Ежегодные расходы государства на приобретение автотранспортных средств исчисляются сотнями миллионов тенге. Так, по данным Министерства финансов, к примеру, в 2016 году из средств республиканского и местного бюджетов на обновление автопарка было затрачено 97,3 млрд тенге, в 2017 году эта цифра взлетела до внушительных 160 млрд тенге, в прошлом, 2018 году откатилась до 123 млрд тенге. Отметим, в данной статье расходов речь идет именно о приобретении транспортных средств, покупка спецтехники, медицинского оборудования и хозяйственного инвентаря не относится к этой статье.
Затраты на автотранспорт обходятся государству немногим меньше, чем строительство школ. Напомним, по данным Комитета по статистике Минэкономики, за 2018 год в целом в Казахстане было построено 90 школ. Средняя стоимость строительства одной школы составляет 2 млрд тенге. В прошлом году из средств бюджета было потрачено 123 млрд тенге на обновление автопарка, что сопоставимо с введением в эксплуатацию 60 школ.
Примечательно, как свидетельствуют данные, львиная доля расходов приходится на центральный госаппарат. Средства, затраченные из республиканского бюджета, в три-четыре раза выше, чем расходы из местного бюджета. Всего же за шесть лет, с 2013 года, по статье "приобретение транспортных средств" потрачено свыше 650 млрд тенге. К примеру, строительство 1031 км газопровода "Сарыарка" обошлось в 267 млрд тенге.
Отметим, по данным Комстата, в настоящее время в Казахстане насчитывается порядка 98 тысяч госслужащих. Среди них 453 политических работника, 285 чиновников – служащие корпуса "А", 97 тыс. человек числятся в корпусе "Б". Также наблюдается следующее разделение: 52 тыс. сотрудника трудятся в центральном аппарате, 46 тыс. – в госорганах местного масштаба.
Майра Медеубаева