"Азербайджан открыто предлагает свою инфраструктуру Казахстану и Туркменистану, чтобы они воспользовались шансом выйти на европейские рынки", – заявила корреспонденту inbusiness.kz эксперт из Азербайджана, научный сотрудник Института экономики НАНА Эллада Ханкишиева на просьбу прокомментировать сообщение агентства Reuters о начале переговоров между нацкомпаниями двух этих стран – "КазМунайГазом" и SOCAR по поставкам 1,5 миллиона тонн казахстанской нефти в обход России по трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан.
По словам Ханкишиевой, Азербайджан давно уже предлагает начать реализацию более грандиозных планов по строительству инфраструктуры, способной облегчить этим странам выход к европейским рынкам.
"Европа является постоянным и верным потребителем каспийской нефти и останется таковым еще надолго", – подчеркнула азербайджанский эксперт.
По ее мнению, намерения Казахстана экспортировать часть своей нефти через Азербайджан – разумный и обусловленный реалиями шаг.
"Азербайджан, который реализует важные энергетические проекты, сегодня успешно экспортирует энергоносители, в частности газ, в Европу. Являясь обладателем современной транспортной инфраструктуры, такой как нефтепровод Баку – Супса и Баку – Тбилиси – Джейхан, Азербайджан безопасно и гарантированно осуществляет поставки нефти", – отметила собеседница.
При этом она уточнила, что если по первому нефтепроводу (Баку – Супса) возможно перекачать 7,2 млн тонн в год, то по другому азербайджанскому трубопроводу, Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД), в Турцию и на мировые рынки возможно транспортировать более 50 млн тонн нефти в год. Эксперт из Баку напомнила, что эффективность трубопровода со времени своей деятельности возросла с 75 до 99,9 процента.
"Начав сегодня диверсификацию нефти, особенно через Азербайджан, Казахстан обеспечит себе длительную и безопасную поставку своих энергоносителей на европейские рынки на перспективу", – считает Ханкишиева.
Другой азербайджанский эксперт по нефти и газу, Кама Мустафаева в интервью inbusiness.kz по телефону заметила, что даже такой небольшой объем в полтора миллиона тонн дает национальной компании "КазМунайГаз" "гибкость в регулировании своих экспортных потоков".
"Для SOCAR и оператора БТД полтора миллиона тонн, которые упоминаются в сообщении агентства, – это дополнительные объемы для заполнения трубопровода, в котором есть неиспользованные мощности", – сказала Мустафаева.
Она отметила, что практически нет простоев в конечной точке трубопровода – в турецком порту Джейхане (на Средиземном море) из-за штормов и непогоды, как на Черном море в порту Новороссийска.
"Из Джейхана нефть попадает на выгодные высоколиквидные площадки и может продаваться с премией или по контрактам с покупателями, для которых ее характеристики привлекательны", – аргументировала собеседник.
На вопрос inbusiness.kz относительно разницы в качестве казахстанской и азербайджанской нефти, о чем часто упоминается в качестве минуса, то, по словам Мустафаевой, оператор трубопровода BP (British Petroleum) не раз говорил, что есть параметры смешения и есть банк качества.
"До определенных объемов казахстанской нефти смесь не отразится на качестве при смешении. А если речь идет о тенгизской нефти, то она легкая и светлая, а содержание серы решается за счет банка качества", – отметила Мустафаева.
Задача поставлена – переговоры об альтернативе ведутся
Тем временем на официальный запрос inbusiness.kz в национальной компании "КазМунайГаз" не подтвердили точно, что ведутся переговоры именно с SOCAR по использованию казахстанской нефти по БТД.
"КМГ в настоящее время, помимо экспорта нефти через систему Каспийского трубопроводного консорциума, доступны альтернативные маршруты, такие как Атырау – Самара, а также в направлении Китая через трубопровод Казахстан – Китай, через порт Актау (Махачкала/Баку). Вместе с тем компанией ведется дополнительная работа по диверсификации транспортных маршрутов нефти. Все возможные альтернативные маршруты транспортировки нефти в настоящее время находятся в стадии проработки", – говорится в ответе пресс-службы нацкомпании.
Напомним, что после ряда остановок прокачки казахстанской нефти по системе КТК глава государства Касым- Жомарт Токаев дал правительству поручение проработать альтернативные маршруты, в частности Транскаспийский.
В свою очередь, комментируя сообщение Reuters о поставках уже с сентября текущего года полутора миллионов тонн по трубопроводу БТД через Азербайджан, министр энергетики РК Болат Акчулаков заявил, что пока таких планов у республики нет.
"Я тоже прочитал эту новость. Я не думаю, что мы будем сегодня подписывать соглашение о транспортировке нефти (по БТД). Эти вопросы, наверное, обсуждаются технически на уровне нацкомпаний, потому что такая задача стоит, но речь не идет о подписании соглашения по отгрузке нефти в сентябре", – ответил министр в пятницу в ходе брифинга в рамках своей поездки в Атыраускую область.
Болат Акчулаков назвал смешным указанный агентством Reuters объем в полтора миллиона тонн, так как это не помогло бы республике решить проблему с экспортным направлением.
По его словам, сегодня главная задача – сохранить бесперебойную работу КТК, по которому на мировые рынки уходит порядка 80 процентов всей добываемой в Казахстане нефти.
Ранее в публикации inbusiness.kz от 3 августа министр сообщал, что нефть с западных месторождений Казахстана продолжает поступать на мировой рынок по системе КТК, которая, к слову, наиболее экономически и технологически приемлема для нас и нефтедобывающих компаний. Напомним, что в начале июля было оглашено решение Росприроднадзора о приостановке транзита нефти по КТК на 30 дней.
"Приморский суд дал руководству КТК крайний срок в сентябре предоставить им отчет по принятым мерам в плане соблюдения экологических требований. Мы работаем сейчас над подготовкой необходимых документов", – сказал тогда г-н Акчулаков.
При этом он заметил, что министерство продолжает проработку альтернативных маршрутов. Наиболее приемлемые варианты – на восток, а именно в сторону Китая, и морские перевозки по Каспию.
"Мы намерены увеличить объем поставок нашей нефти в сторону Китая, если партнеры согласятся покупать наши дополнительные объемы. У нас есть трубопровод Казахстан – Китай и возможность поставлять по нему еще 8,5 миллиона тонн нефти дополнительно к нынешним объемам в 11,5 миллиона тонн", – сообщил ранее министр.
По его информации, на переговоры с китайскими покупателями потребуется около года. Что касается второго альтернативного маршрута – через Каспий, то на это уйдет не менее пяти лет, так как необходимо закупить танкеры, вложиться в восстановление перемычки к трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан и договориться с его акционерами о конкретных объемах поставок.
"Пока по Каспию мы отправляем около 2,5 миллиона тонн нефти до Махачкалы, хотя есть планы увеличить этот объем до 5 миллионов", – отметил тогда глава минэнерго.
Кульпаш Конырова