/img/tv1.svg
RU KZ
Бизнес с уклоном в мобильность

Бизнес с уклоном в мобильность

В следующие три года все больше взрослого населения (35-44 года) в Казахстане будет тратить деньги в интернете с помощью мобильных устройств.  

20:41 18 Октябрь 2016 4597

Бизнес с уклоном в мобильность

Автор:

Более половины (59%) пользователей Казнета выходят в сеть с мобильных устройств, говорит официальная статистика. Проводной широкополосный интернет используют чуть более 40%. Компании, еще недавно воспринимавшие развитие мобильного направления своего бизнеса как второстепенное, должны менять подход, иначе рискуют остаться позади более дальновидных конкурентов. По данным Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса (АКИБ), тенденция к мобилизации напрямую повлияла на рынок электронной коммерции.

«Прорывным в этом отношении оказался нынешний год, когда у казахстанцев появилась возможность оплачивать услуги с помощью баланса мобильного телефона. В начале года такую услугу получили абоненты «Beeline Казахстан» в рамках совместного с Wooppay (платежная система – прим. Авт) проекта, а в августе Kcell сообщил, что абоненты Activ могут оплачивать товары и услуги с баланса мобильного телефона через СМС. Эта услуга была также реализована совместно с Wooppay», - рассказала директор АКИБ Лаура Шаймаханбетова.

Эксперты отмечают, такие услуги действительно способствуют быстрому развитию мобильной коммерции, поскольку они востребованы и понятны.

Мобилизация всей страны
Согласно недавно опубликованным данным компании App Annie, рост мобильного ретейла наблюдается во всем мире. Общее время, проведенное покупателями в Android-приложениях магазинов, совмещающих каналы онлайн и офлайн продаж, за год выросло примерно на 40%. Количество приложений изначально офлайновых ретейлеров выросло на 50%. По оценкам экспертов, общемировой объем розничных мобильных продаж к концу 2016 года достигнет 220 млрд долларов, что на 53% больше чем в 2015 году.

Судя по цифрам АКИБ, на волне роста проникновения мобильного интернета произошел перелом и в сегменте казахстанской электронной коммерции. В 2014 году 77% казахстанцев совершали покупки в интернет-магазинах со стационарного компьютера или ноутбука, а на долю смартфонов и планшетов приходилось только 23%. Год назад соотношение составило 61% и 39% соответственно, а в первом полугодии нынешнего года показатели почти выровнялись - 54% и 46% соответственно. При этом рост мобильной коммерции произошел за счет смартфонов, доля покупок с которых выросла за обозначенный период с 17% до 41%. Большинство (59%) «мобильных» покупателей совершают интернет-шопинг с Android-устройств, а 40% с устройств на базе iOS.

Как год назад, так и сегодня почти треть потребителей услуг мобильной коммерции проживает в Алматы. Не остался незамеченным и вклад, внесенный в статистику e-commerce, жителями Караганды, Шымкента, Семея и Атырау.

«Если мы изучим портрет пользователя в возрастном разрезе, то увидим, что почти половина тех, кто выбирает мобильную коммерцию – это достаточно молодые, но в то же время финансово самостоятельные люди в возрасте 25-34 года, и лидерство этой возрастной аудитории объяснимо. Однако обратим внимание на то, что по сравнению с прошлым годом число мобильных покупателей в этой возрастной аудитории сократилось почти на 2%. Также 28,4% покупателей находятся в возрастной аудитории от 18 до 24 лет. Но самую интересную, на наш взгляд, аудиторию представляют люди более зрелого возраста - 35-44 года. Пока на их долю приходится лишь 13,7% мобильных покупок, но именно этот возрастной сегмент показывает самый заметный рост и будет генерировать его на протяжении следующих трех лет», - считает Лаура Шаймаханбетова.

Что касается самых популярных товарных категорий, то они, по мнению эксперта, объясняются не спецификой бизнеса, а структурой аудитории мобильных покупателей: женщины традиционно просматривают одежду и обувь, товары для красоты и здоровья, товары для детей и дома.

«Костяк мобильных покупателей составляют молодые, надо понимать, что если их бизнес ориентирован на женскую аудиторию, то вдвойне важно направить усилия на усовершенствование мобильной версии сайта или мобильного приложения. Кто не успеет сделать это сейчас, проиграет потом», - уверена директор АКИБ.

Слово за банками
Сегодня многие банки объявляют себя цифровыми и практически все разрабатывают продукты, которые позволят им быть более оперативными и доступными для своих клиентов, донести свои услуги не через физическое присутствие, а через дистанционные сервисы.

«Уже сегодня 52% наших клиентов предпочитают пользоваться не просто онлайн-банкингом, а мобильным банкингом. Они генерируют более 1,5 млн сессий в месяц, количество скачиваний мобильного приложения превысило 400 тыс.», - отметил управляющий директор Казкоммерцбанка Нурлан Жагипаров. У других участников рынка показатели скромнее, хотя в любом случае речь идет о десятках тысяч скачиваний.    

Директор компании Usability Lab Дмитрий Силаев считает, что сегодня ведется конкуренция не только в офлайн, но и в виртуальном пространстве.

«Если пользователь зашел в мобильное приложение, чтобы оплатить услуги ЖКХ, ему должен быть интуитивно понятен весь алгоритм заполнения. Бывает, что кто-то не может вспомнить номер лицевого счета, кто-то не понимает разницы между номером карты и номером счета. Если человек по какой-то причине посчитал использование мобильного приложения слишком сложным для себя, велика вероятность, что впоследствии он не станет пользоваться им. Очень сложно оценить востребованность функционала. Есть множество явно лишних функций, которые раздражают и нервируют пользователей, а есть, безусловно, необходимые. Но их необходимость становится очевидной лишь после того, как по разным причинам они выходят из строя», - считает эксперт.

По мнению участников рынка, в будущем сервисы и услуги будут стандартизированы, мобильные приложения станут более или менее похожими. Тогда решающим фактором в пользу выбора пользователей станут как уровень сервиса - взаимоотношений банка и клиента за пределами виртуального мира, так и удобство и функциональность мобильных приложений. Согласно данным рейтинга АКИБ «топ-30 мобильных приложений», опубликованного Forbes.kz, в этом году в первую тридцатку вошли пять банковских приложений (в прошлом году – четыре). На 10 строке, прибавив две позиции, расположилось мобильное приложение «Сбербанк Казахстан»; с 4 места в 2015 году на 11-ю позицию опустилось приложение для держателей карточек «Казкоммерцбанка» Homebank. Продукт «Народного Банка» MyHalyk и «Евразийского банка» Smartbank заняли 13 и 14 позиции, соответственно, а на 20 месте оказался «Мобильный банк Астаны» - новичок рейтинга.

Юлия Кузнецова

Шеринг ради села: сотовые операторы Казахстана договорились о совместном использовании сетей в рамках проекта «250+»

02 Октябрь 2020 14:39 2892

Это позволит обеспечить Интернетом жителей 1000 сел в РК.

Сегодня руководители трех мобильных операторов республики – ТОО «Мобайл Телеком-Сервис», АО «Кселл» и ТОО «Кар-тел» – подписали договор о совместном использовании сетей в рамках проекта «250+». Благодаря сотрудничеству доступ к сетям всех мобильных операторов получат жители в почти 1000 сельских населенных пунктах страны с общим населением 600 тыс. человек, где будет реализован данный проект.

Программа «250+» – это первый инфраструктурный проект республиканского масштаба с участием всех трех операторов мобильной связи Казахстана. В его рамках предполагается создание инфраструктуры для доступа к высокоскоростному Интернету в селах с численностью жителей 250 и более человек, преимущественно на базе подключений к оптоволоконным линиям, прокладываемым АО «Казахтелеком».

Каждый из трех операторов будет разворачивать сеть собственных базовых станций, которые покроют территории сел широкополосным доступом. Меморандум о реализации этой программы был подписан в феврале текущего года, тогда же была согласована стратегия совместного строительства и использования сети.

Отметим, что стратегия изначально предполагала предоставление равных возможностей по доступу к сети абонентов других операторов. Поскольку за каждой из трех сотовых компаний будут закреплены села в различных регионах, где представлены абоненты всех трех операторов, то для обеспечения равного доступа сельчан к сети конкурирующие между собой компании договорились использовать модель шеринга – экономической модели, основанной на коллективном использовании и взаимном обмене ресурсами.

По словам председателя правления АО «Казахтелеком» Куанышбека Есекеева, подписанный сегодня договор демонстрирует готовность рынка к комплексному и партнерскому подходу в решении задачи обеспечения мобильной связью и Интернетом населения нашей республики.

«С учетом широкой географии страны, отдаленности расположения населенных пунктов и их малочисленности только такой сбалансированный и экономически разумный пакет мер позволит в короткие сроки с высокой эффективностью реализовать данный проект. Более того, экономический и финансовый эффект от синергии усилий трех операторов мобильной связи в рамках программы «250+» может стать основой для применения этого опыта в рамках других проектов, как социальных, так и коммерческих», – подчеркнул глава АО «Казахтелеком».

Таким образом, подписание договора о совместном использовании сетей даст сельским жителям возможность получать услуги мобильных операторов на конкурентных условиях и индивидуально выбирать поставщика услуг.

«Совместное использование сети подразумевает коллективную эксплуатацию инфраструктуры и частотных ресурсов. Другими словами, базовая станция, установленная Tele2/Altel, будет обслуживать абонентов и других операторов. Каждый житель села, подключенного по программе «250+», сможет пользоваться услугами любого оператора связи в стране вне зависимости от того, кто именно построит в данном конкретном селе базовую станцию», – пояснил генеральный директор ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» Роман Володин.

При этом проект «250+» является социально направленным, срок его окупаемости достаточно велик и оценивается в более чем 35 лет. Это связано с высокими капитальными затратами на строительство, потребностью в постоянных операционных расходах на обслуживание, электроэнергию, трансмиссию и пользование сетью, а также низкой плотностью населения в сельских населенных пунктах. И без кооперации за счет применения механизма шеринга, а также без особых налоговых условий, которые предполагает ввести государство, он был бы экономически неосуществим с точки зрения достижения конечной цели – предоставить жителям сельских населенных пунктов равные цифровые возможности с жителями городов.

Благодаря реализации проекта жители почти 1000 сел республики получат возможность пользоваться цифровыми госуслугами, будут иметь доступ к дистанционному обучению, а также смогут использовать мобильную связь для вызова экстренных служб. Кроме того, проникновение высокоскоростного Интернета в сельскую местность окажет позитивный эффект на экономическое развитие казахстанского села, став триггером для развития мобильных финансовых услуг и электронной коммерции в регионах, а также для применения технологий IoT (Интернета вещей) в сельском хозяйстве.

В свою очередь, как отметил в ходе церемонии подписания договора вице-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Дарын Туяков, проект совместного использования радиочастот и инфраструктуры будет способствовать дальнейшему развитию казахстанского рынка, стимулируя появление инновационных видов сервиса и повышая их доступность для более широких слоев населения.

«Мировой практический опыт показывает, что решения совместного использования инфраструктуры сети способствуют повышению эффективности в любых рыночных условиях, чем объясняется быстрое распространение подобной практики. Такие методы применяются во многих странах мира, например в Великобритании, Швеции, Франции. Повышение доступности Интернета в селах является основой обеспечения прав граждан на получение услуг связи в различных регионах страны», – сказал вице-министр.

Напомним, «Казахтелеком» реализует проект по обеспечению широкополосным доступом сельских населенных пунктов по технологии волоконно-оптических линий связи, который нацелен на ускорение технологической модернизации экономики, а также обеспечение повсеместного доступа к оптоволоконной инфраструктуре и устранение цифрового неравенства. Благодаря проекту будет обеспечен доступ к высокоскоростному Интернету почти 2,5 млн жителей отдаленных сел страны.

Майра Медеубаева


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Несвободный Интернет

29 Сентябрь 2020 09:31 4245

Казахстан скатился в рейтинге стран мира по уровню свободы Интернета до 50-го места, значительно уступая Кыргызстану и шагая в ногу с Россией.

Каждый год организация Freedom House публикует исследование и сопровождающий его рейтинг о состоянии свободы Интернета в странах мира. Рейтинг оценивает степень свободы печатных, вещательных и онлайн-средствах массовой информации, сообщает портал ranking.kz.

На первом месте по уровню свободы Интернета расположилась Исландия. В топ-5 стран также вошли Эстония, Канада, Германия и Австралия. В общей сложности в рейтинге участвуют 65 стран.

Тем временем Казахстан и Судан показали наихудшие показатели в плане снижения уровня в рейтинге. Так, по итогам 2019 года Казахстан опустился до 50-го места (годом ранее – 46-е место), расположившись между Таиландом и Россией. Опережают РК в этом рейтинге Беларусь (48-е место), Азербайджан (45-е место), Кыргызстан (25-е место) и другие.

На оценку в рейтинге влияют следующие показатели:

  • препятствие для доступа в Интернет (инфраструктурные и экономические барьеры для доступа, юридический контроль и контроль прав собственности интернет-провайдеров, а также независимость регулирующих органов);
  • ограничения в отношении контента (блокирование сайтов и контента, цензура);
  • нарушение прав пользователя (слежение за онлайн-деятельностью, конфиденциальность и последствия для онлайн-выступлений).

В целом в рейтинге выделены три условные группы: «свободный», «частично свободный» и «несвободный» Интернет. Казахстан вошел в группу с несвободным Интернетом.

Аналитики Freedom House утверждают, что уровень свободы Интернета ухудшается девятый год. Также они добавили, что органы государственной власти по всему миру все чаще применяют технологии как инструмент цифрового авторитаризма, используя социальные сети для манипулирования и контроля над своими гражданами.

К сентябрю текущего года в стране насчитывается 15,3 млн абонентов сотовой связи, имеющих доступ к Интернету, – на 1,4% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года (15,1 млн абонентов). В последние пять лет количество абонентов мобильного Интернета растет в среднем на 7,7% за год.

Количество абонентов фиксированного Интернета снизилось на 1,2% за год, до 2,5 млн единиц.


Подпишитесь на наш канал Telegram!