/img/tv1.svg
RU KZ
Путь акима Байбека: что сделал и за что получал критику

Путь акима Байбека: что сделал и за что получал критику

Бауыржан Байбек, переназначенный главой Алматы, на этом посту 3 года и 10 месяцев.

19:10 17 Июнь 2019 7161

Путь акима Байбека: что сделал и за что получал критику

Автор:

Елена Тумашова

Фото: Максим Морозов

«Надо быть хозяином города, Бауыржан», – эту фразу аким Байбек услышал в свой адрес 16 февраля 2016 года от Нурсултана Назарбаева. В тот день Президент страны (ныне – Первый Президент. – Ред.) провел в Алматы совещание, на котором, помимо всего прочего, говорил о машинах, загазовывающих Шымбулак и подъезжающих вплотную к высокогорному катку «Медео», о строительстве высоток выше проспекта Аль-Фараби и зданий возле городских рек.

Как проявил себя аким в этом качестве за три года и десять месяцев? Что делал и о чем говорил за это время? Inbusiness.kz проследил.

Транспортное преображение города – это, пожалуй, лейтмотив деятельности г-на Байбека в качестве главы мегаполиса. И это же одновременно та сфера, решения в которой вызывают наибольшее недовольство жителей города.

«Алматинцы, в принципе, готовы пересесть на общественный транспорт», – говорил градоначальник в феврале 2017 года на отчетной встрече с населением города. Уточняя при этом: в том случае «если экономится время, если будут качественные автобусы, если будет хороший сервис и автобусы будут ездить по графику».

Менять сознание горожан, все еще мыслящих категориями прошлого (машина – это признак статусности), градоначальник старался с помощью новой парадигмы: общественному транспорту – приоритет.

Поэтому выделенные полосы для общественного транспорта на крупных улицах и проспектах города, запуск системы электронного билетирования «Онай» взамен валидаторов, повышение качества общественного транспорта (в частности, пополнение автопарка новыми автобусами). Также реализуемый проект BRT (скоростной автобусный транспорт), введение одностороннего движения на ряде улиц, строительство новых станций метро, преобразование улиц, в частности улицы Панфилова, в пешеходные зоны, платные парковки взамен «непрошенных парковщиков» на обочинах.

Все эти проекты призваны преобразовать инфраструктуру города и сделать мегаполис удобным для его жителей. Однако в то же время они стали «благими мерами», вызывающими недовольство.

Например, предприниматели – владельцы заведений питания, магазинов – жаловались на то, что проводимые транспортные реформы и дорожные работы приводят к убыткам, поскольку посетители не могут попасть в заведения, автомобилисты не могут оставить свои авто вдоль обочины из-за новой разметки улиц и запрета на парковку (более того, это вызвало проблемы и в том смысле, что затруднило подъезд и для служебных авто, на которых, например, привозят товар для бизнеса). А, например, проект BRT, реализуемый в частности на улице Тимирязева, вызвал крику многих горожан, поскольку выбранная улица оказалась слишком узкой для такого проекта и это вызывает затруднение движения транспорта по ней.

Например, предприниматели – владельцы заведений питания, магазинов – жаловались на то, что проводимые транспортные реформы и дорожные работы приводят к убыткам, поскольку посетители не могут попасть в заведения, автомобилисты не могут оставить свои авто вдоль обочины из-за новой разметки улиц и запрета на парковку (более того, это вызвало проблемы и в том смысле, что затруднило подъезд и для служебных авто, на которых, например, привозят товар для бизнеса). А, например, проект BRT, реализуемый в частности на улице Тимирязева, вызвал крику многих горожан, поскольку выбранная улица оказалась слишком узкой для такого проекта и это вызывает затруднение движения транспорта по ней.

В транспортной сфере важным этапом стало исчезновение трамвая как вида городского транспорта. Это произошло после нескольких дорожно-транспортных происшествий с участием вагонов. После аким говорил о плохом состоянии этого вида транспорта в Алматы. Так, например, на предпринимательской конференции в 2016 году он сообщил, что из 12 остававшихся в депо трамваев в нормальном состоянии только семь и что рельсовые пути в крайне изношенном состоянии. Нужно сказать, что горожане выражали большое несогласие с решением акимата, что также можно отнести к непопулярным решениям акима. 

Новое слово – легкорельсовый транспорт (LRT). В январе этого года стало известно, что определены потенциальные частные партнеры для этого проекта – комиссия отобрала кандидатов, прошедших квалификационный отбор. Участниками первого этапа конкурса, объявленного в августе 2018 года, стали компании из Испании, Китая, Турции, Франции и Японии. Ранее, когда проект еще обсуждался, аким, говоря о валютных рисках и поиске инвестора, отмечал, что, как руководитель города, он должен думать о том, чтобы не посадить бюджет в долговую яму. Общая сумма проекта – 130 млрд тенге.

Решение проблемы пробок не через строительство транспортных развязок – еще один принцип «транспортной реформы».

«Ключевая наша задача, особенно в условиях ЕАЭС, открытых рынков, – это создание инфраструктуры. Вы знаете, только за последние 10 лет 30 развязок было построено, еще несколько мы завершаем, но мы от этого принципа отходим к тому, что будем выдавливать частный транспорт», – сказал аким в марте 2017 года на ежегодной конференции предпринимателей в Алматы.

К слову, называлась сумма, которую потратили на строительство 30 транспортных развязок, более 300 млрд тенге.

В ноябре прошлого года, выступая на Almaty Invest Forum, аким сообщил, что в ближайшее время завершится строительство трех развязок, в итоге будет сформировано малое транспортное кольцо. Также началось строительство Большой алматинской кольцевой дороги; стоимость проекта – около 1,4 млрд долларов, плюсы, которые получит город, – сокращение транспортной нагрузки почти на 40 тыс. автомобилей в сутки и усиление позиций Алматы в качестве логистического хаба в транспортном коридоре «Западная Европа – Западный Китай».

Отметим также, что в начале июня открылось движение по одной из новых развязок.

«Cегодня открыли движение в западном направлении на новой развязке Рыскулова – Кульджинский тракт. Через месяц движение откроется и в восточном направлении», – прокомментировал в своем аккаунте в Instagram глава мегаполиса. Кстати, свою страничку в этой социальной сети г-н Байбек открыл незадолго до этого – в середине мая.

Из последних транспортных предложений градоначальника – запуск сервиса проката электросамокатов OZIM SCOOTERS: горожане смогут брать в поминутную аренду это средство передвижения. В городе появятся 35 станций, на которых будет 300 двухколесных. Проект реализуют частные инвесторы.

Однако город должен стать не только комфортным для местных жителей и привлекательным для инвесторов, но и интересным для туристов. В 2017 году градоначальник озвучивал такие данные: каждый второй иностранный турист, приезжающий в Казахстан, посещает Алматы, при этом общее количество зарубежных гостей в мегаполисе не превышает 500 тыс. в год. В Кыргызстане между тем ежегодно бывает около 2 млн иностранцев; Алматы мог бы переманивать 200-300 тыс. туристов, и это дало бы толчок развитию туризма.

В 2016 году Бауыржан Байбек предложил инвестировать в трех- и четырехзвездочные гостиницы. На рынке, по его словам, присутствуют две крайности: с одной стороны – отели сегмента люкс, с другой – очень дешевые места размещения, где о качестве, которого ждут иностранные гости, говорить не приходится. Турист, приезжающий из-за рубежа, ищет гостиницу, расположенную в безопасном районе, чистый номер и хороший завтрак. Излишества не нужны. А у нас сначала открывают отели в пять звезд, а потом думают о трех- и четырехзвездочных гостиницах. Между тем именно за такими отелями будущее, большее количество туристов можно привлечь за счет оборачиваемости.

Безусловно, привлечению туристов способствует проведение мероприятий мирового масштаба. Например, Алматы принимал 28-ю Всемирную зимнюю Универсиаду. Градоначальник отметил, что проведение этих игр внесло вклад в развитие города: в Алатауском районе появилась мощная инфраструктура, дороги и социальные объекты; более полутора тысяч субъектов малого и среднего бизнеса получили работу; было создано более 30 тыс. рабочих мест; сумма уплаченных налогов превысила 9,2 млрд тенге.

Однако другой проект – строительство горнолыжного курорта «Кок-Жайлау» – вызывает у многих горожан далеко не столь позитивные эмоции. В апреле этого года аким все же предложил «еще раз доработать и отложить» его реализацию. Хотя до этого, в частности в декабре прошлого года, высказывал мнение, что это экологически чистый проект, не химический завод и что «нам пытаются навязать заблуждение о его вреде».

Еще одну порцию критики г-н Байбек получил из-за ограничения проезда от «Медео» на Шымбулак в 2016 году, когда горожанам запретили передвигаться по этому маршруту на личных автомобилях. Комментируя историю со шлагбаумом, аким признал, что были недовольные этим решением, были эмоции, однако посчитал весомым аргумент о количестве посетителей – оно увеличилось вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Еще к вопросу привлечения туристов. В ноябре 2017 года аким сказал фразу, которая вызвала желание многих проверить ее на практике. Руководитель мегаполиса отметил, что девальвация, изменившая стоимость доллара, теперь позволяет иностранцам «вкусно покушать в ресторане в Алматы за 500 тенге». Некоторые заведения питания решили на волне «дружеского троллинга» завлечь к себе посетителей.

Продолжая тему развития МСБ, отметим, что аким высказывал мнение о том, что необходимо поддерживать малый бизнес. Большие компании и заводы важны, но если создать условия для небольших предприятий (в которые собственник вложил миллион-два тенге), то и крупным будет удобно и комфортно работать – квинтэссенция мысли акима. Малые предприятия – это новое лицо экономики города, считает он. При этом особое внимание нужно уделять торговле, поскольку Алматы – несырьевой город. На 86% (по данным на 2016 год) экономика мегаполиса состоит из торговли, строительства, сервиса, банковских и страховых услуг.

В 2015-2016 годах актуальным был вопрос рекламных билбордов формата три на шесть метров. За запрет на размещение на улицах города баннеров такого формата выступили депутаты городского маслихата. Судебное противостояние бизнеса и власти завершилось сносом рекламных щитов, оказавшихся вне закона, и убытками для предпринимателей. По этому поводу аким отметил, что это нашло огромную поддержку в соцсетях, и что в кризис компании начинают экономить на рекламе, из-за чего 60-70% баннеров будут выглядеть как заборы, висящие в воздухе. Притом что билборды приносят только 18% рекламы, то есть на налоговых поступлениях в бюджет города их ликвидация отразится не сильно.

«Моя задача – не нравиться. Моя задача – делать город лучше», – ответил на критику этого решения аким.

Запомнился градоначальник и своей «борьбой» с заборами – по программе «Город без заборов». Эта программа нацелена на формирование открытой городской среды, пояснил г-н Байбек необходимость демонтажа ограждений.

«Заборы не спасают от преступности. В век современных технологий эту задачу эффективно решают видеонаблюдение, освещение и, конечно, эффективная работа правоохранительных органов», – аргументировал он позицию городских властей в этом вопросе.

Что касается экономических вопросов, то одно из последних нововведений – в городе планируют запустить «Бюджет участия», который призван сделать бюджет открытым.

Бауыржан Байбек: история

Назначение акимом Алматы Бауыржан Байбек получил 9 августа 2015 года. На этом посту он сменил Ахметжана Есимова (который, к слову, тогда был переведен на должность главы «Астана Экспо-2017», а акимом города служил с апреля 2008 года).

В должность акима г-н Байбек заступил с позиции первого заместителя председателя партии Nur Otan, в коей находился с января 2013-го. До этого был заместителем руководителя Администрации Президента Республики Казахстан (с 2009 года), шефом Протокола Президента РК (с 2006 года), занимал различные должности в Администрации Президента РК (с 2002 года). Из интересных фактов биографии: имеет три высших образования – педагогическое, внешнеэкономическое и музыкальное. Дипломатический ранг – советник I класса. Находился на дипломатической службе в Генконсульстве и посольстве Казахстана в Федеративной Республике Германия.

Отметим, что указ о назначении Бауыржана Байбека акимом города Алматы Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал 17 июня.

Елена Тумашова

Полигон отходов ТЭЦ-2: красота, которая убивает. Специальный репортаж inbusiness.kz

Плантации золошлаковых отходов экологи называют катастрофой в черте города. Но что известно об опасном полигоне Алматинской тепловой электроцентрали № 2?   

24 Сентябрь 2020 09:28 19028

Фото: Максим Морозов

Корреспонденты inbusiness.kz побывали на плантациях угольных отходов Алматинской ТЭЦ-2. Об опасности и постапокалиптической красоте этого места – наш специальный репортаж.

Часть I. Угольная зола

Большинство алматинцев не знают, что в черте города на площади примерно 360 га складируются миллионы тонн отходов от сжигания угля. Это называется золоотвалами. Вокруг золоотвалов построены жилые дома, а некоторые строения находятся прямо в зоне полигона, где ТЭЦ-2 уже много лет складирует золу.

Время от времени жители домов, находящихся вблизи ТЭЦ-2, становятся героями новостных сюжетов. Они в красках рассказывают журналистам, как их накрывает черной пылью и как из-за этого начинаются проблемы со здоровьем. 

Конечно, соседство с работающей на угле ТЭЦ не самый лучший выбор жилья. Раньше строить и жить рядом с ТЭЦ было запрещено санитарными нормами.

Если искать через Google, задав в поисковике «класс опасности ТЭЦ», то, по разным источникам, тепловые электростанции (эквивалентной электрической мощностью менее 600 мВт, использующие в качестве топлива уголь и мазут) относятся либо к I, либо ко II классу опасности, с санитарно-защитной зоной, соответственно, либо 1000 м, либо 500 м. Золоотвалы теплоэлектростанций относятся к III классу, с санитарно-защитной зоной в 300 м.

Между тем в 1974 году, когда было начато строительство Алматинской ТЭЦ-2, территория не входила в городскую черту и домов рядом не было. Теперь ТЭЦ-2 находится в городе и рядом строятся дома.

«Ежегодно на Алматинской ТЭЦ-2 сжигается 2 млн тонн угля. Образуется около миллиона тонн золы. Золу хранят на золоотвалах», – рассказал Газий Исмухамбетов, управляющий директор по производству и главный инженер «Алматинских электрических станций».

2 млн тонн угля и 1 млн тонн шлака и золы… И это ежедневно. Что значат эти цифры? Если за сутки работы ТЭЦ сжигает 2 млн тонн угля, а на выходе получает 1 млн тонн отходов, это говорит о том, что уголь используется низкого качества, с очень высокой зольностью, и для захоронения такого количества отходов необходима огромная площадь.

Мало кто разбирается во всех экологических и технологических тонкостях сжигания угля и утилизации отходов.

«Мы находимся в опасном месте», – предупреждают нас сотрудники ТЭЦ.

Но смотришь вокруг и… никакой опасности не видишь.

Это место даже завораживает своей постапокалиптической красотой. И воздух кажется чистым, и небо голубым, и травка зеленой…

Издалека это идиллическое место для прогулки или пикника.

Потенциально золоотвалы вредны для здоровья людей и экологии в принципе. Особую опасность представляет «летучее состояние» золы в виде мелкой черной пыли (опять же по некоторым данным, угольная зола более радиоактивна, чем ядерные отходы). Чтобы не было пыли, зола транспортируется по золопроводу смешанная с водой.

Хотя некоторые местные жители называют это место мокрым золоотвалом, специалисты предпочитают термин «гидрозолоотвал».

Гидрозолоотвал похож на голубое озеро. Но если подъехать ближе, то голубую воду уже не замечаешь, в глаза бросаются желтые трубы, из которых льется черная смесь.

Часть II. Бесполезная свалка ТЭЦ-2

Как рассказали специалисты, золоотвал ТЭЦ-2 работает с 2004 года, его общая площадь – 361 га. Золоотвал делится на две секции – гидрозолоотвал № 1 общей площадью 161 га и золоотвал № 2 сухого складирования общей площадью 200 га. Такая система утилизации золы и шлаков называется «комбинированное складирование золошлаковых отходов».

На этой огромной территории нельзя строиться, нельзя вырастить яблоневый сад, нельзя гулять и даже проходить мимо.

Золоотвал № 1 овражного типа находится на расстоянии 1 км от ТЭЦ-2, и он также делится на две секции – одна временно законсервирована, а вторая в эксплуатации.

В эксплуатации – это куда из труб льется черная смесь, издали эта часть похожа на озеро, потому что залита водой.

Законсервированный золоотвал на первый взгляд выглядит как обычный луг – много травы, кое-где она колосится. Но здесь под слоем земли лежит зола. Эта зола будет лежать год или два, а потом ее откопают и перевезут на золоотвал сухого складирования. И там также под слоем земли зола может храниться годами. Этот процесс называется «рекультивация».

«Консервационный слой считается временным укрытием. А рекультивационный – уже как постоянный, его даже можно засеять сельхозкультурами», – объясняет Антон Арзюков, главный специалист отдела капитального строительства «АлЭС».

Сверху колосится трава, а под ней… утрамбованная зола.

Технологически этот процесс происходит так: насыпается 30 см золы, затем все утрамбовывается катком, потом еще 30 см и опять каток, и такие «штабеля» укладываются много-много раз.

«Высота слоев достигает 8-10 метров. Площадка выглядит как усеченная пирамида, то есть внизу как чаша, а сверху усеченная пирамида. Это по требованиям сейсмики», – рассказал Арзюков.

«Все наши проекты проходят экологическую экспертизу, мы все делаем в соответствии с законом», – добавляет Газий Исмухамбетов.

Рекультивация угольной золы в год обходится порядка в 1-2 млрд тенге. Но проблема даже не в этом. Золоотвал почти переполнен, и расширяться некуда. А без золоотвалов работа ТЭЦ может остановиться.

«Для хранения золы осталась последняя площадка – порядка 24 га. Когда отвал переполнится, а это примерно один цикл (примерно три года. – Прим. ред.), хранить золу будет негде, и ТЭЦ прекратит свою работу», – говорит Арзюков.

До 2024 года эту проблему городу придется как-то решить.

Решений, по словам специалистов, всего два – перевести ТЭЦ на газ либо новую территорию превратить в свалку отходов ТЭЦ.

Понятно, что второй вариант мало кого устроит и очень сильно будут возмущены экологи и экоактивисты.

Часть III. Деньги вместо золы

Есть еще один способ утилизации угольной золы, очень популярный во всем развитом мире, но не в Казахстане.

Золошлаковые отходы являются достаточно качественным и, главное, дешевым минеральным сырьем. Их широко используют в строительстве и производстве строительных материалов – при производстве цемента, бетонов, строительных растворов и блоков, а еще в дорожном ремонте и строительстве.

В Германии и Дании вся угольная зола используется в производстве строительных материалов. В Германии вообще запрещено сооружать золоотвалы. 

В Казахстане тоже зола перерабатывается, но очень мало. В этом году ТЭЦ-2 смогли продать всего 50 тонн золы.

«В прошлом году и в этом раза четыре или пять обращались к нам касаемо предложений по покупке золы, – рассказал Серик Калиев, управляющий директор по развитию и трансформации «АлЭС». – Даже приходили представители японских фирм – у них очень большая проблема с землей, и покупку золы они рассматривали с точки зрения увеличения площадей припортовых зон, то есть так называемых пирсов.  Были предложения и от казахстанских компаний».

Местные компании, как рассказал Калиев, планировали использовать угольную золу для покрытия автомобильных трасс, еще одна компания хотела построить комбинат на территории сухого золоотвала по переработке золы в строительные материалы. 

«Но это все остается на уровне предложений. Приезжают делегации, мы проводим переговоры, но дальше разговоров дело не идет. Я не могу понять почему. Может быть, состав нашей золы не тот», – говорит Калиев.

Как говорят энергетики, все дело в законе. У нас законодательно не прописано использовать угольную золу. Чтобы изменить ситуацию, нужно изменить законодательную базу.

Так поступили, к примеру, в Индии – внесли изменения в законы страны, и более 70% отходов от сжигания угля применяется в строительной индустрии. Это, к слову, сразу увеличило темпы застройки и потоки зарубежных инвестиций в страну.

Сейчас энергетики больше говорят о переводе ТЭЦ-2 на газ. Это улучшит экологию в городе, и золоотвалы будут не нужны. А если всю угольную золу, накопленную за годы работы ТЭЦ, получится продать, то на месте золоотвалов могут быть два небольших искусственных озера, а территорию вокруг можно превратить в парк, и тогда опасное место станет безопасным и приобретет совсем другую красоту… не постапокалиптическую.

Перевод ТЭЦ на газ энергетики оценивают в 98 млрд тенге. Плюс подключение газопровода – это примерно еще 15-20 млрд. По времени постепенный перевод ТЭЦ на газ займет несколько лет, и к 2024 году могут не успеть.

«Всего на ТЭЦ-2 восемь котлов. В год планируем переоборудовать по одному котлу. Хотя в дальнейшем, может быть, получится по два или три котла переделать за один год. Все зависит от финансирования», – говорит Серик Калиев.

Катерина Клеменкова

Подпишитесь на наш канал Telegram!

Ботанический сад города Алматы. Итоги реконструкции

За три месяца после открытия его посетили 210 000 горожан и гостей города.

19 Сентябрь 2020 08:37 2625

Фото: Максим Морозов

Больше года длилась масштабная реконструкция в главном Ботаническом саду нашей страны. С 15 июня, с момента открытия сада после реконструкции, по его обновленным дорожкам прогулялись более двухсот тысяч горожан, сделав его одним из самых популярных мест для отдыха и прогулок.

«У нас двойственные чувства от завершения реконструкции и передачи построенных объектов Институту ботаники и фитоинтродукции», – рассказал Марат Айтмагамбетов, директор Фонда Булата Утемуратова, реализовавшего данный проект. – С одной стороны, вся наша команда очень «прикипела» к саду, и нам грустно от того, что проект закончился. С другой стороны, мы гордимся тем, что реализовали его и сделали такой замечательный подарок алматинцам. Очень надеемся на то, что гости будут бережно относиться к саду. В это непростое лето, во время ограничений в период пандемии, сад стал отдушиной для горожан, у которых была возможность провести здесь время с семьей, на свежем воздухе, в уголке природы, в самом центре шумного города»

Посетителям пришлись по душе обновления в самом большом ботаническом саду страны. Он стал более популярным местом для прогулок.

Фотографы и художники облюбовали новые локации для своих творений. Ежедневно сюда приходят любители пейзажного творчества и те, кто хочет запечатлеть себя на фоне цветов и природы.

Пожалуй, самым популярным местом в ботаническом саду стал тенистый пруд, где живут лебеди. Грациозные птицы стали настоящими любимцами посетителей всех возрастов. В нескольких прудах Ботанического сада живут большие популяции японского карпа.

Но главной задачей Ботанического сада была и остается научная работа. Планами работы Института ботаники и фитоинтродукции, в чьем ведении находится сад, поделилась директор Гульнара Ситпаева.

«Мы планируем расширить научную деятельность, в частности, провести интродукционный анализ около 500 новых растений, высаженных в рамках реконструкции, чтобы выявить перспективные сорта и виды для озеленения Алматы и других городов страны. Будем проводить испытания новых древесно-кустарниковых пород, многолетников, создавать опытные питомники по разработке технологий ускоренного размножения. Для досуга посетителей планируем ввести обширную культурно-просветительскую программу. В планах – ремонт оранжереи, ярмарка растений, проведение обучающих и развивающих мастер-классов, организация музыкальных вечеров под открытым небом и художественных выставок. А для комфорта посетителей, поддержания порядка и общественной безопасности уже увеличен штат охраны и административного персонала павильонов».

Во время реконструкции особое внимание было уделено людям с ограниченными возможностями и пожилым посетителям. Для удобства этих категорий граждан на 250 новых скамеек были установлены специальные поручни, облегчающие отдых.

Теперь в Ботаническом саду можно спокойно гулять и в вечернее время. Для освещения дорожек было установлено 1500 низовых фонарей.

Через 130 видеокамер сотрудники охраны пристально следят за порядком на территории, что помогает посетителям чувствовать себя безопасно.

Новый, южный партер, появился в саду благодаря обновлению. На месте огромного пустыря был возведен входной павильон. Проложены новые пешеходные дорожки, построены несколько прудов и оборудована большая зона для отдыха.

Для загара теперь можно удобно расположиться на скамьях-шезлонгах.

В северной части сада возведены перголы, которые со временем оплетутся вьющимися кустарниками.

А вот пергола в южной части сада уже радует посетителей своей зеленью, став местом селфи-сессий для гостей.

Работы на полях разнотравий и в «лесной» части сада не прекращаются. Сотрудники борются с сорняками, выпиливают сухие ветви и больные деревья.  

Сухой фонтан у северного партера радует посетителей прохладой в жаркую погоду. Дети с удовольствием бегают между его струй даже сейчас, в сентябрьские дни.

Похвастаться разнообразием обитателей сад, конечно, не может. Но множество белок, различные виды птиц, разнообразие бабочек и других насекомых, наверняка, порадуют и любителей фауны.

Целью проекта реконструкции стало бережное восстановление ботанического сада с сохранением целостности и самобытности его территории, модернизацией инфраструктуры и приумножением зеленого фонда. Общая стоимость проекта составила $15 млн.

В рамках реконструкции в саду высажено 174 000 новых растений, включая редкие виды и эксклюзивные сорта. Посажено более 1 300 новых деревьев различных видов и сортов.  

Восстановлена система орошения и полива – пробурены две новые артезианские скважины мощностью 40 кубометров в час каждая. Восстановлена работа и произведена модернизация двух имевшихся скважин, что позволило увеличить их производительность с 20 до 25 кубометров в час. Протянут новый водозабор от реки Керенкулак, который позволил увеличить объем воды еще на 600 кубометров в сутки.

Обновлена арычная сеть длиной 13 километров. Проложены системы капельного орошения и автоматического полива. Реконструированы шесть прудов.

На территории сада построено несколько туалетов. На аллеях установлены фонтанчики с питьевой водой.

К сожалению, до сих пор для посетителей приходится устанавливать такие вот запрещающие таблички.

«Мастера народного творчества» не могут не оставить после себя подобных произведений даже там, где растения находятся под охраной.

И даже у «отеля» для насекомых, сооруженного для самых маленьких обитателей сада, не обошлось без запрещающей надписи. Впрочем, это мало помогает – множество из отверстий, в домиках для насекомых закрыты опавшими желудями.

А в прудах у северного партера тем временем буйство водяных лилий. Белые, желтые. красные цветы плавают на поверхности пруда среди своих круглых листьев.

В прошлом году Ботанический сад посетило около 50 000 человек. В этом году, несмотря на то, что парк открылся для посещений лишь 15 июня, его уже посетили более двухсот тысяч горожан. К сожалению, сейчас уже рассматривается вопрос о повышении стоимости входных билетов, начиная со следующего года. Сейчас стоимость входных билетов начинается от 300 тенге для школьников и пенсионеров. «Взрослый» билет стоит 500 тенге. Если новые тарифы, предложенные руководством института, будут утверждены, то стоимость льготного билета составит 500 тенге, а билет для взрослого посетителя обойдётся в 900 тенге. Дети дошкольного возраста и люди с ограниченными возможностями смогут посещать Ботанический сад бесплатно.

Уже есть планы по новым работам в саду. Обновления ждут оранжерею института, где высажены теплолюбивые растения. Фонд Булата Утемуратова взял на себя расходы по подготовке проектно-сметной документации на реконструкцию шестидесятилетней оранжереи. Сколько будет стоить сам ремонт и кто будет его финансировать, пока неясно.

Максим Морозов

Подпишитесь на наш канал Telegram!