Больше полумиллиарда тенге отдали интернет-мошенникам жители ВКО с начала года

1333

Пострадавшими числятся около 300 человек.

Больше полумиллиарда тенге отдали интернет-мошенникам жители ВКО с начала года

В информационную систему "Кибернадзор" с начала года полицейские направили больше 600 подозрительных интернет-ссылок для их блокировки, рассказала на брифинге в РСК старший оперуполномоченный отдела по борьбе с киберпреступностью управления криминальной полиции ДП ВКО Нурай Арыстанбек. По ее словам, в итоге эти ссылки были заблокированы.

С начала 2024 года ударно-целевая группа "Киберпол", которую создали на базе полиции, раскрыла более 30 уголовных дел по интернет-мошенничеству, возвратив потерпевшим свыше 50 млн тенге причиненного ущерба. Всего с начала года интернет-мошенники, по данным сотрудников полиции, похитили у жителей ВКО больше 500 млн тенге, передает inbusiness.kz.

"Ущерб у пострадавших граждан от интернет-мошенников разный, от простых до тяжких категорий, – объяснила Нурай Арыстанбек. – Для повышения финансовой и правовой грамотности населения совместно с акиматом области полицейские разработали медиаплан, в рамках которого проводим профилактическую предупредительную работу. Для предупреждения мошенничества на областном уровне проводим оперативно-профилактические мероприятия "Стоп, мошенник". В результате которых нам удалось добиться снижения количества регистрируемых преступлений этой категории. У нас проходят подворные и поквартирные обходы, и мы предупреждаем жителей о видах и фактах интернет-мошенничества, раздаем материалы". 

Сотрудники полиции на постоянной основе проводят мониторинг соцсетей, блокируют противоправный контент, рекламу, которая не соответствует действительности, рассказала спикер.

По ее словам, в силу развития цифровизации всех сфер жизнедеятельности тема интернет-мошенничества с каждым днем набирает популярность и актуальность. В настоящее время насчитывается около десятка преступных схем. Нурай Арыстанбек перечислила самые распространенные. Первая – когда злоумышленники под предлогом сотрудников службы безопасности банков звонят на телефоны граждан, мессенджеры и говорят, что по их счетам проводится какая-либо сомнительная операция, либо уверяют, что на их имя пытаются оформить кредиты. 

"С целью предотвращения данных операций они просят вас установить на телефон сторонние приложения. При этом уверяют, что это якобы банковские приложения и они обезопасят ваши средства. На самом деле это приложения удаленного доступа, с помощью которых преступники получают прямой доступ к смартфону. Также в последнее время набирает свою популярность такой вид интернет-мошенничества, когда злоумышленники звонят, представляясь сотрудниками операторов сотовой связи, и говорят, что у вашей SIM-карты истекает срок годности. В этом случае они тоже просят установить приложение удаленного доступа либо выманивают персональные данные, с помощью которых оформляют на вас денежные кредиты либо займы", – перечислила спикер. 

Третий актуальный способ интернет-мошенничества, по ее информации, – это "выгодные вложения и инвестиции". Она объяснила, что в настоящее время в соцсетях и мессенджерах набирает популярность реклама, которая создается с помощью искусственного интеллекта. В таких видах рекламы людей призывают совершить выгодные вложения, купить какие-либо акции, и доверчивые граждане ведутся на это. Они переходят по сомнительным ссылкам, после чего их "перебрасывают" на фишинговые сайты, где якобы все денежные вложения, которые люди вложат, мониторятся, доходы увеличиваются. Но вскоре после того, как жертва отдала злоумышленникам приличную сумму, они ее блокируют и удаляют сайт, перестают выходить на связь. 

"Четвертый вид, который все еще актуален, – оплата либо предоплата за товар. Сейчас участились случаи, когда злоумышленники создают поддельные страницы в Instagram, мессенджерах сайтов, на сайтах "Колеса", "Крыша" и за какой-либо товар или услугу просят внести предоплату, ссылаясь на привлекательную цену и большое число подписчиков. После того как люди вносят предоплату, злоумышленники перестают выходить на связь", – добавила Нурай Арыстанбек. 

Для профилактики и избежания таких фактов полицейские призвали помнить ряд простых и действенных правил: во-первых, нужно помнить о том, что сотрудники служб безопасности банков никогда не звонят своим клиентам, потому что у них на это нет никаких полномочий. Во-вторых, нужно помнить о том, что у SIM-карт не бывает срока годности. Если же по каким-то причинам ваш номер стал не активен, то лучше всего напрямую обратиться в филиалы операторов сотовой связи, устранить проблему уже предметно, объяснили правоохранители. 

"Вся реклама, которая проходит в Сети, интернет-мессенджерах, настраиваемая, все видео- и фотофайлы, которые вы видите, создаются искусственным интеллектом. Если уделить время и внимательно посмотреть каждый фото- и видеофайл, то можно заметить, что люди, которые там изображены, и их слова наложены друг на друга. Это можно распознать невооруженным глазом. Если хотите оплатить товар или услугу в сети Интернет, то мы вас призываем быть особо бдительными. К примеру, попросить продавца сделать вам видеозвонок, чтобы вы могли убедиться в существовании товара. Если человек будет отпираться, находить отговорки, то знайте – это в любом случае мошенничество", – отметила спикер. 

Она напомнила, что нельзя устанавливать на свой телефон приложения из недостоверных источников. Лучше найти в Интернете описание приложения, для чего оно используется, потому что приложения удаленного доступа очень завуалированы, а после их установки злоумышленники получают доступ к вашему смартфону, разъяснила Нурай Арыстанбек.

Ранее мы сообщали, что в Актюбинской области интернет-мошенники создали в WhatsApp фейковые аккаунты Региональной палаты предпринимателей. 

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться