О необходимости создания независимого надзорного органа в регулировании аудита заговорили после участившихся случаев предоставления недостоверной финансовой отчётности. В настоящее время перешли от слов к делу, подтверждением тому является вторая за неделю конференция на тему бухгалтерского учёта и аудита, организованная Министерством финансов. Последние изменения в учёте, аудите и их регулировании обсуждали в среду, 12 декабря, на мероприятии, организованном Минфином совместно с British Chamber of Commerce in Kazakhstan.
Как стало известно, соответствующий законопроект подготовлен и обсуждён с профессиональным сообществом. Напомним, в настоящее время аудиторская деятельность в Казахстане находится на саморегулировании. В стране зарегистрированы пять саморегулирующих организаций (СРО) с различным количеством членов. К примеру, в России работают две СРО, по их законодательству количество аудиторов в каждой СРО должно достигать не менее 10 тысяч человек. К слову, в Казахстане нет требований по количеству членов, что и стало одной из причин создания целых пяти профессиональных организаций.
Проверять нельзя самих себя
По словам директора Департамента методологии бухгалтерского учёта и аудита Минфина Арман Бектуровой, в декабре состоялось заседание рабочей группы, на котором участники рынка поддержали идею создания независимого надзорного органа в регулировании аудита.
"Важно, что у сообщества есть понимание о необходимости данного органа. В целом технически принятие законопроекта возможно проработать в течение полугода-года", – сообщила представитель Минфина.
Как пояснила спикер, работу планируют проводить поэтапно, сначала переход осуществится для финансовых организаций, в первую очередь банков, далее – компании, которые листингуются на бирже. На вопрос, кому будет подотчётен данный орган, Арман Бектурова информировала, что "в идеале в нём должны быть представители МФЦА, Национального банка, как регулятора, Минфина и профессионального сообщества".
На конференции также затронули вопросы о необходимости изменения подходов к образованию бухгалтеров. Как отметили эксперты, в Казахстане бухгалтеры сдают три экзамена, в то время как по международным стандартам их больше. По мнению спикеров, бухгалтерской отчётности и финансовому аудиту в первую очередь люди должны доверять, финотчётность должна быть составлена в соответствии с международными стандартами, а её составители обладать соответствующими навыками. Эти слагаемые сказываются на инвестиционной привлекательности страны.
"Инвесторы должны знать, что в Казахстане есть инфраструктура, независимый надзорный орган за деятельностью аудиторов, где работают независимые от профессии люди, которые могут обеспечить надлежащий контроль качества, тогда будет доверие к стране", – продолжила Арман Бектурова.
Сегодня в Казахстане профессиональные организации (с элементами СРО) самостоятельно осуществляют контроль качества своих членов, здесь и возникает конфликт интересов. Например, в Великобритании создан FRC – независимый надзорный орган, в котором работают непрактикующие аудиторы с большим опытом работы. Во избежание конфликта интересов они проверяют финансовую отчётность и дают заключения по контролю качества.
Также эксперты обсудили периодичность замены аудиторской компании.
"Неправильно, когда аудиторы и клиенты буквально "срослись", десятилетиями услуги оказывают одни и те же компании. В соответствии с международными стандартами контроля качества (п. 25 МСКК 1) аудиторская организация должна внедрять политику, снижающую угрозу близкого знакомства, когда в течение длительного времени привлекаются одни и те же сотрудники аудиторской организации. Кодекс этики профессиональных бухгалтеров требует проведения ротации ключевого партнёра по аудиту по истечении заранее установленного срока, обычно не более семи лет. Проект соглашения об аудиторской деятельности в рамках ЕАЭС также требует применять кодекс этики профессиональных бухгалтеров. В нашем законе предусмотрен ряд случаев, при которых запрещается проведение аудита (к примеру, если в аудируемом субъекте работают родственники аудиторов либо последние имею личные имущественные интересы в аудируемом субъекте и многое другое).
Учитывая все эти нормы, мы должны выработать единую позицию с профессиональным сообществом и потребителями услуг касательно ограничений и ротации при внесении поправок в законодательство.
Также последние изменения законодательства предусматривают акцент на риски – предупреждение всех рисков компании. Это приведёт к тому, что аудиторский отчёт будет более развёрнутый и больше содержать требований по раскрытию информации", – резюмировала глава департамента Минфина.
В целом в Казахстане в настоящее время работают более 700 аудиторов, пять СРО включают 200 аудиторских организаций, которые обслуживают порядка 7 тыс. компаний публичного интереса.
Зарубежный опыт
Руководитель департамента аудиторских услуг KPMG в Казахстане и Центральной Азии Эшли Кларк рассказал о работе подобного надзорного органа в Великобритании. По его словам, он вырабатывает все регулирующие положения, рекомендации, методологические пособия в части усовершенствования бухгалтерского учёта и аудита. Ключевой характеристикой является независимость как от правительства, так и самих аудиторов, соответственно, "выдавая экспертное мнение, он является независимым оценщиком той реальности, которая существует в области финансового и бухучёта, а самое главное, в деле регуляторного регулирования". По словам спикера, надзорный орган подотчётен широким кругам общественности Великобритании, но периодически проходят проверки со стороны правительственных органов.
По мнению г-на Кларка, периодичность ротации и смена аудиторов обусловлена особенностями рынка, с точки зрения бизнес-целесообразности не совсем эффективно слишком часто их менять, "мнение аудитора часто зависит от того совокупного впечатления, которое он может наработать в процессе последовательной работы на одного клиента в течение определённого времени", считает эксперт.
Как проверить качество знаний
В своем выступлении президент АО "Финансовая академия", экс-министр финансов Наталья Коржова напомнила, что Казахстан ставит задачу войти в 30 конкурентоспособных стран мира, "соответственно, бухгалтерский учёт и аудит должен проводиться как в развитых странах".
"В мире существуют два подхода: либо контролировать обучающие структуры, которые проводят повышение квалификации, подготовку-переподготовку кадров, либо контролировать контингент на выходе, когда человек обучен, но, обладает он компетенциями или нет, должен проверить сертификационный центр и выдать соответствующий сертификат, который будет пользоваться доверием работодателей", – отметила глава академии.
По словам Натальи Коржовой, необходимы единые требования ко всем, кто претендует на то, чтобы иметь определённые компетенции, подтверждённые документом, "когда организации обучают и сами дают сертификат, объективность пропадает", продолжила спикер.
По её мнению, определить, обладает ли человек компетенциями или нет, должен независимый сертификационный центр. При этом независимый в первую очередь от тех структур, которые занимаются обучением или повышением квалификации.
"Мы считаем, вопрос создания единого сертификационного центра давно назрел. Это надо для того, чтобы инвесторы нам доверяли, видели, что мы работаем по международным стандартам. Тогда они будут вкладывать не только инвестиции, они будут доверять человеческому капиталу, потому что наши профессионалы обладают компетенциями, подтверждёнными независимым сертификационным центром", – резюмировала Наталья Коржова.
Майра Медеубаева