По данным, которые привел аким Восточно-Казахстанской области Ермек Кошербаев на выездном брифинге службы центральных коммуникаций в начале декабря, рост экономики ВКО в этом году составил 6,5%. Объем произведенной промышленной продукции достиг 2,1 трлн тенге, создано около полутысячи рабочих мест.
Промышленные предприятия осваивали новые рынки. В частности, Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат подписал соглашение с индийской компанией о создании совместного предприятия по производству титанового шлака. Китайская компания HUBEI TRI-RING MOTOR Co., Ltd рассматривает проект по запуску в Восточном Казахстане автозавода по производству автомобилей и электромобилей на литиево-ионных аккумуляторах с возможностью использования площадки "АЗИЯ АВТО". Открываются новые предприятия, в том числе золотоизвлекательная фабрика в селе Маралды. Новые рабочие места появились в Усть-Каменогорске – заводы по переработке цветного лома, изготовлению полиэтиленовых труб. В ВКО реализуют 10 инвестпроектов на 46 млрд тенге.
Экономика и зарплаты
По данным бюро национальной статистики, среднемесячная зарплата по ВКО в третьем квартале составила 360 098 тенге. Однако, как считают наши эксперты, в производственном секторе области сложилась парадоксальная ситуация: несмотря на острый дефицит кадров, по многим рабочим и инженерным специальностям реальный уровень зарплат – на грани выживания.
"Если на предприятиях готовы платить по 500-600 тыс. тенге, то значит, это связано с тяжелым ненормированным трудом. Например, на лесозаготовках, посевной или в уборочной кампании. В областном центре на металлургических предприятиях зарплаты рабочих – 200-250 тыс. тенге. Многие мужчины вынуждены подрабатывать. Они таксуют, занимаются ремонтом бытовой техники, сантехники", – отмечают эксперты.
По мнению известного в ВКО журналиста, автора злободневных постов в Facebook о жизни региона, основателя сайта аналитической информации и журналистских расследований flashpress.kz Дениса Данилевского, несмотря на громаду вроде бы впечатляющих цифр и оптимистичных отчетов, в уходящем году продолжилась деградация экономики ВКО.
"В прогнозе социально-экономического развития области на 2025-2029 годы спокойно констатируется, что стремительно идет исчерпание месторождений полезных ископаемых и, соответственно, сырьевой базы главной отрасли Восточного Казахстана – цветной металлургии. Даже с учетом запуска новых месторождений их запаса хватит до 2035-2040 годов. Это официальный документ. То есть какая-то перспектива просматривается лишь на ближайшие 10-15 лет! – считает Денис Данилевский. – На первом месте в числе инвестпроектов – строительство оптово-распределительного центра "Алтай". Даже в интервью республиканскому изданию первый заместитель акима области Нурымбет Сактаганов с гордостью говорит именно об этом проекте. А ведь за громким названием кроется всего лишь овощной и продуктовый склад из сборных конструкций. Правда, его стоимость сравнима с расходами на возведение среднего завода – 14,3 млрд тенге!".
Прорыв канализационного коллектора в самом престижном районе Усть-Каменогорска – набережной Иртыша, произошедший в конце октября-начале ноября, журналист назвал одним из символов года, который показал, как обветшала жилищно-коммунальная инфраструктура.
"Нечистотами затопило подвалы жилых домов и субъекты бизнеса. Даже начальник ЖКХ города признал, что коллектор настолько старый, что верхняя часть трубы просто обрушилась. Только залатали этот участок, и в этом же месте, чуть подальше, снова прорвало. Такова реальность. И, к сожалению, особых надежд на улучшение ситуации нет. Но власть продолжает жить в мире иллюзий", – убежден спикер.
С журналистом согласен известный гражданский активист ВКО, эколог Роман Честных. По его словам, "можно сколько угодно писать про развитие области, но промышленный потенциал явно идет к фазе затухания".
"В ближайшие годы будут закрываться ключевые для некоторых районов месторождения, отчего неизбежным кажется спад уже металлургического производства, на которое чуть ли не молятся в качестве бюджетной "коровы" региона. Заявляемые в качестве новых небольшие, преимущественно золотодобывающие, предприятия даже рядом не смогут восполнить социально-экономический спад. И это реальная проблема, игнорировать которую однозначно нельзя, однако она игнорируется под бравурные речи "о новых производствах" в стиле советских пятилеток, как игнорируется снижение численности населения в районах области, еще одна "спящая проблема", которая в перспективе посадит регион на дно", – убежден общественник.
Позитивный проект
"Катон-Карагайский, Курчумский, Маркакольский, Тарбагатайский районы, район Алтай обезлюдели, целые села исчезли. И отток продолжается, потому что нет нормальных дорог, нет нормального образования в школах, нет врачей. Держатся только те села, где повезло с добросовестным, любящим родное село главой крестьянского хозяйства, как Кайрат Букежанов в Бородино, Кенес Омаров в Черемшанке, Анатолий Матасов в Малонарымке, Анатолий Барков в Донском, – выразил свое мнение еще один наш эксперт на условиях анонимности. - Но такие люди есть далеко не во всех селах, и у них небезграничные ресурсы. Сколько было случаев, когда в том же Курчумском или Катон-Карагайском районах села зимой чуть ли не неделями оставались отрезаны. Сейчас остроту сгладил Бухтарминский мост. Это, наверное, единственный в ВКО реальный позитивный проект".
"Правильное время"
Роман Честных считает, что "бесспорным победителем в номинации "тупость года" стало введение единого часового пояса. Гражданский активист входил в рабочую группу по рассмотрению петиции о возврате времени, изнутри наблюдал все происходящее и до сих пор с другими активистами из рабочей группы продолжает с бороться с переводом всей страны на единый часовой пояс. По итогам рассмотрений он убежден, что реальных оснований для принятого решения нет и "оно явно носит дискриминационный характер для части страны".
"К примеру, на заседаниях по петиции защитники единого часового пояса говорили, что нам возвращают "правильное время" для нашего здоровья, однако сразу уходили от ответа, когда задавался встречный вопрос: если это правильное время для востока, то значит, на западе страны оставили неправильное время во вред их здоровью? Нет смысла перечислять проблемы, с которыми столкнулись жители региона, но отмечу, что эта проблема лишь усугубила восприятие других вопросов. Это решение, наверное, самый крупный пример за последние годы инерционности принимаемых решений и неспособности наших чиновников признать совершенную ошибку, что сильно мешает развиваться в итоге всей стране", – утверждает общественник.
В начале года заявление на имя ныне бывшего премьер-министра Алихана Смаилова о возбуждении административной процедуры с требованием возмещения ущерба жителям ВКО от перевода стрелок часов назад направил юрист из Усть-Каменогорска Алексей Божков.
Целый год баталий населения с инициаторами единого часового пояса завершил еще один юрист из Усть-Каменогорска – Серикжан Ахметжанов, который подал в суд на правительство. Как и следовало ожидать, оба проиграли.
История, покрытая смогом
В ноябре большой общественный резонанс вызвал густой и устойчивый смог над Усть-Каменогорском, который держался несколько дней. После этого в пресс-службе главы ВКО сообщили, что аким области Ермек Кошербаев совместно с общественностью поддержал предложение о создании постоянного бюро экологической защиты "Өскемен Тынысы" при общественном совете. Целью деятельности нового общественного органа объявлено улучшение условий жизни для устькаменогорцев, в первую очередь в том, что касается качества воздуха. Роман Честных считает, что инициатива достойна номинации "ИБД года".
"Вместо реальных дел – создание очередной площадки для разговоров экологов-экспертов, которые и так уже собираются на площадке экспертной группы областного общественного совета. Вероятно, потолком станет выделение бюджетных средств на эту площадку, что вызывает лишь вопросы – есть ведь государственные органы, разве не более правильным будет заставить их работать? – возмущен Роман Честных. – Я писал год назад новому областному акиму предложения об улучшении экологической ситуации, но мой запрос в итоге спустили до уровня отдела ЖХК акимата Усть-Каменогорска с выдачей отписки. Поэтому плохо верю в очередные бюро и прочие высокие идеи про "освоение" бюджета". Наша область даже не исполняет требования законодательства о том, что затраты на региональном уровне на природоохранные цели должны соответствовать объему собираемых налогов за эмиссии (выбросы, сбросы, захоронение отходов)".
Он напомнил, что в областном центре когда-то для этих же целей создавали Центр экологической безопасности при акимате города, который спустя несколько лет продали частному лицу. Что касается референдума по АЭС, то, считает общественник, несмотря на явные экологические аспекты, слушания в ВКО провели в максимально сжатом формате. По вопросу строительства еще одной ТЭЦ в Усть-Каменогорске, которая явно ухудшит экологию города, решение приняли даже без проведения слушаний.
Некоторые эксперты считают, что по сравнению с Ахметовским периодом в ВКО сейчас меньше стало коррупции. Также положительным событием они считают смену акима Усть-Каменогорска. Роману Честных экс-мэр Жаксылык Омар запомнился "фотопозированием, расходованием бюджета на уровне "схем" и превращением Усть-Каменогорска во все более и более серый город".
"Некомпетентных или "сомнительных" с точки зрения коррупционных рисков решений в городском акимате при нем было много – и хочется надеяться, что наш город начнет восстанавливаться после связки "Ахметов – Омар", – высказался общественник.
Сам экс-аким города, уходя с должности, оставил в Сети трогательный видеоролик с перечнем всех выполненных проектов, которых набралось несколько десятков. Жаксылык Омар назначен на пост советника акима ВКО. А новым мэром Усть-Каменогорска стал Алмат Акышов.
Роман Честных считает "грустной тенденцией Усть-Каменогорска последних лет" то, что при открытии новых дорогостоящих благоустроенных зон другие зоны начинают получать меньше ухода.
"Это было заметно в текущем году на контрасте между показательно ярким новым участком набережной Ульбы, расположенным на удалении от остановок общественного транспорта, и ставшей все чаще темной набережной Иртыша в районе Стрелки, которую когда-то не менее помпезно открывали после дорогостоящей реконструкции", – привел он пример.
В качестве проблем сферы образования эксперты назвали неудовлетворительную ситуацию со школами в левобережной части Усть-Каменогорска. В микрорайоне за драмтеатром все дети несколько лет ездили в школы в правобережной части города или на КШТ. И только осенью этого года здесь открыли школу. Та же история у семей в 18-23-м микрорайонах. Тысячи ребятишек ездят на учебу в разные школы, потому что в этих микрорайонах нет ни школ, ни детсадов. Одна действующая школа в 19-м микрорайоне проблему не решает, рассказали эксперты.
"Сейчас на улице Есенберлина строят вторую школу, и заведомо ясно, что она будет переполнена, – продолжили спикеры. – То же самое по поликлиникам. Если не считать небольшую поликлинику в Куленовке, то на все левобережные растущие как на дрожжах районы действует всего одна поликлиника. Сказать, что там вечно толпа, ничего не сказать. И пока в горакимате даже на словах не пообещали новое медучреждение".
По мнению Романа Честных, в Усть-Каменогорске предстоит сделать многое, чтобы выбраться из серости городской среды, "которая дополнительно к проблеме изменения времени теперь стала все чаще отличаться темными улицами".
"И это пока символ 2024 года – все темнее и темнее, и похоже, многих это начинает устраивать", – заключил он.
Читайте по теме:
Время итогов: каким был 2024 год для Алматы