Прошедшая неделя преподнесла налогоплательщикам очередной "сюрприз" от комитета государственных доходов, заявляют в Национальной палате предпринимателей. Министр финансов приказом от 28 марта 2022 года утвердил новые правила возврата НДС. В НПП утверждают, что они приняты в срочном порядке и без обсуждения с бизнес-сообществом, передает inbusiness.kz.
Новые правила, считают в "Атамекене", идут вразрез с действующими нормами Налогового кодекса. Налогоплательщики практически теряют право на упрощенный порядок возврата превышения по НДС.
В департаменте налогообложения НПП объясняют: прежде чем осуществить возврат НДС в упрощенном порядке, органы государственных доходов будут запускать отчет "Пирамида", оценивать по непонятным критериям деятельность налогоплательщика, а также рассчитывать сумму к возврату, исходя из процента конвертации экспортной выручки.
В качестве нарушения по критериям риска для автовозврата НДС вынесен критерий "Взаиморасчеты со взаимосвязанными сторонами". Но правом применения упрощенного возврата НДС пользовались вертикально интегрированные компании, которые имеют свои дочерние компании, образующие в совокупности корпоративную группу.
Эти правила, обращают внимание в НПП, в корне меняют порядок формирования отчета "Пирамида" для крупных налогоплательщиков, имеющих право на упрощенный возврат НДС, распространяя его действие не только на непосредственных поставщиков, но и поставщиков 2-го и последующих уровней. "Атамекен" неоднократно заявлял о необходимости обсуждения правил с бизнес-сообществом, в том числе на совещании у заместителя премьер-министра Бахыта Султанова, однако комитетом государственных доходов это предложение было проигнорировано.
Утвержденные правила, заявляют в Национальной палате предпринимателей, противоречат нормам Налогового кодекса, а также поручениям президента о необходимости реформ регуляторной системы, которая по-прежнему остается громоздкой. Об этом глава государства говорил в послании народу Казахстана 1 сентября 2020 года:
"Любое незаконное вмешательство государственных структур в предпринимательскую деятельность, воспрепятствование работе бизнесменов должны восприниматься как тягчайшее преступление против государства".