В Казахстане назрела необходимость создания специального надзорного органа за деятельностью аудиторов. Об этом говорится на протяжении нескольких лет. О том, какая работа ведётся в этом направлении, рассказала директор Департамента методологии бухгалтерского учёта и аудита Министерства финансов Арман Бектурова.
– Насколько назрела необходимость создания специального надзорного органа за деятельностью аудиторов?
– В настоящее время мы подготовили законопроект. Рассматривается вопрос, стоит передавать аудиторскую деятельность на саморегулирование (СРО) или нет. Создана рабочая группа на уровне заместителя премьер-министра по вопросу необходимости передачи аудиторской деятельности на СРО, Минфином проведён анализ мнений. В результате которого вырисовывается следующая картина: мы имеем пять профессиональных аудиторских организаций (ПАО), четыре из которых поддерживают создание специального надзорного органа, пятая ПАО выступает против.
Согласно проведённому опросу среди компаний публичного интереса, более 50 процентов поддерживают создание независимого органа. Отметим, в евродирективах пристальное внимание уделяется госнадзору, по их мнению, данную отрасль нельзя передавать на саморегулирование.
У нас уже есть опыт передачи на саморегулирование оценочной деятельности. Как вы знаете, в июле этого года оценка перешла на саморегулирующую организацию (СРО). По прошествии четырёх месяцев имеется множество дел по спорной оценке. Каждый рабочий день телефон и почта разрываются от жалоб: пишут СПК, акиматы, несогласные с заключением оценщиков. Согласно закону, поскольку оценочная деятельность находится на саморегулировании, мы не имеем права разбираться в их делах. Поэтому переправляем жалобы в палату оценщиков или СРО, которые в своё время отвечают, что всё было проведено в соответствии с процедурами. У нас недавно был случай, когда одно и то же госимущество одна оценочная компания оценила в 2,8 миллиарда тенге, другая – в 800 миллионов тенге. Напоминаю, оценка имущества влияет на налогооблагаемую базу. Поэтому возникают большие вопросы по саморегулированию оценочной деятельности.
По моему мнению, в оценочной деятельности, бухучёте и аудите, наоборот, нужен сильный надзор – это сказывается на инвестпривлекательности. Инвесторы должны быть уверены, что в стране сильный надзор, независимый от профессии. Аудиторы должны быть подотчётны и контролироваться со стороны независимых организаций. Это неправильно, когда аудиторские компании сами себя проверяют, занимаются аттестацией, сертификацией. Как итог – отрасль предоставлена сама себе.
– По Вашему мнению, кому должен быть подотчётен надзорный орган?
– Национальный банк является регулятором по финансовым организациям. Наша модель предусматривает, чтобы в органе управления были представители Нацбанка, Минфина и иных организаций, а также не практикующие профессионалы-аудиторы.
– Есть ли конкретные сроки по его созданию?
– Законопроект готов и обсуждён с профессиональным сообществом. 12 декабря проведена конференция с представителями отрасли и иностранными инвесторами, на которой стало ясно, что игроки рынка сами устали от дерегулирования. К тому же пять профессиональных аудиторских организаций – это достаточно много для нашей страны. К примеру, в России действуют две СРО.
Например, профессиональные сертифицированные бухгалтеры могут работать в организациях публичного интереса. В настоящее время в Казахстане насчитывается около девяти тысяч профессиональных бухгалтеров. Напомню, мы самыми первыми в СНГ ввели институт сертификации, наш опыт используется на постсоветском пространстве. Есть национальная система сертификации для бухгалтеров, но всё равно констатируется, что большая часть финансовых нарушений происходит именно в ведении бухучёта. Где на сегодняшний день представлены 16 профессиональных организаций, порядка 20 компаний занимаются обучением. Поэтому для поднятия имиджа профессии и уровня профессионального развития Минфин проводит семинары, а также в декабре организован конкурс "Лучший бухгалтер" и "Лучший аудитор" в целях повышения мастерства у практикующих специалистов. Более того, памятка по устранению выявленных нарушений по итогам года размещается на сайте Минфина.
– Главы государств подписали соглашение об аудиторской деятельности в Евразийском экономическом союзе. Расскажите о его основных целях.
– Соглашение ещё разрабатывается, оно не подписано и направлено на формирование единого рынка аудиторских услуг ЕАЭС. Документ определяет единые подходы к организации и осуществлению регулирования аудиторской деятельности, направлен на предоставление лицам любого государства – члена союза права на поставку и получение аудиторских услуг без ограничений и изъятий, признание квалификационных аттестатов аудиторов государств-членов, признание аудиторских заключений, выдаваемых аудиторской организацией одного государства на территории других государств-членов. В 2021/22 году открывается единый рынок по оценочной деятельности. В этой ситуации нам важно быть лидерами, чтобы оставаться конкурентоспособными, чтобы наши компании могли поехать в Россию и работать, и при этом никто бы не сомневался в их компетенции. Этого возможно достичь, если в других странах будут знать, что в Казахстане есть сильный надзор за профессией.
– Как Вы считаете, должны ли аудиторы, проводившие аудит деятельности таких проблемных банков, как Delta Bank, RBK, KazInvestBank, Банк Астаны, Qazaq Banki, Эксимбанк, понести какую-либо ответственность за предоставление недостоверной отчётности?
– Есть законодательные механизмы – за предоставление недостоверной отчётности налагается штраф. Насколько они равнозначны: штраф и причинённый ущерб – это надо доказывать. Этим должен заниматься Нацбанк, который инициирует возбуждение административных дел по финорганизациям. По сложившейся практике Нацбанк передаёт нам перечень компаний, которые невовремя сдали отчётность в депозитарий, Минфин налагает штрафы. По данным конкретным банкам ничего не поступало.
– В России в ноябре этого года Deloitte отозвал своё положительное заключение по Промбизнесбанку за 2014 год, выданное незадолго до отзыва у него лицензии. Были ли у нас подобные случаи?
– У нас не было таких случаев.
– По всему миру ужесточается регулирование аудиторских компаний. К примеру, деятельность PwC была запрещена в некоторых странах, в США подаются иски против КПМГ. В России депутаты поднимают вопрос об отказе услуг "большой четвёрки". Какая-то подобная регулятивная работа ведётся в Казахстане?
– У нас правовое государство. Если компании осуществляют деятельность в соответствии с законодательством, не нарушают его, то мы не можем принимать ограничивающие решения. Но если будут установлены факты нарушений с доказывающими материалами, то Комитет внутреннего госаудита в соответствии с законодательством должен применять меры вплоть до отзыва лицензии. Данные нормы прописаны в законе, но факты такие отсутствуют.
– Как Вы считаете, есть ли в Казахстане компании уровня "большой четвёрки"?
– Да. У нас в Казахстане осуществляют свою деятельность компании "большой четвёрки". Надо признать, что "большая четвёрка" – это наработанный опыт по всему миру с большой базой данных. Наши специалисты проходят там практику. Наша задача – максимально перенять опыт. У нас также есть список казахстанских аудиторских компаний, которые могут аудировать компании, выходящие на фондовую биржу. Сейчас на территории МФЦА зарегистрировано более ста компаний. Данные компании, а также другие эмитенты будут нуждаться в квалифицированном аудите. Кроме того, Минфин совместно с Нацбанком разработал квалификационные требования и перечень информации, которую будут подтверждать аудиторские компании (аудит иной информации). Как вы знаете, с января следующего года Нацбанк переходит на риск-ориентированный надзор. Банкам будут предъявлять конкретные требования на основании рисков. Есть специальные документы, перечень, подлежащий проверке в рамках аудита иной информации, требования к содержанию, срокам предоставления аудиторской организацией аудиторского заключения. Это будет аудит тех требований, которые выставит Нацбанк: стратегическое и бюджетное планирование, качество прогнозирования, качество внутренних процедур оценки достаточности собственного капитала, политики, адекватность увеличения лимитов на различного рода риски, качество залогового обеспечения и так далее. Если говорить, есть ли у нас хорошая инфраструктура, то сейчас много местных компаний, которые входят в международную сеть.
– Как переход на МФСО-9 отразится на работе аудиторов?
– Стандарт налагает больше обязательств, необходимо отразить все резервы, аудиторы должны их подтвердить, то есть это дополнительные обязательства. Девятый стандарт однозначно влияет на индустрию в том плане, что у всех компаний по логике должны быть большие резервы – больше, чем раньше.
Майра Медеубаева