DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 293,95 Brent 36,55
Как распределили бюджет-2018?

Как распределили бюджет-2018?

Минфин пересмотрел размер прироста налоговых доходов за прошлый год, рост поступлений снижен с 1,5 до 1 трлн тенге.

05 Февраль 2019 11:14 4940

Как распределили бюджет-2018?

Автор:

Султан Биманов

Фото: Максим Морозов

Прирост налоговых поступлений в государственную казну за 2018 год составил 15,8%, или 1,07 трлн, до 7,89 трлн тенге. Об этом свидетельствует декабрьский отчет Министерства финансов. Ранее аналитический центр E-Minfin сообщал, что рост фискальных доходов госказны за прошлый год составил +22,4%, или 1,52 трлн, до 8,33 трлн тенге.

Другими словами, прирост был пересмотрен в отрицательную сторону на примерно полтриллиона тенге, что сопоставимо с годовыми тратами казны на оборону или сельское хозяйство. Как же были распределены средства по факту по итогам минувшего года?

Начать надо с того, что затратная часть госбюджета в целом за 2018 год сократилась на 10% к уровню 2017 года. При этом рост финансирования произошел по таким направлениям, как: обслуживание долга (+28%), оборона (+19,8%), соцподдержка населения (+19,5%), спорт, культура и информпространство (+12,7%), а также общественный порядок (+12%). Снижало расходы правительство в свою очередь на: прочие расходы (в 10 раз), госуслуги общего характера (-6,3%), ТЭК и недропользование (-5,4%) и транспорт (-1,9%).

Если посмотреть на экономическую классификацию расходов, то доля текущих затрат госбюджета за минувший год упала на 1,6 п. п., до 77,6%; в абсолютных цифрах речь идет о снижении на 1,2 трлн (или 11%), до 9,53 трлн тенге. Основное снижение произошло по статье «другие текущие расходы» – обрушились в четыре раза, или на 2,1 трлн тенге.

Капитальные расходы госказны выросли на 0,75 п. п., до 13,5%. Несмотря на это, в абсолютных цифрах речь идет о снижении на 4%, или почти 68 млрд, до 1,65 трлн тенге. При этом если в секторе транспорта на уровне местных бюджетов расходы на строительство и содержание автодорог выросли, то на уровне республиканского, напротив, идет снижение. Причем оно сопровождается снижением расходов на строительство новых дорог, и увеличением трат на ремонт и содержание.

Среди администраторов бюджетных программ стоит выделить Комитет национальной безопасности, чей бюджет за ушедший год вырос быстрее всего – в 1,5 раза, или 94,5 млрд, до 298 млрд тенге. Росли траты также по линии Министерства обороны (+22,4%, до 487,5 млрд тенге), труда и соцзащиты (+21%, до 2,57 трлн тенге) и сельского хозяйства (+16,4%, до 403 млрд тенге). Существенное снижение, в свою очередь, отмечено по расходам, курируемым Министерством национальной экономики (более чем в два раза, до 106 млрд тенге), службе госохраны (бывшая служба охраны президента и республиканская гвардия – почти в два раза, до 19,7 млрд тенге) и Министерству индустрии и инфраструктурного развития (-15%, до 942 млрд тенге).

Отдельно особой строкой следует упомянуть о росте расходов на обслуживание правительственного долга. Расходы по линии госбюджета на эти цели выросли на 30%, до почти 1,12 трлн тенге, из которых 1,07 трлн приходится на траты из республиканского уровня. По сравнению с доходной часть бюджета республики это укладывается в прогнозы Министерства финансов , то есть на уровне 12,1%, при безопасном уровне в 15%.

В целом обслуживание долгов в структуре расходов госбюджета стоит на четвертом месте после соцподдержки населения (2,75 трлн тенге), образования (1,95 трлн тенге) и здравоохранения (1,17 трлн тенге). В структуре долговой нагрузки основной рост идет по линии внутреннего долга (рост на 212,6 млрд, до 794 млрд тенге). Рост долговой нагрузки и расходов на его обслуживание вызывает опасения, заявляла ранее председатель Комитета по финансам и бюджету сената Ольга Перепечина в сентябре 2018 года на тематической встрече с представителями Министерства финансов.

На начало 2019 года государственный долг Казахстана составлял 16,04 трлн тенге, или 41,8 млрд долларов. Из этой суммы 30,4 млрд долларов – долг правительства, из которого половина – внешние обязательства (14,7 млрд долларов). За минувший год его объем в тенговом эквиваленте вырос на 2,05 трлн тенге, тогда как в долларовом сократился на 328 млн долларов. Основной рост идет за счет размещения евробондов в IV квартале прошлого года, увеличивший обязательства по еврооблигациям с 6,5 до 7,7 млрд долларов.

Говоря о резервах страны, стоит отметить снижение стабилизационного портфеля Национального фонда за III квартал 2018 года к уровню годичной давности на 20%, или 1,47 трлн, до 6,1 трлн тенге. В структуре портфеля снижение произошло за счет денег и инструментов денежного рынка – на треть, или 1,8 трлн, до 3,9 трлн тенге; при этом объем облигаций в портфеле вырос на 17%, до 2,2 трлн тенге. Сберегательный портфель фонда вырос за аналогичный период на 1,7%, или 852 млрд, до 50,3 трлн тенге. При этом в его структуре произошел равнозначный переток средств из облигаций в инструменты денежного рынка в объеме около 2,5 трлн тенге.

Султан Биманов

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Кого освободят от НДС

Импорт запчастей для самолетов освободят от уплаты НДС.

19 Май 2020 10:34 1308

Кого освободят от НДС

Техобслуживание авиации освободят от НДС до конца года, сообщает inbusiness.kz.

По словам министра национальной экономики Руслана Даленова, до конца текущего года для поддержки летного состояния судов импорт запасных частей к самолетам будет освобожден от НДС, а также аэропорты – от земельного налога и платы за ее пользование.

«Кроме того, техобслуживание и другие услуги в сфере авиации будут освобождены от НДС за нерезидента до конца года», – сообщил он.

Министр также рассказал о мерах по поддержке логистики и туризма.

«Предусматривается освобождение от уплаты НДС автобусных пассажирских перевозок по социально значимым маршрутам. Будут предоставлены налоговые преференции при реализации туристических инвестиционных проектов в приоритетных туристических зонах. Это льготы по КПН, налогу на имущество и земельному налогу», – сказал он.

Для снижения административной нагрузки на шесть месяцев будет отменен 10-кратный размер сбора за хранение грузов, простаивающих свыше 48 часов с момента уведомления, продолжил Даленов.

«Также будет отменен таможенный досмотр контейнерных поездов при транзите. А при импорте досмотр будет проводиться один раз на станции назначения. Уровень субсидирования железнодорожных перевозчиков будет сохранен с учетом ограничительных мер. Срок действия предельных уровней тарифов на услуги судозахода будет продлен», – резюмировал он.

Дана Карина

Прогрессивный ИПН: во всех ли случаях он нужен?

Стоит ли применять шкалу ставок в сделках с недвижимостью, при получении дивидендов и по договорам ГПХ.

18 Май 2020 09:13 925

Прогрессивный ИПН: во всех ли случаях он нужен?

11 мая на заключительном заседании госкомиссии по ЧП президент Касым-Жомарт Токаев высказал мнение, что пришло время проработать вопрос введения прогрессивной шкалы ИПН в отношении заработных плат и других видов дохода. На следующий день он предложил примерную градацию ставок этого налога: для тех, кто получает 250-300 тыс. тенге, – 7%, у кого зарплата от 300 тыс. до 1,5-2 млн, – 10%, более 25 млн в год – до 15%. Глава государства поручил правительству внести предложения, затем вопрос обсудят с общественностью, депутатами и экспертами. Окончательное решение, вводить прогрессивную шкалу или нет, примет глава государства.

«Казахстанский Налоговый кодекс имеет пример применения прогрессивной шкалы налогообложения – в части расчета налога на имущество с недвижимости физических лиц», – говорит налоговый консультант, директор тренинг-центра для бухгалтеров Yantsen Company Наталья Янцен.

– Наталья, есть ли сегодня те, кто платит ИПН по ставке 0%?

– На сегодняшний день применяется единая ставка ИПН для всех видов активных доходов физических лиц, и она равна 10%, а дивиденды облагаются по ставке 5%. Это так называемая плоская шкала.

Отдельные суммы доходов работников не подлежат обложению налогом. В частности, сумма дохода в размере минимальной заработной платы (МЗП) – 42 500 тенге. Кроме того, к заработным платам, которые не превышают 25 месячных расчетных показателей, применяется корректировка 90% от суммы начисленной зарплаты, минус вычеты («пенсионка» и МЗП). По Налоговому кодексу в случае корректировки применяется МРП, установленный на 1 января. Соответственно, при действующей системе расчета индивидуальный подоходный налог с суммы 25 МРП (66 275 тенге) практически отсутствует (171 тенге).

– Если взять для отсчета 300 тысяч тенге, сколько сейчас составляет подоходный налог с этой суммы?

– Сегодня с 300 тысяч тенге начисленной заработной платы работника, для которого это единственное место работы и который не является пенсионером, при ставке 10% и текущем расчете сумма ИПН составит 26 550 тенге:

300 000 х 10% = 30 000 (ОПВ, обязательные пенсионные отчисления);

(300 000 – 30 000 – 42 500 (МЗП)) х 10% = 26 550 тенге.

– Может ли прогрессивная шкала дать реальное снижение налога для большого количества граждан?

– Если представить, что система расчета налогов останется такой же, то есть будут применяться вычеты и необлагаемые доходы, а ставки при этом станут прогрессивными, то исходя из предложенной президентом градации существует вероятность как снижения суммы налогов, так и ее увеличения.

Вопрос только в том, как именно будет исполнено поручение президента. То есть начиная с какой суммы правительство предложит увеличенную ставку по сравнению с действующей и останется ли система расчета, как я сказала выше, прежней.

Если вернуться к примеру с начисленной заработной платой в 300 тысяч тенге, то при ставке налога до этой суммы в 7% и прежней системе расчетов (вычеты, необлагаемые доходы) сумма налога уменьшится:

300 000 х 10% = 30 000 (ОПВ);

(300 000 – 30 000 – 42 500 (МЗП)) х 7% = 15 925 тенге.

Фактически при описанном подходе, если нечто подобное будет реализовано, увеличение индивидуального подоходного налога возникнет только с суммы заработных плат свыше 1,5-2 млн тенге. Таких работников в Казахстане меньшинство.

– Насколько велики риски ухода зарплат в тень?

– Для увеличения налоговой базы и вывода заработных плат низкого и среднего уровня из тени налогообложение должно быть более выгодным, нежели сейчас.

Например, с суммы доходов до 25 МРП (66 275 тенге), к которой сейчас применяется корректировка доходов на 90% и ИПН максимально составляет 171 тенге, при новой системе прогрессивного налога ИПН, в принципе, не должен применяться, чтобы не было ухудшения с налогообложением заработных плат этого уровня. А таких в Казахстане по регионам очень много, в сельских районах, да и в городах, кроме областных и приравненных к ним, большинство людей получают такую заработную плату.

С сумм дохода свыше 25 МРП (66 275 тенге) и до 250-300 тыс. тенге, о чем говорил президент, ставка налога должна быть меньше 10%, например, предложенные президентом 7%, опять же для того, чтобы новая система была более стимулирующей по сравнению с единой ставкой 10% сейчас.

А вот уже с сумм свыше пойдет применение действующего размера ставки 10% до предложенных сумм доходов в 1,5-2 млн тенге, и размер налоговой нагрузки в этом случае останется прежним.

И только свыше сумм доходов возможна уже более высокая ставка, нежели текущая 10%.

Если будет реализован именно такой подход с обязательным сохранением существующей системы вычетов и необлагаемых доходов, то произойдет реальное снижение подоходного налога для большинства граждан РК, налоговая нагрузка на бизнес снизится, что приведет к постепенному выводу заработных плат из тени и, соответственно, к увеличению налоговой базы.

– Как быстро проявится этот эффект?

– Первоначально, конечно, будет снижение поступления индивидуального подоходного налога в бюджет, но с ростом налоговой базы в долгосрочной перспективе это даст и увеличение доходов государства от зарплатных налогов.

И тогда можно говорить о плюсах прогрессивного налогообложения для большинства людей и бизнеса и реализации поставленных главой государства целей.

– Как Вы думаете, нужно ли вместе с введением прогрессивной шкалы ИПН менять всю структуру налогов и платежей с заработной платы?

– Помимо индивидуального подоходного налога, с доходов работников взимается еще пять видов платежей. Для легализации всех малых и средних доходов желательно бы посмотреть еще в сторону других платежей, которые значительны.

Сейчас вместе с ИПН налоговая нагрузка на предпринимателя на каждые 100 тыс. тенге, выданные сотруднику на руки, составляет дополнительно 32 тыс. тенге, то есть 32% налогов и социальных платежей он уплачивает в казну и государственные фонды. Если налоговая нагрузка снизится только по ИПН, то эффект будет не такой быстрый, нужны дополнительные меры снижения нагрузки и по другим платежам с заработных плат.

Однако общество, исходя из многочисленных комментариев в социальных сетях в аккаунтах профессиональных сообществ бухгалтеров, да и не только там, сейчас опасается, что государство может предусмотреть совсем другой сценарий, при котором произойдет увеличение сумм ИПН с доходов физических лиц и налоговой нагрузки бизнеса.

При негативном сценарии с увеличением нагрузки на зарплаты как минимум до 300 тыс. тенге, мы неизбежно получим обратный эффект, различного рода «оптимизации» бизнесом налогов с заработных плат, опять конверты и т. д. для поддержания привычного уровня налогообложения.

– На Ваш взгляд, какие принципиально важные моменты нужно учитывать при введении прогрессивной шкалы ИПН?

– Индивидуальный подоходный налог у нас применяется не только к доходам работников, но также к доходам физических лиц по договорам гражданско-правового характера (ГПХ). И если, например, вы пишите книгу, проводите исследование и т. п. и получаете гонорар свыше 2 млн тенге, то тогда налоговая нагрузка на вас существенно увеличится, поскольку при расчете подоходного налога с таких доходов не учитываются те же вычеты, которые есть при зарплатах, и плюс более высокая ставка налога.

Также индивидуальный подоходный налог взимается с предпринимательских доходов индивидуальных предпринимателей, работающих на общеустановленном налоговом режиме, с имущественных доходов при реализации недвижимости и т. д.

В описанных случаях суммы доходов могут быть значительными, и, соответственно, налоговая нагрузка существенно увеличится по сравнению с действующей ставкой 10%, если к данным доходам применят такой же подход прогрессивной ставки ИПН.

Я считаю, что по предпринимательским доходам, имущественному налогу, доходам по договорам ГПХ нужно тщательно продумать, стоит ли применять прогрессивную ставку или лучше оставить их налогообложение в нынешнем виде.

А еще есть и дивиденды, в настоящий момент ставка по ним 5%, и есть льгота по освобождению от налога, если учредитель является таковым уже более трех лет. Важен вопрос, что будет с дивидендами при прогрессивной шкале налогообложения. Оставят для них сниженную и единую ставку 5% или нет?

– Насколько сложно будет применять на практике прогрессивную шкалу?

– Для бухгалтеров и индивидуальных предпринимателей в прогрессивной системе налогообложения минусами является сложность расчетов в сравнении с плоской единой шкалой. Соответственно, вероятность ошибок увеличивается. Особенно это скажется на ситуациях, когда первоначально какие-то доходы работников не были учтены в силу различных причин, и бухгалтер будет производить доначисление дохода и налогов, пересдавать налоговые отчеты. Он имеет на это право в течение срока исковой давности.

С прогрессивной шкалой налогообложения, когда доначисление приведет к той сумме, что попадает под более высокую ставку, возникнут сложности даже не столько в самих расчетах, сколько в отражении доначислений в дополнительной налоговой отчетности.

– Достаточно ли хорошо выстроено налоговое администрирование в Казахстане, чтобы собираемость ИПН была на высоком уровне при использовании прогрессивной шкалы?

– Администрирование прогрессивных ставок индивидуального подоходного налога государственными органами будет гораздо более сложным.

В Казахстане основной контроль налогоплательщиков осуществляется не через налоговые проверки, а посредством камерального контроля, в том числе по сданным налоговым отчетам. И если по очередным отчетам налогоплательщиков будет возможно настроить алгоритмы проверки правильности исчисления ИПН по градациям прогрессивной шкалы, то с учетом дополнительных форм налоговой отчетности и сменой ставки в связи с увеличением/уменьшением облагаемой базы это будет уже гораздо более сложной задачей.

И эти моменты надо тщательно продумывать при реализации концепции прогрессивного индивидуального подоходного налога.

Елена Тумашова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: