/img/tv1.svg
RU KZ
Берег левый, берег правый, кто стоит у переправы

Берег левый, берег правый, кто стоит у переправы

В Восточном Казахстане хотят приобрести три понтона для причаливания паромов.

08:49 15 Август 2020 6575

Берег левый, берег правый, кто стоит у переправы

Автор:

Жанар Асылханова

Заказчик – ГУ «Управление пассажирским транспортом и автомобильных дорог ВКО» за два последних месяца второй раз опубликовал соответствующее объявление на сайте goszakup.gov.kz.

Ранее  прием заявок был завершен 3 августа, желающих продать товар не нашлось, госзакупки  не состоялись. Завершение приема заявок по повторному лоту 25 августа. Общая сумма, планируемая на покупку так называемых припаромников в количестве трех штук,  66,9 млн тенге.

«Несамоходное судно для причаливания паромов, обеспечивающее  бесперебойную работу паромов. Класс не ниже 0-2,0, грузоподъемность не менее 100 тонн, длина не менее 25 метров, ширина не менее 12 м, высота борта не менее 2 м», – указывается в техспецификации.

Понтоны должны быть не ранее 1970 года выпуска. Поставщик также обеспечивает гарантию на товар на год, доставку на место расположения переправы «Қызыл Ту», монтаж, наладку, обучение, проверку и испытание товара. Срок поставки товара – не менее 15 календарных дней после заключения договора.

Отметим, что при первоначальном опубликовании объявления в техспецификации было  подробное описание, с указанием марки, модели, типа товара. В нем говорилось, что  понтоны должны быть не самоходные, клиновые усиленные, казахстанского производства, от завода-изготовителя «Первомайский судостроительный судоремонтный завод», грузоподъемностью 100 тонн. Названия: ПКУ-1, ПКУ-2, ПКУ-3. Класс: О-2,0. Длина – 28,8 м.  Ширина – 16 м.  Высота борта – 2,20 м.  

На данный момент, следует из техспецификации, транспортная связь населения с более чем в 21 тысячу человек и предприятий Курчумского района с областным центром обеспечивается через паромную переправу «Қызыл ту». Переправу обслуживают специализированные дизель-электрические паромы «Курчум» и «Иртыш» на базе ТОО «Облшыгысжол». Средняя годовая загрузка двух паромов через Бухтарминское водохранилище в последние годы ориентировочно составляет 85 000 транспортных средств.

Также указывалось, почему заказчик желает приобрести вышеназванный товар.

«Возникает вопрос припаромников, находящихся в частной собственности у Скакова Е. О. Для бесперебойной работы паромов и во избежание социальной напряженности среди населения района, пользующегося услугами паромов, необходимо решение вопроса по припаромникам для причаливания паромов», – пишется в техспецификации.

Кстати, данные владельца нынешних понтонов полностью совпадают с данными известного в Курчумском районе предпринимателя, экс-депутата районного маслихата Ержана Скакова, имя которого не раз оказывалось в центре скандала и фигурировало в судебных делах. Последнее – два года назад в резонансном деле об изнасиловании 19-летней Елены Ивановой.  Но вина его во всех случаях доказана не была.

 Паромы не изменят ситуацию

Отметим, что проблема переправления людей с одного берега на другой  по Бухтарме в районе стоит довольно остро и на протяжении десятилетий.

В 2013 году было создано коммунальное предприятие ТОО «Қалқымалы өткел». В 2018 году паромы «Иртыш» и «Курчум» переданы в доверительное управление ТОО «Куйган Айлагы» за более 700 млн тенге. В прошлом году из-за частых поломок и километровых очередей власти расторгли договор с арендатором, по причине «отсутствия контроля за техническим состоянием  паромов».  15 апреля 2020 года решение специализированного межрайонного экономического суда по ВКО вступило в законную силу.

На прошлых выходных жители района вновь пожаловались на работу паромов. 7 августа, по словам местных жителей, вышел из строя один из трех паромов на переправе «Қызыл Ту». Из-за чего образовалась километровая очередь из более 150 легковых и грузовых машин.  Зимой жителям района еще труднее, люди добираются до другого берега по льду, рискуя жизнью.

Отметим, в области имеются две паромные переправы. «Қызыл ту» (бывшая Казнаковская), соединяющая Кокпектинский и Курчумские районы и Васильевская переправа, соединяющая Кокпектинский и Катон-Карагайский районы. Протяженность прямой автодороги от Усть-Каменогорска до Курчумского района через переправу составляет 205 километров. В объезд  через города Алтай и Зайсан до Курчумского района  нужно проехать  400 и 665 км соответственно.

Дождемся ли обещанного самого длинного моста?

Решением всех проблем было бы строительство моста через Бухтарминское водохранилище, о котором много говорят. Особенно о том, что это будет самый длинный мост. Его хотят построить в районе села Куйган, в 15 километрах от переправы «Қызыл ту». Попытки властей найти иностранных инвесторов, желающих возвести объект, не увенчались успехом. В прошлом году президент страны Касым-Жомарт Токаев поручил  построить гидротехническое сооружение и решить, таким образом, проблему. В этом году из областного бюджета на подъездные пути выделено порядка 500 млн тенге. Чиновники области заявили, что строительство уже практически началось и завершится за три года, в 2023 году. Были объявлены конкурсные процедуры на строительство моста. На сумму 26,2 млрд тенге. Заявки подали две казахстанские компании.  Однако закупки не состоялись.

В общем мост вместе с подъездными путями обойдется в 30,1 млрд тенге. Но начнется  ли в этом году строительство – большой вопрос.

Жанар Асылханова

 Подпишитесь на наш канал Telegram! 

Акимат ВКО объяснил нюансы закупок б/у припаромников

Чиновники утверждают, что коммерческое предложение владельца понтонов для причаливания паромов было для них самым оптимальным и по стоимости, и по срокам.  

23 Сентябрь 2020 10:15 2553

Перед началом закупок, говорят в областном управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог, ими был проведен анализ стоимости изготовления и монтажа аналогичных припаромников. К тому же выяснилось, что их аналогов в Казахстане практически нет, а новые понтоны оказались «дорогим удовольствием».

«До финансирования мы запрашивали ценовые. В соответствии с коммерческим предложением ТОО «Семейский судостроительно-судоремонтный завод» стоимость изготовления, монтажа и доставки одного понтона составит 1,302 млрд тенге. Срок изготовления только одного понтона – шесть-семь месяцев (изготовления трех понтонов придется ждать минимум полтора года. – Авт). Но на это нужно время, а период без навигации у нас короткий. Паромы максимум три месяца стоят. Январь, февраль и конец марта», – сообщает руководитель отдела пассажирского транспорта управления Айжан Рахимбаева.

В итоге остановились на предложении ТОО «Кокжал», собственника припаромников, по которому стоимость одного несамоходного судна составляет 25 млн тенге и понтон «не потребует времени на изготовление и монтажные работы», так как находится на переправе «Кызыл Ту». Общая сумма, выделенная на приобретение б/у припаромников, – 75 млн тенге.

В областном управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог отмечают, что меры по приобретению припаромников были приняты для бесперебойной работы паромов и во избежание социальной напряженности среди населения Курчумского района, пользующегося услугами паромной переправы. Также для исключения выплаты арендной платы владельцу за использование припаромников.  Ежемесячно аренда только одного понтона обходилась бюджету в 1 млн тенге.

«Приплыли» в госсобственность

Ранее, в апреле нынешнего года, в коммунальную собственность возвращены паромы.

До 2013 года они находились в частных руках. С 2013 до 2018 года были на балансе управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО. В марте 2018 года в соответствии с планом приватизации предприятие со 100%-ным участием государства, ТОО «Қалқымалы өткел», оно же собственник дизель-электроходов «Иртыш» и «Курчум», было передано в доверительное управление с правом последующего выкупа ТОО «Құйған Айлағы».

«Это (ТОО «Құйған Айлағы») тоже предприятие господина Ержана Скакова. ТОО «Қалқымалы өткел» было передано ему в доверительное управление на конкурсной основе. Всего было три участника. Он предложил самую большую стоимость, 717 млн тенге, при оценочной стоимости 363 млн тенге. Мы передали ему в доверительное управление, были определены условия договора: оплатить первоначальный взнос 54,4 млн тенге, обеспечивать бесперебойную перевозку транспортных средств, пассажиров и грузов теплоходами-паромами, следить за техническим состоянием паромов, отдавать часть денег в бюджет. В течение трех лет они должны были полностью возместить расходы и забрать паромы в собственность при соблюдении всех условий. Но условия они не соблюли, и, соответственно, паромы мы забрали в госсобственность. Решением специализированного межрайонного экономического суда по ВКО от 06.01.2020 г. договор доверительного управления ТОО «Қалқымалы өткел» между ГУ «Управление по государственным закупкам и коммунальной собственности» и доверительным управляющим ТОО «Құйған Айлағы» расторгнут», – сказала Айжан Рахимбаева.

Припаромники же, по ее словам, впервые за долгие годы перешли в государственную собственность.

По следам госзакупок

Напомним, inbusiness.kz писал о том, что в области купили три несамоходных судна для причаливания паромов у нынешнего владельца за цену, многократно превышающую его стоимость. Как выяснилось, в ноябре 2018 года тогдашний владелец припаромников Ержан Скаков продал припаромники по цене 1,5 млн тенге за штуку КХ «Кокжал», а когда и по какой цене они ему достались, остается неизвестным.

Конкурс по лоту «Приобретение трех припаромников для переправы «Кызыл Ту» управлением пассажирского транспорта и автомобильных дорог проводился несколько раз. Почему-то приглашенный поставщик, собственник припаромников, КХ «Кокжал», как следует из протокола итогов конкурса, отказался от участия в конкурсе. Затем на конкурс по доверенности владельца, КХ «Кокжал», заходит другой поставщик – ИП «Аманбаева Н. О.», который и продает понтоны. Этот факт нам показался очень интересным. 

Жанар Асылханова, ВКО

Подпишитесь на наш канал Telegram!

Предприниматели настаивают в суде на том, что «Востоквзрывпром» является протеже властей ВКО

В Усть-Каменогорском городском суде решается вопрос о назначении психолого-лингвистической экспертизы по высказываниям бизнеса о ТОО «Востоквзрывпром»

19 Сентябрь 2020 08:13 3676

В Усть-Каменогорском городском суде завершили беседы с участниками процесса по иску «Востоквзрывпрома» к ответчикам – директору ТОО «ДСУ-14» Александру Федосову и директору ТОО «ГРК «Топаз» Булату Багадаеву о защите деловой репутации. Поводом для подачи заявлений в суд стали высказывания предпринимателей на брифинге 1 июня 2020 года  о том, что, по их мнению, ТОО «Востоквзрывпром» необоснованно выигрывает большую часть конкурсов в Восточном Казахстане. При этом зачастую не имеет нужных специалистов и техники, а при проведении госзакупок по спецпорядку это предприятие стало победителем 70% конкурсов по реконструкции и ремонту дорог в Усть-Каменогорске.

Также июньские выступления касались того, что ТОО «Востоквзрывпром» при выполнении работ выдает за свои пробуренные еще в советское время скважины, нередко у них принимают работы по липовым актам, а все вопросы решаются по звонку. «Востоквзрывпром» просит суд признать такие сведения не соответствующими действительности, порочащими деловую репутацию предприятия, обязать ответчиков опровергнуть их публично, на последующей пресс-конференции.

Помимо предпринимателей, в процессе участвуют представители госорганов, СМИ.

С участниками процесса провели уже четыре беседы, на которых решались организационные вопросы, а на последней рассматривали ходатайство, поданное представителем ТОО «Востоквзрывпром» Ириной Дубровской о назначении психолого-филологической экспертизы по высказываниям предпринимателей.

Психолог «Востоквзрывпрому» не помощник

Но ответчики категорически не согласны с ее назначением и уверены, что таким образом истец почему-то хочет затянуть судебный процесс. По их мнению, ни один филолог и психолог не сможет установить, соответствуют ли действительности сведения, которые озвучили на брифинге перед СМИ и госорганами бизнесмены. Более того, предприниматели готовы представить суду дополнительные данные, которые, по их мнению, доказывают их правоту, что «Востоквзрывзпрому» оказывают покровительство чиновники.

«Тогда уже без всякой филолого-лингвистической экспертизы будет ясно, влияют они или нет, – говорит Розита Багадаева. – Если они не соответствуют действительности, то тогда можно назначать экспертизу. А если соответствуют, то о какой экспертизе вообще может идти речь? Какой филолог или лингвист может говорить, влияет ли это на их деловую репутацию? Факты у нас имеются, и мы их суду предоставим. И надо сначала исследовать все факты. Об экспертизе на данный момент даже речи быть не может! Должна быть юридическая оценка, но я полагаю, что эти вопросы давным-давно решены, это специально было заявлено стороной, которая желает растянуть процесс».

«Какой я вам шоумен?»

Позицию адвоката полностью поддержал один из ответчиков, Александр Федосов. Он полностью настаивает на своих доводах, представленных на июньском брифинге.

«Если они просят пресс-конференцию, то будет им пресс-конференция, – заявил он суду. – А в экспертизе нет необходимости. Но мы не боимся никакой экспертизы, потому что докажем свою правоту языком фактов и цифр».

Александр Федосов также заявил о том, что он предъявил директору ТОО «Востоквзрывпром» Дмитрию Сомову встречный иск, потому что тот после июньского брифинга публично назвал его шоуменом, а сам брифинг – шоу.

«Какой я вам шоумен?» – возмутился он на суде.

Представители третьего лица – ТОО «ГРК «Топаз» – также настаивают на том, что в отношении истца не были допущены клевета, оскорбления, негативная оценка как личности, не было высказываний, носящих оскорбительный характер. Все слова предпринимателей, по их словам, подтверждаются фактами и никак не повлияли на деловую репутацию истца, они продолжают работать, как и раньше.

По словам Александра Федосова, на июньском брифинге было высказано много спорных позиций, ряд обвинений «очень жестких в отношении коррупционных действий или хотя бы как минимум беззаконных действий отдельных чиновников». Впоследствии, по его данным, часть информации уже подтвердили органы государственного внутреннего аудита.

«В 2016 году комиссия под председательством акима Ахметова (акима ВКО. – Прим. авт.) и секретаря комиссии Баярбекова отклонила «Востоквзрывпром» от участия в конкурсе на Васильевскую переправу, – привел Александр Федосов примеры. – А в 2017 году, приняв к сведению те же самые документы, исправленные печати, фальсифицировав работы в Павлодаре, о чем запросы делали журналисты, его (ТОО «Востоквзрывпром». – Прим. авт.) допустили к миллиардным конкурсам. Это как понимать? Это все доказательно! А с мая по июнь проведено 15 конкурсов, 11 отдано «Востоквзрывпрому» и ТОО «ДСУ-11». Это как можно, имея ранг чиновников, довольно высокий, взять и это все оспорить? Из этих 11 конкурсов четыре конкурса признаны госаудитом незаконными из-за того, что незаконно отстранены участники».

Теперь 2 октября служители Фемиды проведут предварительное слушание дела по иску ТОО «Востоквзрывпром» к Александру Федосову, Булату Багадаеву. Но ранее, 24 сентября, пройдет заседание коллегии по гражданским делам Восточно-Казахстанского областного суда по апелляционной жалобе ТОО «Востоквзрывпром» на решение СМЭС по ВКО, по которому это предприятие признано недобросовестным участником госзакупок.

Ольга Ушакова

Подпишитесь на наш канал Telegram!