Букмекеры так не играют

8130

Казахстанский игровой рынок продолжает лихорадить.

Букмекеры так не играют

Ввести институт саморегулирования вместо переноса букмекерских касс в игорную зону предлагает президент СРО (саморегулируемая организация. – Прим. abctv.kz) букмекерской и лотерейной деятельности" Бадри Шаинидзе.

Владельцы букмекерских контор считают, что локализация их заведений в игорной зоне не решит всех проблем, а освободившуюся нишу займут псевдобукмекерские конторы.   

"Опыт Украины показывает, что если запретить игорный бизнес, то он будет процветать под другими названиями. Букмекерские конторы могут переименовать в спортбары, которые тоже будут принимать ставки. Министерство культуры и спорта считает, что локализация букмекерских контор в игорной зоне позволит их контролировать. Но это не совсем правильный метод борьбы с недобросовестными предпринимателями", – считает г-н Шаинидзе.

Напомним, букмекерские конторы планируют перевести в специальные игорные зоны, как и когда- то казино (на побережье Капшагайского водохранилища в Алматинской области и в Щучинском районе Акмолинской области. – Авт.). Соответствующие поправки в законодательство об игорном бизнесе были инициированы в августе прошлого года министерством культуры и спорта на заседании межведомственной комиссии. Как заявил тогда ответственный секретарь министерства культуры и спорта Куатжан Уалиев, действующие конторы сегодня являются полноценными игорными заведениями, и отсутствие соблазна быстрого обогащения будет способствовать сокращению числа зависимых людей.

Поправки в законодательство могут внести уже в мае текущего года. Планируется, что в целях переезда акимат выделит букмекерам землю.

Г-н Шаинидзе напомнил, что в 2015 году были инициированы поправки в закон, по которым букмекерские конторы не должны находиться в жилых зданиях. В результате на их место пришли псевдобукмекерские организации. Контролирующим органам тяжело блокировать их деятельность.

Нарушил – значит проиграл
Президент саморегулируемой организации букмекерской и лотерейной деятельности считает, что проблему может решить институт саморегулирования. Он сослался на опыт России, где букмекеры еще в 2015 году пришли к саморегулированию, которое основано на обязательном членстве игорного бизнеса в определенной организации. По его словам, данная организация сама контролирует деятельность своих членов на предмет исполнения норм законодательства. Если член СРО нарушает стандарты и правила, то к нему может быть применено административное наказание, вплоть до того, что букмекерскую контору могут исключить из организации. По словам г-на Шаинидзе, это будет равносильно тому, что контора не сможет больше заниматься букмекерской деятельностью.

Сейчас представители СРО букмекерской и лотерейной деятельности участвуют в рабочих группах министерства культуры и спорта, инициируют введение института саморегулирования в игорной сфере. Но, по словам г-на Шаинидзе, пока к ним не прислушиваются.  

Он считает, что с принятием решения не стоит тянуть, так как игорный бизнес и без того лихорадит. Не так давно парламентом были приняты поправки в закон, по которым налоги на наземную кассу букмекерских контор повысили до 300 МРП (около 721 тысячи тенге), на электронную кассу – до 100 МРП (около 240 тысяч тенге), то есть в 1,5 раза. 

При этом бизнес не был поставлен в известность об этих изменениях, как они сами утверждают. В результате букмекеры вынуждены уходить в онлайн. Но, как показывает практика, в интернет-пространстве казахстанские букмекерские конторы неконкурентоспособны.

"По нашему законодательству клиент должен оплачивать налог с выигрыша в размере 10%. Интернет-пространство открыто не только для отечественных, но и для иностранных компаний игорной сферы. На зарубежных сайтах налог платить не нужно, значит, большая часть клиентов уйдет туда", – пояснил он.

По данным директора департамента законодательства и развития саморегулирования НПП РК "Атамекен" Айжан Бижановой, сейчас на букмекерском рынке существует около 40 участников и более 600 касс, включая электронные, которые невозможно регулировать имеющимися у государства инструментами. Г-жа Бижанова считает, что развитие рынка требует оперативного вмешательства. Среди основных проблем отрасли она выделила отсутствие единой базы данных, отсутствие четких требований и сертификации букмекерских продуктов, затрудненность регулирования интернет-пространства данного рынка, проблемы с игровой зависимостью среди населения, существование услуг, выходящих за рамки букмекерского бизнеса, отсутствие института медиации для устранения конфликтов между букмекерами и клиентами. Г-жа Бижанова отметила, что для решения всех поставленных задач необходимо финансирование и значительное расширение штата контролирующих органов, оценка которых нуждается в отдельных расчетах. Введение института саморегулирования, по ее мнению, может быть выходом из ситуации. С одной стороны, контроль за субъектами рынка осуществляет СРО, что обеспечивает регулярное повышение уровня букмекерских услуг. С другой стороны, ужесточается контроль госоргана за деятельностью СРО за счет внедрения соответствующих мер ответственности.  Представитель НПП также отметила, что для внедрения СРО в букмекерской деятельности потребуются соответствующие поправки в Закон "Об игорном бизнесе" в части закрепления обязанности букмекерских контор по вступлению в СРО и прочие нормы, регулирующие деятельность СРО. Лицензирование букмекерской деятельности подлежит отмене, достаточно будет состоять в членах СРО.  

В данный момент НПП совместно с другими участниками рынка проводит активную работу, в частности анализирует готовность рынка букмекеров к введению института саморегулирования.   

Обратная сторона фишки
Другие представители игорного бизнеса к институту саморегулирования относятся с опаской. По мнению помощника исполнительного директора объединения юридических лиц "Национальная ассоциация операторов казино" Галымжана Баймукашева, передача контролирующих и надзорных функций в руки одной организации или ассоциации приведет к коррупции.

"Если организация будет принимать решение, существовать конторе на рынке или нет, то она может этим пользоваться в корыстных целях. По сути, деятельность компании будет зависеть от лояльности руководителя регулирующей организации", – считает он.

Г-н Баймукашев отметил, что владельцы казино полностью поддерживают решение министерства культуры и спорта.

"Сейчас букмекерские конторы и тотализаторы развились настолько, что заменяют собой казино. Это уже не те тотализаторы, что были пять лет назад. Они подняли свой уровень, без стеснения проводят всякие розыгрыши, то есть они являются полноценными представителями игорного бизнеса", – сказал он.

По мнению операторов казино, сейчас в законодательстве есть определенные диспропорции: казино и игровые залы должны находиться в игорной зоне, между тем букмекерские конторы могут быть размещены по всей территории Казахстана. То есть участники рынка находятся в неравных условиях.

Между тем все они относятся к игорному бизнесу. По словам г-на Баймукашева, в букмекерских конторах также используют электронную рулетку, в которой вместо одного шарика раскручивается тридцать шесть шаров. Посетители также делают ставки по полям и рядам, по одному и тому же принципу определяется выигрыш. Разница между букмекерскими конторами и казино только в налогообложении, считает он. Причем повышенная налоговая нагрузка и нестабильная экономическая ситуация больше всех сказались на казино.

В данный момент в Капшагайской игорной зоне осталось только семь казино и три игровых зала, ранее там находилось более 40 игорных заведений. 

"Мы были ошарашены изменениями налогового законодательства. Это очень большая налоговая нагрузка, с одного игрового стола мы должны платить 1660 МРП. I квартал 2018 года покажет, как мы сможем развиваться. Скорее всего, еще два казино закроются", – сказал г-н Баймукашев.  

По его мнению, размещение букмекерских контор и казино в специальных игорных зонах – это общемировая тенденция.

"Игорный бизнес – это все-таки сфера развлечений, туда приходят люди, у которых заработок выше среднего. Когда определяли игорные зоны, руководствовались тем, что они не должны быть легкодоступными. Не должно быть так, чтобы человек пошел за хлебом и по пути спустился в зал игровых автоматов", – отметил г-н Баймукашев.

По его мнению, получать больший доход с тотализаторов, букмекерских контор и казино и, соответственно, налоговые отчисления нужно, привлекая иностранных туристов в игорные зоны.

"Для нас очень интересны китайские игроки. Это очень состоятельные люди, которые любят посещать игорные заведения. Но им сейчас удобнее приехать на Кипр или в Россию, чем в Казахстан. Мы здесь в аутсайдерах из-за сложного механизма получения визы", – считает он.  

Что касается потери клиентов, о которых говорят букмекерские конторы, то у г-на Баймукашева на этот счет свое мнение: "Если человек хочет поиграть, то он найдет способ развлечься, и его не будет останавливать расстояние".

Другой вопрос – это псевдоказино, которые в городе Алматы растут как грибы после дождя. Операторы отмечают, что эта проблема до сих пор не решена.

В письме президенту Нурсултану Назарбаеву глава ассоциации представителей лотерейного и букмекерского бизнеса Николай Ломакин привел примеры того, как игорные заведения нарушают закон.

"Нелегальная часть рынка как работала, так и продолжает работать в связке с коррумпированными надзорными органами. Прошу обратить внимание на засилье в Алматы залов "Орион", являющихся интернет-казино и работающих без каких-либо документов. Достаточно спуститься вечером по Сейфуллина, от Аль-Фараби до Ленинской слободы – несколько десятков заведений, не имеющих никакого отношения к букмекерским конторам. Каким образом предложение министерства культуры перенесет или закроет эти заведения?" – спрашивает он.  

По его мнению, проблемы с кассами букмекеров и тотализаторов не существует. Есть проблемы с нелегальным объемом рынка.

Ставка на социальную ответственность
По словам руководителя управления координации игорного бизнеса и лотерейной деятельности Ермека Жусанова, согласно концепции по внесению изменений в закон об игорном бизнесе, субъекты игорного бизнеса будут перечислять часть дохода на развитие спорта. Тем самым они возьмут на себя часть затрат, которую государство направляет в эту сферу. В этой же концепции есть пункты, касающиеся создания центра учета ставок, запрета на прием ставок на события, которые генерируются оборудованием, также есть норма, в которой предусматривается запрет на деятельность букмекерских контор на территории городов.

"Перенос букмекерских контор обусловлен тем, что сокращается количество людей, которые вовлекаются в игорный бизнес. К тому же букмекерские конторы негативно влияют на криминогенную обстановку в городе.  В СМИ проходит информация, что участились случаи нападения на букмекерские конторы. Сами букмекерские конторы не соблюдают требования законодательства в части безопасности, в части оснащения своих касс тревожной сигнализацией", – сказал он.

При этом г-н Жусанов отметил, что с принятием концепции  букмекерские конторы и тотализаторы не прекратят свою деятельность. На территории городов будут действовать электронные кассы, соответственно, букмекеры смогут работать через интернет-ресурсы. Концепция по внесению изменений в закон сейчас рассматривается в рамках госорганов, министерств и на базе НПП "Атамекен". В мае 2018 года законопроект должен быть вынесен на рассмотрение в мажилис парламента.

Что касается института саморегулирования, то, по мнению г-на Жусанова, для его создания требуется готовность самого бизнеса. С внедрением этого института, возможно, легче будет регулировать эту сферу. Но сначала нужно провести анализ возможности такого регуляторного воздействия. 

Римма Гахова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться