Ключевые тенденции периода
- На фоне увеличения объемов экспорта сырья (+11% за январь-февраль), дальнейшего роста цен на рынке энергоресурсов (+38% за 3М22), ослабления курса нацвалюты (на 8,2% за 3М22) и высокой экономической активности в стране (ВВП вырос на 4,4%) – налоговые поступления в консолидированный бюджет (КБ) значительно возросли.
- За январь-март 2022 г. было собрано ₸4,7 трлн налогов, что в два раза превышает результат за аналогичный период прошлого года.
- В абсолютных параметрах наибольший рост налогов отмечается в республиканском бюджете (+₸1,3 трлн). Около 90% указанного прироста приходится на поступления по ЭТП на нефть (+₸212 млрд), НДС на товары внутреннего потребления (+₸409 млрд) и КПН (+₸502 млрд).
- Таким образом, за I квартал текущего года исполнение годового плана по налоговым сборам составило 30,9% против показателя за аналогичный период прошлого года в 20,4%.
- В то же время расходы КБ выросли на 28%. или ₸1,1 трлн, до ₸5,2 трлн, превышая доходную часть на 8%. или ₸0,4 трлн.
- Наиболее сильно выросли затраты на соцпомощь и соцобеспечение (+₸67 млрд), сферу образования (+192 млрд) и расходы на обслуживание и погашение займов (+₸559 млрд), на которые приходится 74% от совокупного прироста расходов.
- Для финансирования дефицита бюджета было привлечено займов на ₸0,7 трлн при годовом плане привлечений ₸4,7 трлн (+₸803 млрд). Таким образом, годовой план исполнен лишь на 14%.
- В то же время объем трансфертов из Нацфонда в республиканский бюджет составил ₸1,2 трлн из запланированных на текущий год ₸4,6 трлн (гарантированный – 4,0 и целевой – 0,6). Отметим, трансферты из Нацфонда сохраняются выше ₸4,5 трлн третий год подряд.
- На этом фоне активы Нацфонда к ВВП снизились до 34% с 40% годом ранее и приближаются к неснижаемому остатку (не менее 30% от ВВП)..
Резюме
В I квартале текущего года рекордные цены на энергоресурсы, увеличение их объема экспорта в сочетании с дальнейшим восстановлением экономической активности в стране способствовали значительному росту налоговых поступлений в КБ.
На этом фоне исполнение годового плана по налоговым сборам составило 30,9%, против показателя в аналогичном периоде прошлого года в 20,4%. При этом суммарный объем поступлений в КБ, по актуальному ПСЭР на 2022-2026 гг., вырастет до 20,2% к ВВП с показателя 18,4% в 2021 году.
Среди потенциальных рисков исполнения указанного прогноза отметим неполное восстановление КТК (по оценкам Всемирного банка, за месяц простоя объемы нефтяного экспорта могут сократиться на 5-6% в 2022 году) и дисконт к рыночным ценам Brent из-за транспортных издержек.
Напомним, среднегодовая цена нефти в бюджете заложена на уровне 90 долларов за баррель. Ввиду высоких объемов трансфертов последние три года подряд (свыше 4,5 трлн тенге) активы Нацфонда приближаются к неснижаемому остатку (не менее 30% от ВВП).
Соответственно, растет необходимость принятия мер для стабилизации его активов, недопущению их дальнейшего сокращения (сберегательной функции) и снижения ненефтяного дефицита. По обновленному ПСЭР на 2022-2026 гг., из-за увеличения расходов в текущем году ненефтяной дефицит КБ вырастет до 9,2% от ВВП, что превышает прошлогодний показатель в 8,9%.
Между тем для укрепления фискальной устойчивости и поддержания стабильности активов Нацфонда в бюджетное законодательство с 2023 года будет внедрено контрцикличное фискальное правило. Его основными приоритетами станут повышение макроэкономической стабильности, устойчивости экономического роста, а также снижение зависимости баланса бюджета от цен на сырьевых рынках.