Бакытжан Сагинтаев: "Казахстан опустился в Doing Business из-за нерадивых госслужащих"

Жанболат Мамышев Жанболат Мамышев
41644

Сотрудники госорганов пытались спрятать барьеры в строительном секторе от Всемирного банка.

Бакытжан Сагинтаев: "Казахстан опустился в Doing Business из-за нерадивых госслужащих" Фото: Мария Матвиенко

Казахстан опустился в рейтинге Doing Business Всемирного банка с 35 на 36 место из-за "нерадивых" госслужащих. Таким откровением поделился на расширенном заседании президиума национальной палаты предпринимателей "Атамекен" премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев.

Глава правительства отметил, что по повышению показателя Казахстана в рейтинге Doing Business в последние три года была проведена определенная работа, однако Казахстан опустился в этом году в данном рейтинге из-за "нерадивых госслужащих".

"Мы по рейтингу в прошлом году заняли 35 место, в этом году 36. Честно, говоря, мы ожидали, что мы вообще будем в двадцатке, потому что с поддержкой депутатов зашли с шестым пакетом поправок по Doing Business. За три года - это огромная работа. Мы в этом году зашли по тысячам статей. И откатились на одно место – 36. По одному пункту заняли вообще первое место. И тут оказалось, что по итогам, когда мы по строительной части показывали в прошлом году, что мы поднялись на 100 пунктов вперед. И наши доблестные сотрудники кое-какие вещи скрыли, спрятали от всех. И как право применение пошло – это все вскрылось. И то, что вскрылось – нас оттянуло на одно место назад. Было просто обидно, что такая огромная работа была сделана и нерадивые наши коллеги таким образом, это по строительной части, хотели то, что схвачено не отпускать. Они думали, что никто не заметит, но бизнес приходит, просит бумагу и тут же выявляется. Мы сейчас это все исправляем и на следующий год это будет по другому выглядеть", - сказал премьер.

В начале ноября сообщалось, что в очередном рейтинге комфортности ведения бизнеса Doing Business 2018 Всемирного банка Казахстан занял 36-е место по сравнению с 35-м местом годом ранее. Ключевой для снижения рейтинга стала сдача позиций по параметру "получение разрешений на строительство", где Казахстан скатился сразу на 30 пунктов – с 22-го на 52-е место

"В части таможенного оформления. У нас три проблемы – это подключение к сетям, строительство и международная торговля. Международная торговля – это граница. Мы по строительству привели в порядок. По подключению тоже на хорошую позицию вышли, а вот не двигаемся по международной торговле. Это в первую очередь, граница. Чтобы мы ни говорили, как бы ни говорили, что у нас в первую очередь нет выхода к морю, а у тех страны, которые впереди нас стоят, тоже нет выхода к морю. Просто вся процедура на таможне вручную, все непрозрачно. Из-за этого мы не можем двигаться. Здесь работу начали, Ерболат Аскарбекович (вице-премьер Досаев – прим. автора) занимается. Я думаю, что с участием "Атамекена", ребята активно принимают участие и в рамках шестого пакета изменений в законодательство многие вещи будут изменены и мы это заложили также в программу, которую на следующей неделе будем принимать, "Цифровой Казахстан", - продолжил Бакытжан Сагинтаев.

Глава правительства также поддержал предложение НПП об ограничении демпинга при строительстве.

"По закупкам полностью поддерживаю, потому что мы видим, что большие деньги на строительную часть мы выделяем и депутаты выступают, и регионы выступают, что необходимо строить больницы, школы, детские сады. Много-много социальных объектов, но в итоге качество очень хромает, вовремя не заканчивают работу, потом идет удорожание. Давайте, в принципе мы готовы в правительстве рассмотреть: пять процентов - давайте договоримся, что будет пять процентов. Сядем и вместе отработаем и, если ниже пойдет понятно, что ты хочешь в итоге получить", - сказал он.

В ходе заседания заместитель председателя правления национальной палаты предпринимателей "Атамекен" Тулемис Шотанов предложил механизм совершенствования антидемпинговых мер. Дело в том, что ежегодно объем госзакупок составляет около 3,5 трлн тенге. Из них на строительство приходится порядка одного триллиона человек. В настоящее время, полагает г-н Шотанов, наблюдается искусственное снижение стоимости недобросовестными поставщиками. Сумма, выделенная для закупа строительно-монтажных работ, снижается на 72%. Сумма, выделенная на проектно-сметную документацию, снижается на 34%. Сумма, выделенная на технический надзор, снижается на 99%. Неэффективное применение антидемпинговых мер приводит к: отсутствию добросовестной конкуренции; использованию некачественного материала; некачественному строительству; срыву сроков исполнения госзаказа; снижению цен на услуги технадзора до 0,1 тенге; коррупционным рискам и уклонению от уплаты налогов. В качестве примера на слайдах был приведен объем закупок АО "НК "КазАвтоЖол" на 2017 год на строительство дорог – 343 млрд тенге при отсутствии минимальных порогов.

В связи с этим Тулемис Шотанов озвучил предложение НПП установить минимальные пороги демпинговых цен: для проведения строительно-монтажных работ – 5%; для разработки ПСД – 5% и для проведения технадзора – 10%.

Что касается сроков возможного внесения изменений в действующие правила игры по госзакупкам при параллельной возможности поддержки местных производителей, то Бакытжан Сагинтаев сообщил, что представители бизнеса и госорганов могут обговорить это уже в декабре этого года.

"Со следующего года пока мы еще не начали закупки, давайте в декабре определимся, уже с января тогда на местах уже не смогут по отдельности покупать то, что можно централизованно покупать и поддерживать наших отечественных производителей", - сказал он.

Что касается государственно-частного партнерства, то Бакытжан Сагинтаев готов также рассмотреть возможность облегчения действующего механизма ГЧП для малого и среднего бизнеса.

"Есть такие моменты, о которых необходимо сказать. Касательно ГЧП. Нам и наши зарубежные инвесторы говорят: вы покажите, что у вас в стране ГЧП работает, чтобы мы к вам пришли. Какой-то большой проект покажите, что на самом деле сработало в Казахстане, чтобы потом можно было всем говорить, что ГЧП работает. Сколько лет мы говорим про БАКАД. Да, после того как мы провели конкурс, завершили, отработали – мы до сих пор не подписали. Мы ожидаем буквально на следующей неделе завершить и подписать все соответствующие документы по БАКАД. Сам процесс от начальной даты конкурса, проведения конкурса до подписания у нас два года прошло. Есть много вопросов, но тем не менее, это не есть хорошо. Что касается того, что это в одно касание будет там, где работает малый и средний бизнес, пожалуйста, я не возражаю. Дайте нам как правильно. Типовые договора или что-либо еще. Мы каждый год меняем законодательство по ГЧП. Все равно стоит на месте", - сказал он.

Бакытжан Сагинтаев отметил, что в разных странах ГЧП развивается по-разному и в разных отраслях. При этом возможность закладывать договор ГЧП для получения банковского финансирования, полагает он, зависит от скорее от позиции Национального банка и банков второго уровня, в то время как само правительство готово поддержать предложение НПП.

"Каждая страна имеет свою специализацию. Великобритания все силы бросила на здравоохранение по ГЧП, а остальное – как получится. Мы же сейчас кидаемся по всем направлениям. Но здесь вопрос, который сейчас говорили по залогам…. Мы всегда поддерживаем, но с их стороны есть вопрос: почему ГЧП договора в залог не берутся? Национальный банк ссылается на банки, банки – на кого-то. Мы-то готовы, мяч не на нашей стороне. Мы все предложения, которые были озвучены еще летом по этой части, в правительстве приняли. Остался один только вопрос касательно финансового блока. Здесь, если Национальный банк вместе с банками второго уровня поддержит вас, пожалуйста, мы абсолютно не возражаем", - сказал он.

Бакытжан Сагинтаев также сообщил, что в результате оптимизации субсидий будут высвобождаться деньги.

"По субсидированию естественно это большой вопрос. Мы на каждой встрече в регионах об этом говорим. Понимание правильное в принципе есть и Иван Адамович (глава хозяйства "Родина" Сауэр – прим. автора) может с нами где-то соглашаться, где-то не соглашаться, так как он крепкий хозяйственник в сельском хозяйстве, но многие молодые предприниматели, которые хотели бы работать в сельском хозяйстве, всегда говорили: мы не можем дождаться ваших субсидий, нам лучше дать в виде удешевленного кредита - мы что-то купим, а так мы ничего не покупаем и нечего субсидировать даже. И остаемся на том же уровне. В этом направлении Минсельхоз свою работу проводит и идет большая оптимизация. 11 ненужный субсидий в этом году мы уже оптимизировали, 24 млрд тенге свободных денег получили. На следующий год, Аскар Исабекович (министр сельского хозяйства Мырзахметов – прим. автора) докладывал, также запланирована отмена еще 11 субсидий и плюсом придет еще 24 млрд. То есть в рамках тех денег, которые у нас имеются, мы готовы их перераспределять и далее проводить", - сказал он.

Жанболат Мамышев

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться