Burger King, Hardee’s, KFC: Не соперник нам McDonalds!

Алина Альбекова Алина Альбекова
18669

Казахстанский фаст-фуд рынок пополнился новым серьёзным игроком. Что думают об открытии "McDonalds" владельцы ресторанов быстрого питания? И полезен ли фаст-фуд казахстанской экономике? Обо всех тонкостях "вкусного" бизнеса рассказывает abctv.kz.

Burger King, Hardee’s, KFC: Не соперник нам McDonalds!

На сегодняшний день в Казахстане представлено три крупных бренда. KFC (31 ресторан в 4 городах), Hardee’s (13 ресторанов в 3 городах), представленные компанией  ТОО "Caspian International Restaurants Company", а также Burger King (26 ресторанов в 7 городах, включая рестораны Автоэкспрессы), где президентом и председателем совета директоров является Ануар Утемуратов. С этого года в списке появился новичок - McDonalds, франшизу которого выкупил казахстанский миллиардер, бывший руководитель "КазРосГаза" Кайрат Боранбаев. Первый ресторан известной сети уже открыл свои двери в Астане.

Приход нового игрока на рынок фаст-фуда не только не огорчает местных конкурентов, но и даже радует.

Вот, что пишет по этому поводу Ануар Утемуратов: "McDonalds исторически был нашим главным конкурентом в сегменте бургеров. Приход такого игрока, безусловно, увеличит конкуренцию на рынке, предлагая более широкий выбор и разнообразие продуктов для клиентов. Но мы рассматриваем это как положительный факт, мы приветствуем конкуренцию, потому что она ведёт к прогрессу и позитивным изменениям в секторе, к инновациям. Тем не менее, важно отметить, что в Казахтане Burger King – первый международный бренд, который прошёл этап становления. Именно поэтому мы можем позволить себе сейчас сфокусироваться на совершенствовании сервиса для гостей. Наличие на рынке нескольких довольно серьёзных игроков только стимулирует наше желание быть лучшими и первыми. У Burger King есть ряд преимуществ, которые позволяют сети достойно конкурировать как на локальном, так и на международном уровне. Одним из них является особенный вкус бургера за счёт использования технологии приготовления мяса на настоящем гриле и открытом огне".

В ТОО "Caspian International Restaurants Company", эксклюзивно представляющем бренды KFC и Hardee’s, отметили, что, в отличие от рынков Западной Европы и Америки, где на каждого потребителя приходится от 10 до 20 игроков быстрого питания, в Казахстане конкуренция не такая уж и большая.  

"По количеству ресторанов KFC – абсолютный лидер рынка. Конечно, для достижения и удержания хороших показателей на рынке в условиях конкуренции необходимо иметь уникальное торговое предложение и высокий уровень сервиса. KFC отличается тем, что предлагает исключительно куриное мясо, приготовленное по уникальному секретному рецепту Полковника Сандерса "11 трав и специй". Hardee’s же отличается от конкурентов наличием бургеров премиум-класса (ангус), table service (заказ приносят), refill (можно пополнять напитки без дополнительной платы). Мы ожидаем появления McDonalds на казахстанском рынке, так как мы за здоровую конкуренцию", - написали они в своём ответе abctv.kz.   

Бороться, действительно, есть за что. Практика деятельности ресторанов быстрого питания на рынке Казахстана свидетельствует о том, что данная сфера очень даже рентабельна. Даже кризис не смог сломить бизнес в этой отрасли. В то время, когда в полноценных ресторанах и кафе наблюдается снижение уровня посещаемости, фаст-фуд картина остаётся прежней – километровые очереди меньше не становятся. К примеру, рестораны KFC ежедневно посещают около 40 тысяч человек, а рестораны Burger King около 15 тысяч. Более того, в Burger King отметили, что только с 2014 года по 2015 год количество гостей, несмотря на кризис, увеличилось на 2 миллиона человек.

Разнообразие вкусной и недорогой еды, удобная и красивая упаковка, дополнительные бесплатные удобства в виде Wi-Fi, детские площадки, а также нежелание населения самим готовить еду дома вечерами и в выходные дни – делают своё дело. В привлечении посетителей немаловажную роль играет и интерьер. Цветовая гамма и элементы декора, как показывает практика, тоже способны повышать клиентский аппетит.

Но всё же главным преимуществом фаст-фуд заведений перед полноценными ресторанами являются скорость обслуживания – до 15 минут, и продолжительность пребывания посетителя - до 40 минут. Всё это даёт возможность ресторанам быстрого питания обслуживать большее количество гостей, а значит и получать большую прибыль.

Свидетельством тому, что фаст-фуд бизнес в Казахстане будет только процветать, является  желание действующих игроков открывать новые точки.  Burger King, к примеру, в 2016 году планирует открытие 7 новых ресторанов, включая Автоэкспрессы, в которых человек получает заказ не выходя из машины. "Caspian International Restaurants Company" тоже рассматривают возможности по выходу в другие регионы Казахстана.

Больше фаст-фудов – меньше безработицы?

На сегодняшний день в фаст-фуд компаниях работает более 2 тысяч человек. Из них в KFC и Hardee’s  - 1 500 человек, в ресторанах Burger King пока 550 человек, но в 2016 году работодатель обещает создать ещё 100-120 рабочих мест. А с приходом McDonalds, эти цифры, и вовсе, могут увеличиться вдвое. На данный момент на официальном сайте идёт набор сотрудников.

При этом возрастной диапазон работников KFC и Hardee’s колеблется от 18 до 60 лет, начиная от позиции "член команды" до сотрудниц, работающих в области клининга. А в Burger King команда преимущественно молодая – от 18 до 25 лет.

Устроиться на работу в ресторан быстрого питания не так уж легко. Одного желания, как оказалось, мало, нужно обладать определёнными знаниями и навыками. В KFC, к примеру, претенденту необходимо пройти несколько стадий интервью и полный медицинский осмотр. После этого прошедших ждёт полное обучение рабочим процессам и стандартам, и работа под руководством менеджера.

"Наша работа построена на принципе CHAMPS – чистота, гостеприимство, точность, исправное состояние, продукт и сервис. Каждый год мы проводим чемпионат по нескольким категориям – лучшй планировщик, кассир, и т.д., и отправляем победителей на финал чемпионата СНГ в Москву. Мы внимательно относимся не только к нашим гостям, но и к своим сотрудникам. Мы предлагаем обучающие тренинги на развитие лидерских способностей и бизнес-мышления, мотивируя ребят к карьерному росту. В нашей компании существует HR-программа "Заяви о себе" - после дополнительного обучения и экзаменов каждый сотрудник может претендовать на вышестоящую должность. Около 80% руководящих должностей в ресторанах KFC занимают сотрудники, прошедшие все ступени карьерной лестницы от члена команды", - отметили представители компании "Caspian International Restaurants Company".

А вот что по этому поводу пишет Ануар Утемуратов, отвечая на запрос abctv.kz: "Есть определённые трудности с ключевыми для бизнеса ролями. Главная причина – отсутствие специалистов, так как сфера фаст-фуда в Казахстане находится на начальной стадии развития. Но мы готовы вкладывать в обучение молодых специалистов, таким образом развивая компетенции и "взращивая" персонал. В нашей компании мы за 4 года наблюдали невероятные истории успеха. Например, когда всего за 12 месяцев сотрудник прошёл карьерный путь от кассира-повара до директора ресторана"

Что же касается заработной платы персона фаст-фуд ресторанов, то, по данным компаний, она вполне конкурентоспособна. Какие-то средние цифры atameken.info узнать не удалось – информация конфиденциальная. 

А чьего мяса будете?

Но не всё так хорошо в датском королевстве, как кажется. Возникают и такие проблемы, как длительная процедура выделения акиматом земельного участка, длительная разработка и согласование проектной документации. Кроме этого, отмечается нестабильность поставок ингредиентов, от мяса до овощей. А так как качество ингредиентов должно соответствовать стандартам качества и безопасности Food safety Certificate, утверждённых Global Food safety Initiative, привлечь казахстанских производителей к поставке очень трудно. В Казахстане, как отмечают в Национальной палате предпринимателей, к таким стандартам пока что ни один поставщик не приблизился.

В Burger King, к примеру, на сегодняшний день все ингредиенты импортируются. Картофель фри из Польши, картофель по-деревенски и салат Айсберг из Голландии, котлеты из 100% говядины, куриная продукция, кетчупы и булочки из России.

При этом в компании добавили, что в 2015 году после масштабного анализа отечественного рынка было отобрано 3 хлебобулочных и 3 мясоперерабатывающих комбината. И уже в текущем году планируется  проведение оценки этих предприятий на соответствие международным требованиям качества. Правда, этот этап может затянуться, так как процесс одобрения предприятий глобальной командой Burger King очень трудоемкий и требует соблюдения ряда требований.

А вот в компании "Caspian International Restaurants Company"  уверяют, что уже частично закупают высококачественное куриное мясо и свежие овощи у местных поставщиков. Правда, при условии соответствия стандартам пищевой безопасности HASSP.

"В рамках государственных программ поддержки отечественных производителей, после проведённого тендера, нами были выбраны местные поставщики, работающие согласно нашим стандартам. В настоящее время мы намерены увеличить число наших партнёрских соглашений с казахстанскими производителями и поставщиками", - сказано в ответе на запрос 

Будет ли McDonalds привлекать к партнёрству местных производителей пока остаётся неясным. Известно только, что булочки точно будут от российского производителя.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться