DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 298,16 Brent 36,55
Руслан Бекетаев: «Компания должна наработать определённый опыт, а потом уже участвовать в государственных закупках»

Руслан Бекетаев: «Компания должна наработать определённый опыт, а потом уже участвовать в государственных закупках»

Вице-министр финансов разъяснил идеологию нововведений законодательства о госзакупках.

19 Январь 2019 06:49 6604

Руслан Бекетаев: «Компания должна наработать определённый опыт, а потом уже участвовать в государственных закупках»

Автор:

Елена Тумашова

С 1 января 2019 года в Казахстане действует обновлённое законодательство о государственных закупках и закупках квазигосударственного сектора. В конце прошлого года глава государства одобрил соответствующие изменения и дополнения. Упростить процедуру участия, повысить квалификацию потенциальных поставщиков (недавно открывшиеся ИП и опытные поставщики не должны стоять в одном ряду) – и вот, на что в целом направлены поправки.

Идеология, к которой пришли разработчики

«Закон, в принципе, получился сбалансированным, все основные интересы государства, бизнеса и общества в целом учтены, – дал характеристику вице-министр финансов Руслан Бекетаев. – Мы постарались сделать закон с учётом всех мнений, но, конечно, и с учётом позиции Министерства финансов, касающейся необходимости отвечать жёстким требованиям».

В качестве важного обновления закона вице-министр финансов в первую очередь отметил введение понятия «финансовая устойчивость».

«Не секрет, и многие с этим сталкивались, что в закупках выигрывали компании, которые не представляли собой ничего, по крайней мере, на момент реализации проекта. Поэтому мы решили придерживаться такой идеологии: компания должна наработать определённый опыт, а потом уже участвовать в государственных закупках. Для этого мы как раз дали 50-процентную возможность отдавать на субподряд», – сказал Руслан Бекетаев.

Пороговую сумму увеличили

Директор Департамента государственных закупок Министерства финансов Сабит Ахметов рассказал, что нововведения законодательства можно условно разделить на три блока.

Первый – поправки, направленные на упрощение процедур госзакупок.

«Законодательство о госзакупках у нас очень регламентировано, что обусловлено тем, что эта сфера наиболее подвержена коррупционным рискам», – сказал он.

В качестве решения проблем было утверждено увеличение пороговой суммы закупок из одного источника по работам и услугам со 100 МРП до 500 МРП (один месячный расчётный показатель с 1 января 2019 года составляет 2525 тенге. – Ред.).

«С одной стороны, мы упрощаем закупки для таких небольших объёмов, но в то же время ужесточаем требование по крупным закупкам», – прокомментировал Сабит Ахметов.

В рамках введения четвёртого уровня бюджета (с 1 января 2018 года внедрён самостоятельный бюджет местного самоуправления – четвёртый уровень бюджета города районного значения, сельского округа, села, посёлка с численностью населения свыше 2000 человек. – Ред.) для сельских акиматов этот порог увеличивается до 3000 МРП на закуп работ, товаров и услуг. Норма будет действовать до 2021 года на период формирования навыков работников сельских акиматов по проведению госзакупок.

Квалифицированных участников станет больше

Вторая группа изменений – нормы, направленные на повышение квалификации потенциальных поставщиков.

Как пояснил Сабит Ахметов, с переходом на электронный формат у компаний появилась возможность, территориально находясь в одном регионе, подавать заявку на участие в госзакупках в другом регионе.

«Получилось, что на один конкурс у нас выходит 50-60 компаний. Зарубежные эксперты, которые делают обзор нашего законодательства, отмечают, что это ненормальное явление и недобросовестная конкуренция – когда в одном ряду стоят квалифицированные компании и индивидуальные предприниматели, которые буквально вчера открылись», – сказал он.

Обновлённый закон направлен на повышение квалификации потенциальных поставщиков.

Как будут бороться с «одним источником»

Третий блок – поправки, направленные на снижение доли закупок из одного источника.

«Корень зла находится в этом способе закупок», – говорит Сабит Ахметов.

Несостоявшиеся торги являлись основанием для осуществления закупки из одного источника, «теперь эта лазейка закрыта».

«Например, в торгах участвовали 10 компаний, из них девять отклоняют, одну допускают, и эта компания, как правило, была аффилированной, давала максимальную цену, не снижала стоимость. Состоявшейся считается закупка при двух и более допущенных участниках. Когда все другие участники отклонены, и остался один участник, то заключали договор с ним», – поясняет Сабит Ахметов.

Теперь же законом установлено, что если к торгам допущена одна компания или не допущен никто, то заказчик обязан провести повторную закупку – и так до тех пор, пока на конкурс не будет допущено две и более компании.

Для борьбы с другой проблемой – демпингом – определён порог, ниже которого нельзя предлагать цену. Например, для строительно-монтажных работ это 10% от суммы. В этой сфере – проведении строительно-монтажных работ – есть проблема некачественного исполнения договорных обязательств из-за того, что участники необоснованно снижают цены.

Жалобщики потеряют силу

В 2015 году со стороны участников госзакупок поступило только 2000 жалоб, по итогам 2018-го – свыше 16000. Законодательные нововведения исключат факты необоснованного обжалования, что связано с так называемым взаимным просмотром. Как пояснил Сабит Ахметов, если раньше были участники, которые подделывали документы, для того чтобы просмотреть информацию о других компаниях-участницах, то теперь информация станет доступной не в рамках протокола вскрытия, а на более поздних сроках.

Кроме того, законодательно введена норма, согласно которой жалобы третьих лиц теперь не смогут приостановить закупку. Третьи лица – это компании, которые неожиданно подавали жалобу, хотя сами в процессе закупки участия не принимали. Их целью было именно приостановить закупку. Теперь они не смогут действовать по такой схеме.

Участники смогут менять тариф

Также, как пояснил директор Департамента государственных закупок, для повышения квалификации участников государственных закупок предусмотрена такая норма, как платный доступ к порталу госзакупок.

«Мы даём доступ к порталу только тем, кто имеет реально намерение участвовать. Этим способом мы хотим бороться с так называемыми профессиональными жалобщиками. Они участвуют только ради того, чтобы сорвать закупку и получить незаконную выгоду от того, что подают жалобу», – говорит собеседник.

Тарифы размещены на портале госзакупок. Например, при сумме до 1 млн тенге стоимость «подписки» составляет 1 МРП, при сумме до 10 млн тенге – 10 МРП.

«Максимально – 308000 тенге. Плата будет взиматься раз в год. Если захочет перейти на другой тарифный план, то сможет это сделать, доплатив недостающую сумму», – отметил представитель госоргана.

Ещё одно нововведение – внесение обеспечения исполнения договора для поставщиков, участвующих в запросе ценового предложения.

«Этого раньше никогда не было», – комментирует собеседник. Теперь всем участникам закупок, которые участвуют в запросе ценового предложения, необходимо после заключения договора вносить обеспечение исполнения. В противном случае на одиннадцатый день участник автоматически оказывается в реестре недобросовестных участников.

Какие нарушения самые распространённые

Самое главное нарушение, по словам Сабита Ахметова, – необоснованное отклонение заявок, второе – неправильный расчёт условной скидки, третье – неправомерный допуск к участию.

«Распространённое нарушение – завышенные требования, или, как мы называем его, «заточка». Это когда техническая спецификация готовится под определённого потенциального поставщика», – говорит он.

Сабит Ахметов приводит цифру – примерно 30% госзакупок осуществляется с нарушениями. В конце декабря прошлого года, представляя проект закона по госзакупкам в сенате, министр финансов Алихан Смаилов говорил, что объём закупок в Казахстане составляет около 13 триллионов тенге, из них примерно 3,3 триллиона тенге – это госзакупки и три четверти – закупки квазигосударственного сектора и недропользователей.

На какой объём закупок нацелились в Алматы в 2019 году

Встреча, на которой выступали вице-министр финансов Руслан Бекетаев и директор Департамента государственных закупок Министерства финансов Сабит Ахметов, прошла в акимате Алматы 18 января. В южных регионах – Алматы, Туркестанской области и в частности в Шымкенте – велика доля госзакупок, в том числе за счёт сектора строительства.

Заместитель акима города Алматы Асель Жунусова поделилась цифрами, которые иллюстрируют рост экономии в Алматы за счёт перевода закупок в электронный формат. В 2016 году – восемь миллиардов тенге, в 2017 году – почти 14 миллиардов тенге.

Отметим, что в июле прошлого года, выступая на заседании правительства, на котором рассматривались вопросы цифровизации финансового сектора, премьер-министр Бакытжан Сагинтаев говорил о том, что осуществление государственных закупок в электронном формате позволяет экономить бизнесу до 10 миллиардов тенге ежегодно (на почтовых и командировочных расходах), государству – более 200 миллиардов тенге.

Асель Жунусова привела и такие цифры: в 2018 году в Алматы было проведено 136000 закупок на общую сумму 396 миллиардов тенге – первое место по стране по количеству и объёму закупок. На 2019 год администраторами бюджетных программ, их подведомственными организациями – всего 597 организаций – предусмотрено проведение 58622 закупок на общую сумму 242 миллиарда тенге в городе Алматы.

Елена Тумашова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Как разыгрывался конкурс на медиабюджет столицы?

Inbusiness.kz попытался разобраться в объективности победы малоизвестного ТОО, а также других бенефициаров этого решения.

26 Май 2020 15:26 539

Как разыгрывался конкурс на медиабюджет столицы?

Фото: rbc.ru

На минувшей неделе в публичное поле вырвалась критика результатов конкурса на закупку услуг по медиаосвещению деятельности акимата столицы Казахстана. Победителем неожиданно стала темная лошадка в лице ТОО New Vision LTD, учредителем и руководителем которой стала малоизвестная 23-летняя Азиза Абильбек. Inbusiness.kz не мог пройти мимо этой истории, попытавшись на основе фактов восстановить все детали спорного конкурса на медиабюджет города Нур-Султана.

Начать, пожалуй, стоит с небольшой сухой хроники. Речь идет об оказании информационно-коммуникационных услуг и организации работы медиацентра акимата столицы. В деталях, речь идет о всестороннем освещении деятельности акима и его подчиненных по развитию мегаполиса посредством публикаций на интернет-сайтах, в соцсетях и через блогеров, на телевидении, организации конференций и многое другое.

Примечательно, что, помимо требований по материально-техническому оснащению и кадровыми ресурсами, потенциальному участнику требовался договор намерения сотрудничества с республиканским каналом на показ передачи Astana life, а также соответствующий договор намерения о ротации видеороликов на республиканских каналах.

В результате из шести участников только двое смогли соответствовать квалификационным требованиям конкурса – ТОО New Media Marketing и ТОО New Vision LTD. Уже в самом конкурсе последнее предложило более низкую цену – 200 млн тенге (без учета НДС) против 214,12 млн со стороны ТОО New Media Marketing. Так и победили.

Сам жалобу написал, сам ее и отменю

Примечательно, что сразу после оглашения результатов конкурса один из участников, выбывших еще на этапе предквалификационного отбора (ИП Копбай), написал жалобу (скачать документ) на действия конкурсной комиссии, якобы прозевавшей несоответствие конкурсной документации ТОО New Vision LTD квалификационным требованиям.

Во-первых, потенциальный поставщик, исходя из жалобы ИП Копбая, предоставил договор намерения о сотрудничестве с ТОО «Телевидение г. Астаны», тогда как необходимо было иметь договор с АО «Агентство «Хабар», как подлинным правообладателем передачи Astana Life; во-вторых, несоответствие трудовых ресурсов заявленным требованиям акимата (в самой жалобе идет перечисление); в-третьих, несоответствия в части материально-технических ресурсов с требованиями заказчика (также перечисляется).

Еще большее удивление вызывает ответ на жалобу со стороны РГУ «Департамент внутреннего государственного аудита по городу Нур-Султану комитета внутреннего государственного аудита министерства финансов РК». В нем госорган отмечает, что после пяти поданных 26 марта 2020 года жалоб уже 30 марта ИП Копбай обращается в госорган с просьбой о прекращении рассмотрения поданных ранее жалоб (вх. № ФЛ-717 от 30 марта 2020 года на основании пп. 7 ст. 14 Закона РК № 221 «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц»).

Собственно, на этом основании госорган принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы, не предоставив по существу ответы на перечисленные пункты нарушения, указанные в жалобе.

Связаться с Дауреном Копбаевым, на которого зарегистрировано ИП Копбай, чтобы выяснить причины его решения отменить рассмотрение жалобы, inbusiness.kz не удалось. Указанный на сайте госзакупок контактный телефон якобы принадлежит не ему – так ответил человек, снявший трубку; письма на электронную почту остались без ответа. Однако, будь у inbusiness.kz документы, можно было бы продолжить разбор полетов уже с министерством финансов РК.

Кого подвинули?

Исходя из жалобы Даурена Копбая, имеющейся в открытом доступе, видно, что победитель конкурса – ТОО New Vision LTD не имело договора намерения на показ передачи с АО «Агентство «Хабар». Так это в действительно или нет, мы не утверждаем в отсутствие документов, но допустим, что это так.

На сайте телеканала «Хабар» и его дочерней структуры «24.kz», inbusiness.kz обнаружил пятиминутные сюжеты передачи Astana Life, отснятые в 2018-2019 годы. Просмотрев целый ряд сюжетов, редакция inbusiness.kz не смогла обнаружить на них обозначения, отражающего наличие авторских прав на контент как у канала, так и исполнителя. Не исключено, что такие права принадлежат заказчику, однако утверждать что-то на этот счет без фактов однозначно невозможно.

В 2019 году тендер акимата на услуги по изготовлению и размещению передачи выиграло ТОО New Media Marketing, о чем говорят как сайт госзакупок, так и счета на оплату по акту выполненных работ. Всего у данного ТОО было три договора с ГУ «Управление по делам общественного развития г. Нур-Султана» на общую итоговую сумму около 75 млн тенге, хотя изначально договорная сумма была вдвое меньше.

К 2020 году у ТОО New Media Marketing накопился пятилетний опыт в этой сфере, что и отражено в итоговом протоколе конкурсной комиссии. И, судя по практике работы в последние два года, бенефициаром такого сотрудничества становился телеканал «Хабар», собственником которого значится профильное министерство.

Однако в текущем году победителем неожиданно стало ТОО New Vision LTD, у которого, как опять же указано в протоколе, такой опыт отсутствовал вовсе. К слову, учредителем и первым руководителем ТОО New Media Marketing значатся Муслим Макажанов и Марат Аубакиров.

Кто стоит за победителем? Ищи, кому выгодно

ТОО New Vision LTD в лице 23-летней Азизы Абильбек в текущем году выиграло сразу три открытых конкурса: от акимата г. Нур-Султана (224 млн тенге), АО «Агентство «Хабар» (13,44 млн тенге) и министерство труда и соцзащиты населения (13,44 млн тенге). Если контракт с акиматом ранее мы разобрали, то с телеканалом «Хабар» речь идет о продвижении в Интернете; с министерством речь идет об изготовлении трех видеороликов про госпрограмму «Енбек» и их прокрутке в эфире республиканского телеканала не менее 114 раз в прайм-тайм на казахском и русском языках. О самой г-же Абильбек информации мало, а отсутствие опыта не позволяет увидеть все ее бизнес-связи.

Однако что можно обнаружить, просматривая реестр договоров ГУ «Управление внутренней политики г. Нур-Султана» за текущий год? Inbusiness.kz обратил внимание, что из четырех упоминаний телеканалов в качестве поставщиков трижды фигурирует ТОО «Телевидение г. Астаны» и лишь однажды АО «Агентство «Хабар».

Суммарный госбюджет, полученный телеканалом «Астана» от акимата столицы, по данным сайта госзакупок, составляет свыше 286 млн тенге, которые пойдут на: 1) изготовление и показ 14 социальных и информационно-аналитических передач; 2) производство и ротацию спецрепортажей, видеороликов и документальных фильмов по предотвращению коронавируса властями столицы; 3) производство и показ информационно-аналитической передачи «Елорда Live». И это без учета средств, которые телеканал получит от ТОО New Vision LTD за показ телепередачи Astana Life в эфире.

Для сравнения, телеканал «Хабар» выиграл лишь один конкурс на 50 млн тенге от акимата на создание и ротацию на республиканских каналах тематических видеосюжетов о мерах по предупреждению распространения коронавируса.

Как видим, история с победой малоизвестного ТОО New Vision LTD еще полна открытых вопросов, в том числе и того аспекта, насколько объективно конкурсная комиссия подходила к оценке квалификации данной компании. Сама Азиза Абильбек не ответила на вопросы, которые редакция направила на почту.

Стоят ли 200 млн тенге (без учета НДС) освещение деятельности акима и его подчиненных по развитию мегаполиса посредством публикаций в интернет-сайтах, соцсетях и через блогеров, на телевидении, организации конференций таких денег при полном информационном поводе. В условиях дефицита бюджета разумно ли тратить столь огромные деньги на освещение работы акима? Возможно, местные власти боятся, что их работа на безвозмездной основе будет освещаться не так позитивно, как хотелось бы.

Султан Биманов

Нацкомпании будут закупаться по-новому

Готовятся изменения в правила закупок квазисектора.

19 Февраль 2020 09:08 3898

Нацкомпании будут закупаться по-новому

Правила осуществления закупок квазисектора будут вестись по-новому. На egov.kz размещены планируемые изменения в приказ минфина касательно приобретения товаров и услуг нацхолдингов. Обсуждение нормативно-правового акта продлится до 28 февраля.

Поправки касаются широкого спектра вопросов – от исключения некоторых позиций из плана закупок до признания демпинга и правил проведения закупок методом аукциона. Остановимся подробнее на некоторых моментах. Так, в частности законопроектом предусмотрено исключить из закупок представительские расходы, командировочные расходы и приобретение услуг, связанных с командировочными расходами (авиа-, железнодорожные билеты). Обоснованием является тот факт, что представительские расходы планируются одной суммой без разбивки на примерные суммы и период их использования. Правила закупок предполагают приобретение закупок способом из одного источника, то есть без ограничения суммы. Зачастую визит как иностранных, так и не иностранных делегаций невозможно предусмотреть заранее. Так, устное поручение о проведении представительских мероприятий и примерная смета на их расходы поступают за несколько часов до самого мероприятия.

В этой связи разработчик предлагает осуществлять расходы путем оформления приказа руководителя, составления сметы и перечисления денежных средств материально ответственному лицу либо другому лицу, ответственному за проведение мероприятия, с предоставлением после проведения мероприятия в бухгалтерию документов, подтверждающих оплату и оказание услуг, в соответствии с лимитами отдельных видов адмрасходов нацхолдингов (за исключением Фонда национального благосостояния).

Также рассматривается вопрос исключения из закупок выплат вознаграждений членам органа управления и наблюдательного совета, а также приобретения товаров, услуг, необходимых для обеспечения органа управления и (или) наблюдательного совета. В обосновании говорится, что, учитывая статус членов совета директоров/наблюдательного совета (зачастую нерезиденты), возникает необходимость заключения договоров с определенными потенциальными поставщиками, стоимость услуг которых может значительно превысить стоимость услуг других потенциальных поставщиков. Например, расходы на аренду автомобилей представительского класса с литерными знаками в госномере, позволяющими обеспечение беспрепятственного проезда автотранспорта на территорию и к центральным входам зданий АП РК, правительства, парламента, Дома министерств и других госучреждений, к первой линии пассажирского терминала аэропорта города Нур-Султана и т. д. Такие услуги предоставляет лишь одна организация в Казахстане – РГП «Автохозяйство УДП РК», стоимость которых рассчитывается по утвержденному тарифу почасово и значительно превышает стоимость транспортных услуг других потенциальных поставщиков – частных организаций.

Услуги проживания членов СД/НС в городе проведения заседания в отелях определенного уровня. Независимые директора являются и членами нескольких комитетов (по аудиту, по стратегиям, по назначениям), проводимых перед заседаниями СД/НС в разное время, которые по независящим причинам могут быть перенесены в день планируемого проведения заседания. Т. е., поскольку такие отели работают только по 100%-ной предоплате, при переносах заседаний СД, НС возникает риск расходов при непроведенных заседаниях. По этим причинам механизм оплаты услуг здесь предлагают такой же, как и при представительских расходах.

Локализацию и (или) ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, аварий на электроэнергетических объектах, коммуникационных системах жизнеобеспечения; объектах железнодорожного, воздушного, автомобильного, морского транспорта, связи; очистных сооружениях; нефтетрубопроводах; газопроводах и иных опасных производственных объектах; а также при возникновении поломок; выходе из строя коммуникаций, механизмов, агрегатов, запасных частей и материалов в пути следования, требующих незамедлительного восстановления, а также товаров, работ и услуг при возникновении поломок; выходе из строя оборудования, механизмов, задействованных в технологическом процессе, требующих восстановления, также предлагают осуществлять способом из одного источника.

В обосновании указывается, что, поскольку опасные природные явления, катастрофы, стихийные и иные природные бедствия, технологические и техногенные явления/ситуации, а также аварии на электроэнергетических объектах (пример: крупная авария на подстанции «Левобережная», г. Нур-Султан, в ночь с 9 на 10 ноября 2019 года, в результате чего была обесточена большая часть левобережья г. Нур-Султана), предусмотренные подпунктом, являются непредсказуемым явлением, во избежание рисков срыва гособоронзаказа, остановки производственного процесса ввиду длительного согласования корректировки бюджета, плана закупок необходимо предусмотреть для заказчиков такое право – осуществлять закупки товаров, работ и услуг для ликвидации последствий вышеуказанных явлений, не включая их в план закупок.

Когда цена признается демпинговой

В законопроекте расписаны случаи, когда цена признается демпинговой. Так, ценовое предложение на оказание инжиниринговых услуг в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (технический и авторский надзоры, управление проектом) признается демпинговым, если оно ниже цены, рассчитанной в соответствии с утвержденными госнормативами, более чем на 15%.

Также ценовое предложение (аккредитованной экспертной организации) на работы по комплексной вневедомственной экспертизе проектов строительства объектов признается демпинговым, если оно ниже стоимости, устанавливаемой в соответствии с правилами определения стоимости работ по проведению комплексной вневедомственной экспертизы проектов строительства объектов, а также комплексной градостроительной экспертизы проектов градостроительного планирования территорий различного уровня.

В еще одном случае предложение на консультационные (консалтинговые) услуги признается демпинговым, если оно более чем на 70% ниже среднеарифметической цены всех представленных ценовых предложений, не превышающих сумму, предусмотренную для закупки, и (или) ниже выделенной суммы более чем на 50%.

Напомним, с начала этого года план закупок квазисектора согласуется с министерством финансов.

Майра Медеубаев

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: