DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 314,56 Brent 36,55
Путь акима Байбека: что сделал и за что получал критику

Путь акима Байбека: что сделал и за что получал критику

Бауыржан Байбек, переназначенный главой Алматы, на этом посту 3 года и 10 месяцев.

17 Июнь 2019 19:10 6559

Путь акима Байбека: что сделал и за что получал критику

Автор:

Елена Тумашова

Фото: Максим Морозов

«Надо быть хозяином города, Бауыржан», – эту фразу аким Байбек услышал в свой адрес 16 февраля 2016 года от Нурсултана Назарбаева. В тот день Президент страны (ныне – Первый Президент. – Ред.) провел в Алматы совещание, на котором, помимо всего прочего, говорил о машинах, загазовывающих Шымбулак и подъезжающих вплотную к высокогорному катку «Медео», о строительстве высоток выше проспекта Аль-Фараби и зданий возле городских рек.

Как проявил себя аким в этом качестве за три года и десять месяцев? Что делал и о чем говорил за это время? Inbusiness.kz проследил.

Транспортное преображение города – это, пожалуй, лейтмотив деятельности г-на Байбека в качестве главы мегаполиса. И это же одновременно та сфера, решения в которой вызывают наибольшее недовольство жителей города.

«Алматинцы, в принципе, готовы пересесть на общественный транспорт», – говорил градоначальник в феврале 2017 года на отчетной встрече с населением города. Уточняя при этом: в том случае «если экономится время, если будут качественные автобусы, если будет хороший сервис и автобусы будут ездить по графику».

Менять сознание горожан, все еще мыслящих категориями прошлого (машина – это признак статусности), градоначальник старался с помощью новой парадигмы: общественному транспорту – приоритет.

Поэтому выделенные полосы для общественного транспорта на крупных улицах и проспектах города, запуск системы электронного билетирования «Онай» взамен валидаторов, повышение качества общественного транспорта (в частности, пополнение автопарка новыми автобусами). Также реализуемый проект BRT (скоростной автобусный транспорт), введение одностороннего движения на ряде улиц, строительство новых станций метро, преобразование улиц, в частности улицы Панфилова, в пешеходные зоны, платные парковки взамен «непрошенных парковщиков» на обочинах.

Все эти проекты призваны преобразовать инфраструктуру города и сделать мегаполис удобным для его жителей. Однако в то же время они стали «благими мерами», вызывающими недовольство.

Например, предприниматели – владельцы заведений питания, магазинов – жаловались на то, что проводимые транспортные реформы и дорожные работы приводят к убыткам, поскольку посетители не могут попасть в заведения, автомобилисты не могут оставить свои авто вдоль обочины из-за новой разметки улиц и запрета на парковку (более того, это вызвало проблемы и в том смысле, что затруднило подъезд и для служебных авто, на которых, например, привозят товар для бизнеса). А, например, проект BRT, реализуемый в частности на улице Тимирязева, вызвал крику многих горожан, поскольку выбранная улица оказалась слишком узкой для такого проекта и это вызывает затруднение движения транспорта по ней.

Например, предприниматели – владельцы заведений питания, магазинов – жаловались на то, что проводимые транспортные реформы и дорожные работы приводят к убыткам, поскольку посетители не могут попасть в заведения, автомобилисты не могут оставить свои авто вдоль обочины из-за новой разметки улиц и запрета на парковку (более того, это вызвало проблемы и в том смысле, что затруднило подъезд и для служебных авто, на которых, например, привозят товар для бизнеса). А, например, проект BRT, реализуемый в частности на улице Тимирязева, вызвал крику многих горожан, поскольку выбранная улица оказалась слишком узкой для такого проекта и это вызывает затруднение движения транспорта по ней.

В транспортной сфере важным этапом стало исчезновение трамвая как вида городского транспорта. Это произошло после нескольких дорожно-транспортных происшествий с участием вагонов. После аким говорил о плохом состоянии этого вида транспорта в Алматы. Так, например, на предпринимательской конференции в 2016 году он сообщил, что из 12 остававшихся в депо трамваев в нормальном состоянии только семь и что рельсовые пути в крайне изношенном состоянии. Нужно сказать, что горожане выражали большое несогласие с решением акимата, что также можно отнести к непопулярным решениям акима. 

Новое слово – легкорельсовый транспорт (LRT). В январе этого года стало известно, что определены потенциальные частные партнеры для этого проекта – комиссия отобрала кандидатов, прошедших квалификационный отбор. Участниками первого этапа конкурса, объявленного в августе 2018 года, стали компании из Испании, Китая, Турции, Франции и Японии. Ранее, когда проект еще обсуждался, аким, говоря о валютных рисках и поиске инвестора, отмечал, что, как руководитель города, он должен думать о том, чтобы не посадить бюджет в долговую яму. Общая сумма проекта – 130 млрд тенге.

Решение проблемы пробок не через строительство транспортных развязок – еще один принцип «транспортной реформы».

«Ключевая наша задача, особенно в условиях ЕАЭС, открытых рынков, – это создание инфраструктуры. Вы знаете, только за последние 10 лет 30 развязок было построено, еще несколько мы завершаем, но мы от этого принципа отходим к тому, что будем выдавливать частный транспорт», – сказал аким в марте 2017 года на ежегодной конференции предпринимателей в Алматы.

К слову, называлась сумма, которую потратили на строительство 30 транспортных развязок, более 300 млрд тенге.

В ноябре прошлого года, выступая на Almaty Invest Forum, аким сообщил, что в ближайшее время завершится строительство трех развязок, в итоге будет сформировано малое транспортное кольцо. Также началось строительство Большой алматинской кольцевой дороги; стоимость проекта – около 1,4 млрд долларов, плюсы, которые получит город, – сокращение транспортной нагрузки почти на 40 тыс. автомобилей в сутки и усиление позиций Алматы в качестве логистического хаба в транспортном коридоре «Западная Европа – Западный Китай».

Отметим также, что в начале июня открылось движение по одной из новых развязок.

«Cегодня открыли движение в западном направлении на новой развязке Рыскулова – Кульджинский тракт. Через месяц движение откроется и в восточном направлении», – прокомментировал в своем аккаунте в Instagram глава мегаполиса. Кстати, свою страничку в этой социальной сети г-н Байбек открыл незадолго до этого – в середине мая.

Из последних транспортных предложений градоначальника – запуск сервиса проката электросамокатов OZIM SCOOTERS: горожане смогут брать в поминутную аренду это средство передвижения. В городе появятся 35 станций, на которых будет 300 двухколесных. Проект реализуют частные инвесторы.

Однако город должен стать не только комфортным для местных жителей и привлекательным для инвесторов, но и интересным для туристов. В 2017 году градоначальник озвучивал такие данные: каждый второй иностранный турист, приезжающий в Казахстан, посещает Алматы, при этом общее количество зарубежных гостей в мегаполисе не превышает 500 тыс. в год. В Кыргызстане между тем ежегодно бывает около 2 млн иностранцев; Алматы мог бы переманивать 200-300 тыс. туристов, и это дало бы толчок развитию туризма.

В 2016 году Бауыржан Байбек предложил инвестировать в трех- и четырехзвездочные гостиницы. На рынке, по его словам, присутствуют две крайности: с одной стороны – отели сегмента люкс, с другой – очень дешевые места размещения, где о качестве, которого ждут иностранные гости, говорить не приходится. Турист, приезжающий из-за рубежа, ищет гостиницу, расположенную в безопасном районе, чистый номер и хороший завтрак. Излишества не нужны. А у нас сначала открывают отели в пять звезд, а потом думают о трех- и четырехзвездочных гостиницах. Между тем именно за такими отелями будущее, большее количество туристов можно привлечь за счет оборачиваемости.

Безусловно, привлечению туристов способствует проведение мероприятий мирового масштаба. Например, Алматы принимал 28-ю Всемирную зимнюю Универсиаду. Градоначальник отметил, что проведение этих игр внесло вклад в развитие города: в Алатауском районе появилась мощная инфраструктура, дороги и социальные объекты; более полутора тысяч субъектов малого и среднего бизнеса получили работу; было создано более 30 тыс. рабочих мест; сумма уплаченных налогов превысила 9,2 млрд тенге.

Однако другой проект – строительство горнолыжного курорта «Кок-Жайлау» – вызывает у многих горожан далеко не столь позитивные эмоции. В апреле этого года аким все же предложил «еще раз доработать и отложить» его реализацию. Хотя до этого, в частности в декабре прошлого года, высказывал мнение, что это экологически чистый проект, не химический завод и что «нам пытаются навязать заблуждение о его вреде».

Еще одну порцию критики г-н Байбек получил из-за ограничения проезда от «Медео» на Шымбулак в 2016 году, когда горожанам запретили передвигаться по этому маршруту на личных автомобилях. Комментируя историю со шлагбаумом, аким признал, что были недовольные этим решением, были эмоции, однако посчитал весомым аргумент о количестве посетителей – оно увеличилось вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Еще к вопросу привлечения туристов. В ноябре 2017 года аким сказал фразу, которая вызвала желание многих проверить ее на практике. Руководитель мегаполиса отметил, что девальвация, изменившая стоимость доллара, теперь позволяет иностранцам «вкусно покушать в ресторане в Алматы за 500 тенге». Некоторые заведения питания решили на волне «дружеского троллинга» завлечь к себе посетителей.

Продолжая тему развития МСБ, отметим, что аким высказывал мнение о том, что необходимо поддерживать малый бизнес. Большие компании и заводы важны, но если создать условия для небольших предприятий (в которые собственник вложил миллион-два тенге), то и крупным будет удобно и комфортно работать – квинтэссенция мысли акима. Малые предприятия – это новое лицо экономики города, считает он. При этом особое внимание нужно уделять торговле, поскольку Алматы – несырьевой город. На 86% (по данным на 2016 год) экономика мегаполиса состоит из торговли, строительства, сервиса, банковских и страховых услуг.

В 2015-2016 годах актуальным был вопрос рекламных билбордов формата три на шесть метров. За запрет на размещение на улицах города баннеров такого формата выступили депутаты городского маслихата. Судебное противостояние бизнеса и власти завершилось сносом рекламных щитов, оказавшихся вне закона, и убытками для предпринимателей. По этому поводу аким отметил, что это нашло огромную поддержку в соцсетях, и что в кризис компании начинают экономить на рекламе, из-за чего 60-70% баннеров будут выглядеть как заборы, висящие в воздухе. Притом что билборды приносят только 18% рекламы, то есть на налоговых поступлениях в бюджет города их ликвидация отразится не сильно.

«Моя задача – не нравиться. Моя задача – делать город лучше», – ответил на критику этого решения аким.

Запомнился градоначальник и своей «борьбой» с заборами – по программе «Город без заборов». Эта программа нацелена на формирование открытой городской среды, пояснил г-н Байбек необходимость демонтажа ограждений.

«Заборы не спасают от преступности. В век современных технологий эту задачу эффективно решают видеонаблюдение, освещение и, конечно, эффективная работа правоохранительных органов», – аргументировал он позицию городских властей в этом вопросе.

Что касается экономических вопросов, то одно из последних нововведений – в городе планируют запустить «Бюджет участия», который призван сделать бюджет открытым.

Бауыржан Байбек: история

Назначение акимом Алматы Бауыржан Байбек получил 9 августа 2015 года. На этом посту он сменил Ахметжана Есимова (который, к слову, тогда был переведен на должность главы «Астана Экспо-2017», а акимом города служил с апреля 2008 года).

В должность акима г-н Байбек заступил с позиции первого заместителя председателя партии Nur Otan, в коей находился с января 2013-го. До этого был заместителем руководителя Администрации Президента Республики Казахстан (с 2009 года), шефом Протокола Президента РК (с 2006 года), занимал различные должности в Администрации Президента РК (с 2002 года). Из интересных фактов биографии: имеет три высших образования – педагогическое, внешнеэкономическое и музыкальное. Дипломатический ранг – советник I класса. Находился на дипломатической службе в Генконсульстве и посольстве Казахстана в Федеративной Республике Германия.

Отметим, что указ о назначении Бауыржана Байбека акимом города Алматы Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал 17 июня.

Елена Тумашова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Впервые за 45 лет алматинцы не смогут возложить цветы к Вечному огню

Из-за пандемии отменены все массовые шествия, праздничные мероприятия и салют. 

09 Май 2020 17:15 1249

Впервые за 45 лет алматинцы не смогут возложить цветы к Вечному огню

Фото: Максим Морозов

Ещё накануне городские власти Алматы объявили об отмене всех массовых мероприятий в городе, посвящённых празднованию 75-летия Победы. Из-за пандемии коронавируса, впервые были отменены все массовые шествия, праздничные мероприятия и салют.

С момента своего открытия, в 1975 году, мемориал Славы, расположенный в парке 28 гвардейцев-панфиловцев, всегда был центром празднования Дня Победы для алматинцев. И только карантин, введённый в Казахстане, смог впервые нарушить эту традицию.

9 мая 1945 года в 1 час и 1 минуту по московскому времени вступил в силу Акт о безоговорочной капитуляции германских вооружённых сил. А 2 сентября 1945 года Акт о капитуляции подписала и Япония. Три года – в 1945, 1946 и 1947 годах в СССР праздновали два Дня Победы. В декабре 1947 года Верховный Совет постановил считать 9 мая и 3 сентября рабочими днями.

И только в 1965 году в Советском Союзе 9 мая вновь стало праздничным днём.

Несмотря на отмену праздничных мероприятий, уже с самого утра к парку 28 гвардейцев-панфиловцев потянулись горожане. Поодиночке и целыми семьями, люди несли цветы, надеясь возложить их к Вечному огню.

Наряды сотрудников полиции, усиленные бойцами спецподразделений, вежливо и корректно объясняли горожанам вынужденность решения о закрытии парка для проведения массовых мероприятий.

Не имея другой возможности, люди возлагали цветы у памятников генералу Панфилову, Бауыржану Момышулы и у гранитных постаментов, расположенных у входа в парк по улице Гоголя. Сотрудники полиции и работники акимата, дежурившие у парка, пообещали людям, что позже цветы обязательно отнесут к Вечному огню.

Но находились и те, кто, несмотря на запрет и установленные турникеты, пытался «взять штурмом» вход в парк. Капитан первого ранга в отставке на повышенных тонах добивался входа в парк.

Сариева Сара Утебаевна не была на передовой. Для неё, как и для тысяч других казахстанцев, фронтом стал самоотверженный труд. Именно благодаря таким как она красноармейцы были накормлены, одеты и вооружены на полях битв. В свои 99 лет она хоть и плохо слышит, но ещё бодро бегает за своими правнучками.

Ветераны афганской воины, воины-интернационалисты, как их тогда называли, тоже посетовали на то, что парк и памятник воинам-афганцам были недоступны для посещения.

Бессмертный полк, за несколько лет, стал настоящим символом памяти, символом единения.

Люди шли по тротуарам с портретами своих близких, участвовавших в той войне.

Как и раньше, дети вручают цветы ветеранам.

Автолюбители тоже не остались в стороне от празднования.

У кого-то на фронте воевал дед, у кого-то отец, у кого-то – бабушка или мать.

А есть семьи, где воевали практически все её члены.

Алматинцы несут портреты своих родных – ветеранов Великой отечественной войны.

75 лет прошло, как замолчали пушки той войны. Великая дата. Как мало осталось среди нас тех, кто с оружием в руках, не щадя своей жизни, защищал страну, которой не стало. И пусть сегодня этот праздник мы отмечаем дома.

Всё обязательно наладится, и в следующем году Бессмертный полк соберёт сотни тысяч горожан с портретами героев в руках, и они вновь пройдут людской рекой до Вечного огня.

Максим Морозов

Ботанический сад Алматы «расцвел» за год

Созданный еще в 1932 году, уголок природы в центре мегаполиса является любимым местом для прогулок у нескольких поколений алматинцев. Однако до 2018 года сад находился в откровенном упадке.

29 Апрель 2020 19:59 753

Ботанический сад Алматы «расцвел» за год

Старая центральная аллея, до реконструкции

Он нуждался в капитальном ремонте, работы по поддержанию и развитию инфраструктуры не проводились с 1956 года. Несколько раз были попытки запустить проект реконструкции, но, к сожалению, до реализации не доходило, не было спонсоров. До тех пор, пока Фонд Булата Утемуратова не откликнулся на запрос Института фитоинтродукции и ботаники, в чьем ведении сад находится. Учредитель благотворительной организации выделил 15 млн долларов США на проведение масштабной, но бережной реконструкции. Учитывая, что сад относится к категории особо охраняемых природных территорий, к проекту подошли системно, к разработке привлекли лучших экспертов в области зеленых насаждений, экологов, дендрологов и ландшафтных дизайнеров. Эскизный проект несколько раз выносили на общественные слушания, привлекали городские власти, консультировались с гражданскими и экологическими активистами, собирали предложения от алматинцев. С самого начала организаторы говорили о том, что проект благотворительный и по его окончании все, что сделано, будет безвозмездно передано Институту ботаники и фитоинтродукции и в дар городу.

Бансай

Весной 2019 года стартовала активная фаза, а к 15 июня этого года обещают завершить все работы. Но уже сейчас видно, как преобразился алматинский Ботанический сад. Сад по-настоящему расцвел.  

Новый вход, после реконструкции

Ранее здесь был один вход со стороны улицы Тимирязева через узкую калитку. Теперь здесь небольшой современный входной павильон, прозрачный, а потому открывающийся вид на «богатый внутренний мир» сада встречает посетителей уже на подступах. Таких павильонов-входов в сад теперь три. Дополнительные построены на границе с «Атакентом» и с проспектом Аль-Фараби. В павильонах все присущие удобства – туалеты, кофе-зоны, магазины сувениров.

Старый вход, до реконструкции

Получив билет с QR-кодом и сосканировав его на валидаторе, посетитель получает доступ в сад и попадает на северный партер. Он полностью восстановлен по проекту 1932 года, асфальтовое покрытие партера заменено на натуральный гранит. Партер обставлен новыми скамейками и обсажен новыми растениями. Здесь уже следующей весной можно будет наблюдать цветение нескольких видов сакуры. После сакуры по краям партера будет цвести сирень, аллеи которой восстанавливают. Также здесь созданы новый пруд и фонтан. Вообще, водоемам уделено особое внимание. Восстановили три пруда, построили еще три.

Кольцо новое, после реконструкции

С водой, к слову, были сложности. В саду за многие годы разрушилась система водоснабжения, обветшали инженерные сети, как результат растения не обеспечивались достаточным объемом влаги. По итогам проекта Фонд Булата Утемуратова это исправил: расширили две имевшиеся скважины артезианской воды, вырыли две дополнительные, построили водозабор от реки Керенкулак, которая протекает по южной стороне проспекта Аль-Фараби, создали заново сеть прудов и арыков, системы автоматического полива и капельного орошения. Отныне растения будут получать столько воды, сколько им необходимо.

Кольцо старое, до реконструкции

Заменили дорожное покрытие практически везде, где оно было, а это больше 50 кв. м площади. Из них больше 10 тыс. – пешеходные тропы из смеси гравия и песка. Экологичное покрытие, разработанное в Германии и впервые используемое в Казахстане в общественной зоне.

Раньше в вечернее время в саду было небезопасно находиться, отсутствовали освещение и видеонаблюдение. Теперь все дороги сада освещены и каждый квадратный метр общественной зоны покрыт видеонаблюдением. Для этого установили 1500 фонарей, которые освещают только дорогу, но не беспокоят светом окружающие растения, а также 130 видеокамер. 

Ограждение было местами разрушено и не выполняло свою основную функцию, на территорию сада можно было легко проникнуть. По всему периметру сада обновили заборы. 

Лестница новая, после реконструкции

В самой «верхней» части сада, там, где виднеется проспект Аль-Фараби, на 4,8 га территории, где раньше была стихийная свалка, создали абсолютно новый партер. Именно здесь расположились три новых пруда, на их берегу поставили большую перголу, под которой можно будет отдохнуть на скамьях-шезлонгах, любуясь полем из цветов-многолетников и злаков, на фоне аллей из молодых лип, кленов, берез и сосен, а в дальней перспективе – горных вершин.

Лестница старая, до реконструкции

«Начиная проект реконструкции, мы поставили перед собой цель – комплексно решить проблемы ботанического сада, привести его в ухоженный вид по лучшим мировым практикам и вернуть алматинцам как место, где можно отдохнуть душой и телом в компании с близкими или с самим собой, – рассказывает Марат Айтмагамбетов, директор Фонда Булата Утемуратова. – Особо хочу подчеркнуть: сад не был и никогда не будет парком развлечений, никаких аттракционов, увеселительных мероприятий и заведений здесь не будет. Сад прежде всего несет научную функцию. Это особо охраняемая природная территория со статусом природоохранной и научной организации. Здесь проводятся исследования и научные разработки по охране, защите, воспроизводству и использованию растительного мира. В том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений».

Молодые кусты

Между прочим, Фонд Булата Утемуратова пополнил зеленый фонд сада. Здесь посажено почти 175 тыс. новых растений, включая 1300 деревьев, 40 тыс. кустов, 130 тыс. цветов-многолетников и злаков. Есть среди них настоящие эксклюзивы – сакуры, арка из груши «Шантеклер», клен «Роял Ред» с красными листьями (между прочим, впервые посажен за пределами Европы), плетистые розы на перголах, коллекции магнолии, деревья бонсай и многие другие виды.

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: