Региональный представитель Международной ассоциации воздушного транспорта по Центральной Азии Джордан Кармалаков недоумевает по поводу казахстанских цен на авиатопливо для иностранных авиакомпаний.
"Между ценами на топливо, которые реально существуют, и экономической логикой какая-то связь что-то теряется", – заявил Джордан Кармалаков в понедельник, 4 декабря, когда после пресс-конференции журналисты попросили его прокомментировать ситуацию на рынке авиатоплива в республике в третий раз.
Вышеупомянутую связь представитель IATA, по его словам, потерял тогда, когда в августе этого года правительство республики отказалось от госрегулирования тарифов на услуги аэропортов, позволив им самостоятельно устанавливать цены на свои услуги. А через месяц после этого – с сентября в аэропортах поползли вверх цены на авиакеросин для зарубежных авиакомпаний.
Дело в том, что до августа этого года аэропорты аргументировали высокую стоимость авиатоплива необходимостью компенсировать свои потери от низких тарифов в условиях госрегулирования. Но, по наблюдениям Джордана Кармалакова, после отмены госрегулирования тарифов на четыре основных монопольных функции аэропортов (сборы за взлет и посадку, сборы по авиационной безопасности, сборы за парковку и сборы за базирование в аэропортах) стоимость авиакеросина тоже повысилась. Что явилось своеобразным шоком для зарубежных авиакомпаний: отечественные-то имеют возможность закупать топливо самостоятельно.
Арифметика этого шока была следующей: в настоящее время авиатопливо в Казахстане стоит на 20% выше, чем в России. Причем это вещи взаимосвязанные, хотя часть авиакеросина республика завозит именно из Российской Федерации. По словам Джордана Кармалакова, в России цена на авиакеросин "прыгнула" в коридор от 737 до 782 долларов за тонну. В Казахстане же эта стоимость с сентября по настоящее время выросла до 900 с лишним долларов за тонну.
"Это не вопрос IATA, мы просто говорим о том, что рост цен без веских оснований для этого является сдерживающим фактором развития авиаперевозок. Когда имеются высокие цены на топливо, авиакомпании уходят с этого рынка, и в Казахстан прекратили уже свои рейсы некоторые авиаперевозчики", – заметил спикер. Он уточнил, что за означенный период с казахстанского рынка ушли "Чешские авиалинии", British Airways, "Австрийские авиалинии", а голландская KLM с начала ноября до начала летней навигации свои рейсы приостановила.
"Я не могу утверждать по каким именно причинам ушла та или иная компания, но факт остается фактом: это же ведущие, классные иностранные перевозчики, и это имеет определенное значение для связи Казахстана с другими странами", – сказал Джордан Кармалаков.
При этом, как уже было сказано выше, одновременно выросли и цены на услуги аэропортов, причем если часть из них выросла на 60-70%, то некоторые – вдвое. Все это, по мнению представителя международной ассоциации, сделало рейсы в Казахстан нерентабельными.
"Доля топлива в себестоимости рейсов составляет порядка 30%, в зависимости от авиакомпании. Если вы возьмете, что топливо стоит на 20% дороже, то это сразу оказывает влияние на себестоимость авиаперелета на 6%. Примерно такая же история – с двухкратным увеличением аэропортовых сборов, оно еще 2-3% добавляет сверху. То есть оказывается, что авиакомпании в 2018 году будут думать, как покрыть 10% увеличения себестоимости рейсов в Казахстан", – сказал Джордан Кармалаков.
"У них только два источника: повышение уровня загрузки или повышение уровня тарифов. Если загрузка хороша, то не остается никакого другого выбора, кроме как повысить тариф", – заметил он.
Выход представитель IATА видит в введении механизмов референтных цен на авиатопливо.
"Мы призываем, чтобы правительство объявило референтную цену на авиакеросин, которая менялась бы еженедельно или ежемесячно, но пока нет позитивного ответа на это предложение", – заметил он.
Одновременно, по его мнению, цены на услуги аэропортов должны повышаться предсказуемо для авиакомпаний, а для этого казахстанские власти должны утвердить "ясные, прозрачные правила установления этих цен".
"Проблема состоит не в том, что цены повышаются, а проблема состоит в том, что отсутствуют порядок, прозрачность и консультации с перевозчиками насчет этих цен. Авиакомпании не заинтересованы, чтобы аэропорты были бедными и недофинансированными. Авиакомпании заинтересованы, чтобы им было хорошо работать. Дело в том, что это должно быть по четким правилам, с консультациями и по мере предоставления доказательств себестоимости той или иной предоставляемой услуги. Но мониторинга нет, он отсутствует, и мы не видим реальную перспективу его появления, вот это самое важное, что нас беспокоит", – заключил Джордан Кармалаков.
Игорь Воротной