RU KZ
«Азия Авто» рассчитывает на переговоры с МИИР по соглашению о промсборке

«Азия Авто» рассчитывает на переговоры с МИИР по соглашению о промсборке

16:39 15 Май 2020 19244

«Азия Авто» рассчитывает на переговоры с МИИР по соглашению о промсборке

Автор:

Айгуль Тулекбаева

Об этом сообщил гендиректор «Азия Авто Казахстан» Ержан Мандиев.

Напомним, что МИИР заявило, что расторгает соглашение о промсборке с предприятиями АО «Азия Авто» и АО «Азия Авто Казахстан» из-за неисполнения ими обязательств.

«Мы рассчитываем в ближайшее время по мере того, как снимаются ограничения по передвижению по Казахстану, оказаться в Нур-Султане, чтобы провести ряд необходимых встреч, поскольку эта ситуация с коронавирусом серьезным образом создала проблемы с коммуникациями. Для себя мы понимаем, что отзыв и прекращение действий такого документа, который, по сути, определяет судьбу предприятий, должны обсуждаться предварительно. Чтобы обе стороны были выслушаны, чтобы упреки и претензии, если они есть, были высказаны. Такой возможности у нас пока не было», – сказал Ержан Мандиев в прямом эфире на странице «БИПЭК АВТО» в Instagram.

Завод ориентирован на массовый продукт – производство доступных легковых автомобилей для нужд Казахстана и соседних рынок ЕАЭС.

«Задержка проекта объективно отражает текущую ситуацию, и откровенно говоря, нам и в голову не могло прийти построить некое бутафорское производство, которое можно было бы просто показывать и получать льготы, в чем нас сегодня упрекают», – говорит он.

Сколько вложили в строительство завода?

В целом, по данным компании, в проект – строительство нового завода – было вложено $74 млн. Он пояснил, из чего сложилась эта сумма. Сюда входят нематериальные активы, а именно права на технологию, техдокументацию, права на товарные знаки, на что ушло около $20 млн, здания и сооружения – порядка $38 млн, оборудование, техсредства – $10 млн и остальное – налоги, зарплата и другое.

«Это то, что касается бухучета. А то, что на картинке несколько ангаров выглядят недостаточно эффектно, но мы ведь не для видимого эффекта все это делали, а для развития проекта. Это 20 тыс. квадратных метров. (…) Инвестиции делались в разные периоды, и, соответственно, если их считать и переводить на текущие курсы, то мы выйдем на $74 млн», – говорит он.

Проект предполагает поэтапное строительство. На первом этапе это цеха сварки и окраски мощностью 60 тыс. единиц с перевозкой кузовов на действующий конвейер «Азия Авто», который позволяет производить порядка 80 тыс. авто в год.

В какую сумму оцениваются льготы?

«Мы льготы получали на протяжении длительного времени, курс тенге колебался, мы перевели льготы из тенге в доллары по курсу тех периодов и получили $374 млн – это освобождение от НДС и пошлин в 2002-2019 годах и помощь государства в 20 млн на строительство инфраструктуры. Любой профессионал скажет, это не те деньги, которые можно положить в карман», – говорит он, отмечая, что эти средства давали преимущество перед конкурентами, которое выражалось в конкурентоспособных ценах.

В обмен на льготы компания выплатила в бюджет государства $511 млн, а это на 37% больше. По словам гендиректора автосборочного завода «Азия Авто» Ерика Сагымбаева, предприятие при этом не было освобождено от соцналогов, налогов на землю, имущество, КПН.

По словам Ержана Мандиева, проект не финансировался БРК.

«В нашем проекте, кроме 20 млн долларов, которые акиматом были вложены по дорожной карте бизнеса на инфраструктуру, нет ни копейки госденег», – говорит он.

Разрыв соглашения с ведомством несет за собой лишение некоторых преференций.

«На первый взгляд, выглядит таким образом, что ввоз готовых автомобилей с уплатой всех сборов будет дешевле, чем сохранять производство в Казахстане с уплатой этих всех налогов», – говорят в компании.

Почему не экспортируют в Россию?

Задавали вопросы по экспорту. На что в компании заявили, что экспортировать в Россию им не позволяет регламент ЕАЭС.

«Когда казахстанские авто могут начать экспортироваться в РФ? Ровно тогда, когда будет запущена сварка и окраска на новом производстве. Именно в этот момент они будут признаны казахстанскими и получат свободный доступ на российский рынок», – ответили в компании.

Говоря о продажах за рубеж, Ерик Мандиев добавил, что у «Азия Авто» есть опыт поставки более 1 тыс. автомобилей в Китай. До 2017 года они вывозили, пока в 2018 году КНР не ввела нетарифный барьер.

«Сейчас темпы развития проекта зависят от того, как будут развиваться казахстанский и соседние авторынки, как быстро они будут восстанавливаться. Автомобильные рынки в период карантина сократились. Достаточно сказать, что 19 наших локаций, все автоцентры были закрыты. Мы не могли продавать автомобили, иметь выручку», – говорит он.

Отвечая также на критику в соцсетях, Мандиев сообщил, что компания не будет инвестировать в локализацию двигателей, в этом нет целесообразности, иначе автомобили повысятся в цене.

О зарубежных инвестициях

За 2002-2019 годы 14% инвестиций, или $72 млн, пришлись на Россию. Совместно с АвтоВАЗом было создано СП, а это 19 автоцентров в 12 регионах России.

«Мы с удовольствием решили попробовать силы на их площадке, все автоцентры вышли на самоокупаемость, приносят деньги. Это не убыточная инвестиция. Главная идея была в создании плацдарма для экспорта нашей продукции с нашего нового завода, это не красивые слова, а реальность», – говорит он. Сегодня это предприятие является 100% «дочкой» «БИПЭК АВТО».

Также он рассказал о том, как создавалась компанией логистика, был закуплен транспорт в виде вагонов, фур и авто, социальная инфраструктура в виде санатория «Рахмановские ключи».

Напомним, группа компаний «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» ранее обратилась к правительству с просьбой решить создавшуюся ситуацию вокруг расторжения соглашения с МИИР. В состав группы входят сервисно-сбытовые сети в Казахстане и России, казахстанский автосборочный завод «Азия Авто», строящийся автомобильный завод полного цикла «АЗИЯ АВТО Казахстан». В числе направлений деятельности холдинга – строительные подразделения (департамент строительства АО «БИПЭК АВТО Казахстан», Россика Пласт), собственные туристические площадки (санаторий «Рахмановские ключи», курорт «Нуртау»).

Айгуль Тулекбаева