Бизнес – о ситуации с КТЖ: Есть быстрые победы, но проблем они не решают

6174

Представители национального перевозчика предложили несколько вариантов решения проблем с отправкой грузов.

Бизнес – о ситуации с КТЖ: Есть быстрые победы, но проблем они не решают Фото: rail-news.kz

Проблемы владельцев железнодорожных участков и тупиков на площадке РПП "Атамекен" в Костанайской области рассматривали уже не раз. На сегодняшний день удалось добиться позитивных изменений и снять несколько острых вопросов. Насколько улучшилась ситуация и какие выходы из тупика предложены, узнал корреспондент inbusiness.kz.

Напомним, что еще с конца августа в Палату предпринимателей региона начали поступать обращения по проблемам с перевозкой грузов железнодорожным транспортом. Сложности возникли как у отправителей грузов, так и у компаний, предоставляющих локомотивы. А некоторым предприятиям даже пришлось на тот момент приостановить деятельность из-за затоваренности складов. 10 октября в регион прибыли представители руководства АО "НК "Казахстан темир жолы" (КТЖ) и его подразделений и вместе с бизнесом создали рабочую группу для разрешения проблемных вопросов.

Результаты есть, нужно двигаться дальше

"Мы все прекрасно понимаем, что проблема с грузоперевозками является наболевшей. Это результат накопившихся системных проблем. В текущем году проблема обострилась в связи с неграмотной организацией работы железнодорожной станции, которая с начала сентября фактически была забита гружеными и порожними вагонами. Сегодня проведена определенная работа и проверка Костанайского отделения центральным аппаратом КТЖ", - пояснил заместитель директора палаты предпринимателей Костанайской области Саят Жусипбеков.

По словам спикера, на станции Костанай требовался ремонт путей, необходимый для приема, раздачи порожних вагонов и для уборки, формирования составов с гружеными вагонами. В рабочем состоянии находилось лишь два пути, которые не предназначены для этих целей. Такая же обстановка сложилась и на других станциях. На 1 октября из-за большого скопления количества брошенных поездов на границах с Китаем, Россией, странами Средней Азии были остановлены отгрузки в данных направлениях.

"После проверки центральным аппаратом КТЖ рабочих процессов станции Костанай были отремонтированы пути главного и северного парка, усилен парк локомотивов: добавлено 5 локомотивов для подачи и уборки вагонов. Также для оперативного решения вопросов созданы и активно работают региональный штаб и несколько WhatsApp-групп. Но это так называемые быстрые победы, которые в целом проблему не решают, но не позволяют ситуации ухудшаться. Однако жалобы от грузоотправителей продолжают поступать", - пояснил Саят Жусипбеков.

Улучшения есть

По словам первого заместителя директора филиала ТОО "КТЖ-Грузовые перевозки" Юрия Кемина, часть имеющихся проблем связана с ростом вагонооборота. В связи с этим происходит затоваривание путей вагонами, которое повлекло простои более трех суток до подачи вагонов на подъездные пути, а также простои вагонов на подъездных путях в ожидании уборки, задержки  в пути следования вагонов, идущих в адрес грузополучателей.

"Сегодня мы не в состоянии переработать то количество составов, которое прибывает на станцию, в связи с увеличением объемов перевозок. С каждым годом наблюдается тенденция к росту товарооборота, из-за чего периодически наступают периоды массовой отгрузки и поступления вагонов, которое приводит к занятию путей. Поэтому станция не может работать в той мере, которая необходима. Сейчас есть улучшения в работе. Нам на помощь было отправлено 5 локомотивов и бригады составителей вагонов. Пересмотрены выставочные пути, на которые выводятся вагоны с подъездных путей", - отметил Юрий Кемин.

По его словам, для решения проблем в планах отделения удлинение трех тупиковых путей Северного парка станции Костанай, соединение их стрелочной улицей, а также удлинение вытяжного пути для формирования-расформирования вагонов и составов. Все эти работы планируется закончить до 1 июля 2023 года. На предложение бизнеса о том, что серьезно решить вопрос могло бы восстановление Северного парка, Юрий Кемин ответил, что это масштабный проект и своими силами отделение дороги воплотить его не сможет.

Но представители КТЖ предложили ветвевладельцам несколько вариантов решения вопроса с простоями и ответственности за это. Первый – это заключить договор на обслуживание со станцией, в этом случае всю ответственность за простои вагонов будут нести они. Второй – передать свои ветки в пользование операторам локомотивной тяги, чтобы КТЖ напрямую заключило с ними договоры.  

Штрафов не будет, но и товарооборот упадет

Однако варианты, предложенные железнодорожниками, не совсем устраивают бизнесменов, и в большей степени тех, кто является операторами локомотивной тяги. 

"Сегодня "Тобол-Транс" в сутки вывозит от 120 до 180 вагонов и столько же принимает. Если определить три выставочных пути на севере, то они забьются за один день. На них также будут осуществляться приемо-сдаточные операции компанией "Локомотив кз", которая ежесуточно отдает поезд из 57 вагонов, и это минус один путь. На два пути мы выставим уборку, значит, подачу будет некуда поставить. Считаю, что предложение КТЖ утопическое, потому что с 2018 года станция Костанай очень сильно увеличила оборот вагонов. Сегодня на ней 4 сортировочных пути, и она физически не успевает перерабатывать наплыв вагонов, который идет в осенний период. К примеру, ТОО "ЕвразКаспианСталь" раньше могло осваивать только 350 вагонов, а после 10 октября, когда ситуация улучшилась, уже отгружено 682 вагона. Сегодня на станции работает 7 маневровых локомотивов КТЖ и плюс столько же тепловозов частных компаний. Если все грузоотправители откажутся от услуг частников, то справится ли национальный перевозчик? У нас не будет штрафов, но и товарооборот упадет", - отметил директор ТОО "Тобол-Транс" Николай Краснощеков.

По словам начальника станции Костанай Тимура Кажигалиева, перевозчик предлагает оптимальные варианты решения вопроса с освобождением путей и их разгрузкой. Сегодня для того, чтобы предприятия могли вывезти свои грузы, железнодорожникам пришлось остановить 19 поездов с пустыми вагонами, которые стоят в сторону Кокшетау. Сегодня руководство станции предлагает пять путей вместимостью каждого в 70 вагонов. В северном парке они могут одновременно убрать 210 вагонов, и 170 - с пятого района.

"Сегодня мы можем обеспечить этот объем. На обработку контейнерных поездов нужно порядка 2-3 часов приемо-сдаточных операций, потом этот готовый поезд вытаскивается на станционные пути, подвязывается магистральный локомотив и поезд отправляется. И максимум через 4 часа выставочный путь будет свободен для следующей уборки вагонов. И мы сейчас работаем в таком режиме. На приемо-отправочные пути мы принимаем уборку-подачу вагонов и не можем запустить поезда со стороны Кокшетау. Мы хотим освободить приемо-отправочный парк и дать уборку на пути промывки на Северный парк. При доставке вагонов на выставочные пути все ведомости и простои будут закрываться и списываться. Нам нужно уходить от выставочных путей на главном парке. Сейчас мы работаем с нарушением закона, и нам на это указали", - пояснил начальник станции.

Найти компромисс

Представители бизнеса отметили, что им неважно, с какой компанией работать: с КТЖ или операторами локомотивной тяги. Главное, чтобы вагоны подавались и убирались вовремя, так как неустойку за простой вагонов приходится оплачивать им, а это немалые суммы. И предложили составлять акты общей формы, чтобы была видна истинная картина: кто принимает вагоны, а кто нет. А после того, как неустойка выставлена, - компания, получившая ее, могла в регрессном порядке взыскивать ее с виновного лица.

В ходе встречи стало понятно, что немало вопросов возникает в отношениях между КТЖ и компаниями, предоставляющими локомотивы. Фактически они являются конкурентами. И, по мнению железнодорожников, если бы последние работали точечно: загрузились 5-10 вагонов, - они бы вывезли их на станцию, чтобы не собирать по 60-70 вагонов и не занимать пути. Понятно, что конкуренция предполагает борьбу за клиента, но главное, чтобы за ней стороны не забыли: работу, по сути, дает им бизнес, которой отправляет свои товары покупателю при помощи грузоперевозчиков.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться