тонну. В Казахстане же эта стоимость с сентября по настоящее время выросла до 900 с лишним долларов за тонну.

«Это не вопрос IATA, мы просто говорим о том, что рост цен без веских оснований для этого является сдерживающим фактором развития авиаперевозок. Когда имеются высокие цены на топливо, авиакомпании уходят с этого рынка, и в Казахстан прекратили уже свои рейсы некоторые авиаперевозчики», – заметил спикер. Он уточнил, что за означенный период с казахстанского рынка ушли «Чешские авиалинии», British Airways, «Австрийские авиалинии», а голландская KLM с начала ноября до начала летней навигации свои рейсы приостановила.

«Я не могу утверждать по каким именно причинам ушла та или иная компания, но факт остается фактом: это же ведущие, классные иностранные перевозчики, и это имеет определенное значение для связи Казахстана с другими странами», – сказал Джордан Кармалаков.

При этом, как уже было сказано выше, одновременно выросли и цены на услуги аэропортов, причем если часть из них выросла на 60-70%, то некоторые – вдвое. Все это, по мнению представителя международной ассоциации, сделало рейсы в Казахстан нерентабельными.

«Доля топлива в себестоимости рейсов составляет порядка 30%, в зависимости от авиакомпании. Если вы возьмете, что топливо стоит на 20% дороже, то это сразу оказывает влияние на себестоимость авиаперелета на 6%. Примерно такая же история – с двухкратным увеличением аэропортовых сборов, оно еще 2-3% добавляет сверху. То есть оказывается, что авиакомпании в 2018 году будут думать, как покрыть 10% увеличения себестоимости рейсов в Казахстан», – сказал Джордан Кармалаков.

«У них только два источника: повышение уровня загрузки или повышение уровня тарифов. Если загрузка хороша, то не остается никакого другого выбора, кроме как повысить тариф», – заметил он.

Выход представитель IATА видит в введении механизмов референтных цен на авиатопливо.

«Мы призываем, чтобы правительство объявило референтную цену на авиакеросин, которая менялась бы еженедельно или ежемесячно, но пока нет позитивного ответа на это предложение», – заметил он.

Одновременно, по его мнению, цены на услуги аэропортов должны повышаться предсказуемо для авиакомпаний, а для этого казахстанские власти должны утвердить «ясные, прозрачные правила установления этих цен».

«Проблема состоит не в том, что цены повышаются, а проблема состоит в том, что отсутствуют порядок, прозрачность и консультации с перевозчиками насчет этих цен. Авиакомпании не заинтересованы, чтобы аэропорты были бедными и недофинансированными. Авиакомпании заинтересованы, чтобы им было хорошо работать. Дело в том, что это должно быть по четким правилам, с консультациями и по мере предоставления доказательств себестоимости той или иной предоставляемой услуги. Но мониторинга нет, он отсутствует, и мы не видим реальную перспективу его появления, вот это самое важное, что нас беспокоит», – заключил Джордан Кармалаков.

Игорь Воротной​

Полетим на своем

После трехлетнего простоя Павлодарский нефтехимический завод возобновляет массовое производство реактивного авиатоплива.

13 Июль 2018 10:51 8458

Со второй половины июля ТОО «Павлодарский нефтехимический завод» (ПНХЗ) начинает отгрузку авиатоплива марки РТ (реактивное топливо) потребителям, сообщает отдел по связям с общественностью нефтезавода. Первая партия составит 5 тыс. тонн, это составит порядка 80 вагонов-цистерн.

«Авиатопливо, как и битум, всегда были нашей фишкой. Раньше мы выпускали авиационное топливо марки ТС-1. Теперь перейдем на реактивное топливо – это до 2019 года, затем переходим на международный стандарт Jet A-1. Объем зависит от заявки министерства. Но хочу заметить, что объем производства авиатоплива напрямую влияет на объем производства дизельного топлива: увеличивая первое, снижаем второе. Так что баланс надо сохранять», – пояснил гендиректор ПНХЗ Оспанбек Алсеитов.

Авиационный керосин на Павлодарском заводе не производился с 2015 года. Это было связано с изменением физико-химического состава нефти. В последние годы ПНХЗ был переориентирован на достаточно тяжелую российскую нефть – башкирскую, в части того, что там большое содержание меркаптана. Не было установок по очистке от серы. Теперь в Павлодаре эта установка построена.

На ПНХЗ авиатопливо РТ производится на установке гидроочистки керосина комплекса первичной переработки нефти, которая претерпела полную реконструкцию в период модернизации предприятия. Здесь же происходит очистка сырья от серо-, азот-, кислородсодержащих соединений, включая удаление меркаптанов с целью достижения требуемого показателя топлива для реактивных двигателей. Как отмечают в отделе по связям с общественностью предприятия, топливо РТ полностью соответствует международным нормам, превосходя их по отдельным показателям.

«Павлодарское РТ обладает ультранизким содержанием серы, кроме того оно имеет противоизносные свойства, высокую химическую и термоокислительную стабильность», – говорится в сообщении.

Акт о постановке на производство топлива для реактивных двигателей марки РТ, а также утвержденную технологию на его изготовление предприятие получило от АО «Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти» («ВНИИ НП»). Тестовые пробеги выполнили специалисты компаний Haldor Topsoe и АО «Северодонецкий ОРГХИМ».

Кроме того, в июне текущего года АО «Национальный центр экспертизы и сертификации» зарегистрировало декларацию о соответствии топлива от ПНХЗ требованиям Технического регламента Таможенного союза. Предполагается, что поставку топлива будут осуществлять в аэропорты, которые географически расположены близ Павлодара, в том числе, аэропорты Астаны и Алматы.

В конце прошлого года в ходе круглого стола в министерстве по инвестициям и развитию (МИР) РК, министр энергетики Канат Бозумбаев сообщил, что три казахстанских нефтеперерабатывающих завода начнут производить во второй половине 2018 года авиационное топливо и смогут обеспечить казахстанский рынок на 100%. Видимо, министр погорячился.

«Согласно информации субъектов гражданской авиации прогнозная потребность авиатоплива на 2018 год составляет около 776 тыс. тонн. При этом, согласно утвержденного министерством энергетики РК плана, три нефтеперерабатывающих завода республики в совокупности в 2018 году обеспечат производство авиатоплива порядка 431,4 тыс. тонн. Недостающие объемы будут импортироваться из Российской Федерации», – сухо констатировали в МИР РК.

Марина Попова