К Азербайджану и Казахстану приближается беспрецедентная угроза

1160

​Местная пресса не преувеличивает: их заголовок "Азербайджан готовится к шоку" (Azərbaycan şoka hazırlaşır!) отражает реальное положение дел.

К Азербайджану и Казахстану приближается беспрецедентная угроза Фото: canva

За относительно короткий для истории срок между пятью странами – Казахстаном, Азербайджаном, Ираном, Россией и Туркменистаном, видимо, появится самое большое в мире, гигантского размера болото, передает inbusiness.kz.

"Еще совсем недавно Каспий казался надежным и непоколебимым, огромный водоем, веками служивший путем, источником, границей, энергетическим резервуаром. Но времена меняются. Сегодня Каспий уходит. И делает это  стремительно", – сообщает Minval Politika.

Только в период с 2006 по 2024 год уровень воды в Каспии упал сразу на два метра. Сегодня он находится на 29 метров ниже уровня мирового океана. Это беспрецедентный антирекорд.

Как следствие, прямо посреди моря, угрожая судоходству, образуются мель и перекаты, похожие на лысину. Прогнозы ученых еще более тревожны: к середине века море может потерять еще до 18 метров в глубину. Тогда море высохнет и судоходство полностью прекратится.

По мнению азербайджанских экспертов, больше всего от этого пострадают Казахстан, Азербайджан и Туркменистан. В отличие от России и Ирана, территории которых омывают в общей сложности 13 других морей, входящих в состав океанов, в этих трех тюркоязычных странах нет другого моря, кроме Каспия.

Если Каспийское море последует за Аральским, экологии трех стран будет нанесен непоправимый ущерб. Исчезнет уникальная флора и фауна, в том числе тюлени, исчезающие виды рыб и растений, а также страны лишатся пляжей и туристов.

Речь идет о реальных угрозах экономике, судоходству, рыболовству, логистике, энергетике и даже водоснабжении – обо всем, что связано с морем напрямую или косвенно. К примеру, Мангистауская область, не имеющая на своей территории пресноводных водоемов, каждый год опресняет до 1,5 млрд кубометров каспийской воды и использует ее для различных целей.

"Обмеление Каспийского моря – это далеко не только вопрос экологии или изменения природных ландшафтов. Это становится все более серьезным экономическим вызовом. Во-первых, растут расходы на содержание и модернизацию портов, чтобы сохранить глубины, необходимо регулярно проводить дорогостоящие дноуглубительные работы. Это требует как времени, так и значительных государственных вложений", – обращает внимание агенство Minval.

Во-вторых, возрастает стоимость транзита по этому водному пути. Из-за отмеления моря танкеры и другие суда вынуждены загружаться чуть более половины своей грузоподъемности. В противном случае судно ударится днищем о дно и остановится. Усложнение условий для судоходства привело к увеличению операционных издержек, что, в свою очередь, привело к росту цен на перевозки, ставок фрахта и в целом поставило под угрозу многие проекты, связанные с превращением Казахстана в главный транзитный хаб на континенте.

В-третьих, падает привлекательность маршрутов через Каспий. По данным азербайджанских СМИ, международные коридоры между Казахстаном и Азербайджаном через Каспийское море раньше выигрывали за счет значительно более низкой стоимости морских перевозок. Теперь же это конкурентное преимущество может быть утрачено. В результате вперед выходят сухопутные маршруты в обход Казахстана – через Узбекистан, Таджикистан, Афганистан и Иран, так как страны-партнеры, логистические операторы и международные инвесторы начали искать более стабильные и предсказуемые альтернативы.

В-третьих, исчезновение Каспийского моря может оттолкнуть инвесторов от Азербайджана и Казахстана. Ведь иностранным инвесторам, которые вкладывают средства в бизнес-проекты на долгосрочную перспективу, нужна не только геополитическая стабильность, но и природная устойчивость. А нестабильность уровня моря делает расчеты и бизнес-планы менее надежными. Страна, которая станет живым памятником масштабной экологической катастрофы, вряд ли вызовет широкий интерес и у инвесторов, так как ее иссохшее море и опустошенные степи превратятся печальным доказательством необратимых потерь.

Заместитель министра экологии Азербайджанской Республики Рауф Гаджиев, в отличие от казахстанских чиновников, которые пренебрежительно заявляли, что Каспий и раньше мелел, не скрывает, что Азербайджан уже испытывает значительные трудности в работе портов.

Так, по итогам первого полугодия 2025 года объем транспортировки нефти через терминал в Дубенди снизилась до 810 000 тонн. Для сравнения, за аналогичный период прошлого года было перевезено более 880 000 тонн черного золота. Чтобы сохранить работоспособность терминала в условиях стремительного обмеления Каспия, Баку пришлось проводить масштабные дноуглубительные работы. Как предполагает вице-министр экологии, скорее всего, такие меры станут теперь регулярными.

"С началом войны в Украине Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), или "Срединный коридор", стал реальным альтернативным маршрутом в обход России. Китайские товары пересекают степи Казахстана по железной дороге и добираются до Актау. Оттуда они попадают на судах в Баку, а дальше – в Грузию, Турцию и Европу. Всемирный банк, отметивший популярность этого маршрута, прогнозировал, что грузопоток по ТМТМ к 2030 году может достигнуть 11 миллионов тонн в год. Однако этот прогноз не учитывал стремительного высыхания Каспийского моря", – считает азербайджанский экономист Халид Керимли.

Для устойчивости морского пути дноуглубительные работы должны проводиться параллельно в Казахстане, России и Азербайджане. Россия, находящаяся в состоянии войны и под санкциями, с прошлого года прекратила финансирование дноуглубительных работ из госбюджета. Казахстан смог провести дноуглубление только небольшого порта Курык, тогда как в крупном и основном порту Актау данные работы до сих пор не ведутся в полном объеме. Пока лишь Баку продвигает эти работы. Однако, если оба партнера не выполнят одновременно свои обязательства, дноуглубление со стороны Азербайджана будет бесполезно.

В то время как Казахстан пьет воду Каспия, Азербайджан использует ее в энергетике.

"На дне Каспия установлены насосы, которые используются для охлаждения тепловых электростанций (ТЭС). Если море отступит дальше – эти системы станут бесполезными. И тогда нам придется искать дорогие технологические замены", – пояснил Халид Керимли.

Иначе говоря, проблема не ограничивается судоходством и работой портов. Под угрозой также находится стабильность энергоснабжения, особенно в жаркое время года, когда нагрузка на сети высокая, а охлаждение ТЭС критично. Без Каспийского моря охлаждение азербайджанских тепловых электростанций станет проблемой.

Экономист и глава Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан напомнил, что правительство Азербайджана своевременно приняло стратегическое решение перенести Бакинский международный торговый порт на 75 километров южнее, в поселок Алят.

"В этом районе глубины значительно больше, что позволяет судам пока беспрепятственно заходить в порт. Он продолжает стабильно работать, не испытывая тех трудностей, с которыми уже сталкиваются прикаспийские порты на противоположном берегу, в Казахстане", – указал эксперт.

И правда, если бы порт остался в центре Баку, проблемы начались бы уже сейчас. Но и в Аляте вечной глубины никто не гарантирует.

Если Каспийское море исчезнет, Казахстан тоже ждет шок. По мнению экспертов Центрально-Азиатского климатического фонда (CA Climate Fund), Каспийское море может постигнуть та же участь, что и Аральское море.

"Менее чем за 20 лет площадь Каспийского моря сократилась более чем на 34 тыс. квадратных километров. Для сравнения, это больше площади одного из крупнейших озер Африки – Танганьики (32 900 км2), или Бельгии (32 545 км2) и еще 138 стран мира. Кроме того, качество воды в Каспии изменилось от прежней чистой до умеренного уровня загрязнения сегодня, с периодической регистрацией превышения предельно допустимой концентрации вредных веществ", – подчеркнул Ерлик Каражан, руководитель Проектного офиса для ЦА по изменению климата и "зеленой" энергетике CA Climate Fund.

По мнению экспертов, существует несколько основных факторов, способствующих ускоренному усыханию Каспийского моря. Во-первых, из более 130 рек, впадающих в Каспийское море и пополняющих его воды, самые крупные, включая Волгу, приносящую наибольшее количество воды в море, также Урал, Куру, Сулак, Терек, Самур и все другие значительные притоки, находятся на территории России. Ученые, в том числе российские, бьют тревогу, заявляя, что РФ, не экономя, стремительно растрачивает их воду.

Например, на реке Волга, главном "кормильце" Каспия, расположено 8 крупных российских гидроэлектростанций, среди них Иваньковская, Угличская, Рыбинская, Нижегородская, Чебоксарская, Жигулевская, Саратовская и Волжская ГЭС. Каждая из них перекрывает реку Волгу плотиной, направляя ее воды в свои водохранилища и лишь изредка сбрасывая воду вниз по течению.

Портал fontanka.ru сообщал, что в этом году из-за обмеления Волги остановили работу Угличской ГЭС и сократили работу Рыбинской ГЭС. Российские специалисты говорят: именно наличие гидроэлектростанций на Волге является одной из причин ее обмеления на постоянной основе.

"Они строились еще с начала 1930-х годов. Тогда, в советское время, совсем не думали об экологических последствиях. О том, что ГЭС и водохранилища могут обезводить эту артерию. А сейчас жизнь показала, что так оно и происходит", – рассказал в беседе с 76.RU академик, доктор технических наук и профессор кафедры системной экологии РУДН, член общественного совета минэнерго РФ Владимир Тетельмин.

"РусГидро" подтвердило, что все восемь российских гидроэлектростанций берут воду из Волги. Каждая станция, разбросанная от Ярославской до Волгоградской области, забирает воду у Волги и направляет ее в свое замкнутое водохранилище. Академик Тетельмин объяснил: дело в огромных площадях зеркал этих водохранилищ. Вода оттуда испаряется быстро и в очень больших количествах.

Если бы Россия прекратила эксплуатацию этих станций и массово открыла плотины, Каспийское море резко наполнилось бы водой и перестало бы мелеть. Однако РФ, отчаянно ищущая способ спасти свою экономику в условиях жестких санкций, вряд ли на это пойдет.

"Испарение, можно сказать, равно половине притока воды в этих водохранилищах. Пришло, допустим, десять кубокилометров, и из этих десяти пять испарилось. Эта вода в большом количестве уходит в атмосферу. А выпадает она в виде осадков, но не обязательно в этом бассейне – на Каспий. То есть волжские осадки будут выпадать где-то в других регионах", – говорит российский эксперт Тетельмин.

Вторым основным фактором обмеления Каспийского моря является глобальное потепление и изменение климата. В связи с обширной территорией и удаленностью от океана температура воздуха в Каспийском регионе повышается значительно быстрее, чем на планете в целом и на территории Казахстана в частности.

По данным РГП "Казгидромет", за период 1976-2024 годов изменение среднегодовой температуры воздуха составило для земного шара +0,19 °С на каждые 10 лет, для Казахстана +0,36 °С на каждые 10 лет, а для Каспийского региона +0,51 °C (!) на каждые 10 лет.

Согласно спутниковым данным NASA за 2020-2025 годы, уровень Каспия снижается со скоростью около 7 см в год. Это в 20 раз (!) быстрее, чем поднимается уровень мирового океана. Если такая тенденция сохранится, то, по оценкам экспертов Климатического фонда ЦА, северная часть моря, где глубина не превышает 5 метров, то есть часть моря Казахстана и России, к 2050 году может полностью исчезнуть.

Читайте по теме:

Россия сообщила тревожные новости о Каспийском море

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться