По словам сенатора Серика Шайдарова, изначально социально-предпринимательские корпорации определялись как региональные институты развития, стимулирующие экономическую активность в точках роста региона, передает inbusiness.kz.
"На практике получилось все по-другому. Опираясь на данные местных исполнительных органов, можно констатировать, что СПК в последние годы в большей степени были задействованы в реализации отдельных правительственных инициатив. Среди которых создание микрофинансовых организаций, обеспечение продовольственной безопасности и другое. При этом все финансовые издержки и риски ложились на СПК, а зачастую и на местные бюджеты", – сказал он.
Более того, согласно информации антикоррупционной службы, СПК зачастую оказывают финансовую помощь корпоративным фондам, различным компаниям под видом выдачи льготных займов, отметил депутат.
К примеру, за 2019-2021 годы СПК "Жетісу" оказала беспроцентную помощь ТОО "Ақсу қант" на 3,3 млрд тенге, из которых 2,7 млрд тенге так и не возвращены в срок по договору.
"Большая часть СПК являются убыточными. Так, совокупный убыток (за 2019-2021 годы) десяти СПК составил около 17,4 млрд тенге (СПК Kokshe, "Актобе", "Атырау", "Каспий", "Тараз", Aqjaiyq, "Солтүстік", "Сарыарка", Astana, "Павлодар"). А прибыльность других СПК является сомнительной, так как в основном образуется за счет процентов по размещенным бюджетным средствам на депозитах, а также от реализации переданного на баланс госимущества. То есть фактическая деятельность СПК не соответствует их целям и задачам их создания", – отметил он.
Более того, сегодня на центральном уровне нет четкого понимания касательно направлений деятельности СПК, считает Шайдаров.
"Так, агентство по защите и развитию конкуренции отстаивает позицию по снижению деятельности СПК на рынке свободной конкуренции. В то же время министерства сельского хозяйства, торговли и интеграции ставят задачу по увеличению присутствия СПК на рынке продовольственных товаров. Считаем, что такая ситуация возникла, в первую очередь, из-за отсутствия единого государственного подхода, законодательного регулирования и должного контроля за деятельностью СПК со стороны правительства и местных властей", – пояснил он.
Решить все эти проблемы правительство пытается с помощью Комплексного плана развития СПК до 2025 года, (утвержден в 2021 году), который не предусматривает конкретных мер по совершенствованию деятельности СПК, продолжил сенатор.
"Для трансформации в действенные региональные институты развития считаем целесообразным разработку отдельного закона по регулированию деятельности СПК. Кроме того, необходимо законодательное урегулирование механизма предоставления земельных участков через СПК, так как именно в этой сфере имеются большие коррупционные риски", – резюмировал он.
Читайте по теме:
Не контролировали обязательства по стабилизации цен – антикор о работе СПК
В Казахстане предложили отменить приоритетное право СПК на землю под строительство
СПК "Тобол" обвиняют в незаконном предоставлении земли
Возбуждено 12 уголовных дел и 65 материалов на рассмотрении – Генпрокуратура об СПК